Занятие входит в подборку мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся 9–12 лет от педагогов Мозырского центра творчества детей и молодежи http://meropriyatiya-po-grazhdansko-patrioticheskomu-vospitaniyu-uchashhihsya-9-12-let
Марина СИНИЧЕНКО, Сергей ЗУБАРЕВ, Светлана БЕЛАЯ,
педагоги дополнительного образования
ГУО «Мозырский центр творчества детей и молодежи»,
Гомельская область
e-mail: mctdim@mail.gomel.by
Цель: приобщение обучающихся к традициям народной культуры через изготовление оберега.
Задачи:
– научить технике изготовления оберега «домовенок», дать значение понятие «оберег»;
– развивать навыки работы с различными материалами;
– развивать мышление, память, воображение, творческую активность;
– воспитывать аккуратность, культуру труда.
Методы:
Словесные – беседа, объяснение, рассказ;
наглядные – демонстрация готового изделия;
практические – изготовление «домового».
Оборудование и инструменты: образец изделия, технологическая карта (Приложение 1), иллюстрации оберегов, игольница, ножницы, карандаш, шаблоны деталей.
Материалы: желтый картон; пеньковый шпагат или нитки, клей ПВА, ткань «Джинс» для основы, ткань для шляпы, природный материал (семена кукурузы; подсолнечника, колоски пшеницы), декоративные элементы (пайетки, бусины, фигурки хлеба, бубликов…), нитки (пряжа), заготовка из картона диаметром 12 см, тесьма для отделки.
Ход занятия
1 Организационная часть
Приветствие. Проверка готовности к работе. Вводное слово педагога (создание положительного настроения)
Здравствуйте, ребята! Давайте поделимся хорошим настроением! Улыбнусь я себе, улыбнусь я тебе, улыбаться мне не лень, улыбаюсь целый день. Настроимся на творческую работу: добро творить – себя веселить.
2 Актуализация знаний
Отгадайте загадку – и вы узнаете, с кем мы сегодня познакомимся.
Кто за печкою живет,
Дом хранит от бед, невзгод,
Но бывает злым порой? –
Существо то … (Домовой).
Многовековая история культуры наших предков неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Мечты и чаяния, веру в добро и счастье люди связывали с определенными символами, заключенными в оберегах.
Вот и мы с вами сделаем образ-оберег «Домовенок Кузя», который будет оберегать и охранять жилище.
3 Основная часть
Понятие «оберег» пришло к нам с давних времен, когда наши далекие предки всецело зависели от природы. В те времена люди старались на неё воздействовать с помощью обрядов (на плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие). Огромное значение придавалось всевозможным оберегам. Они применялись всюду: и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.
В словаре В.И.Даля дано следующее толкование слову ОБЕРЕГ – это средство от «сглазу, от огня, воды, змей, порчи, болезни». Оно сродни слову «оберегатель», т.е. «охранитель», «защитник».
ОБЕРЕГ – символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов.
ОБЕРЕГ (словарь С.И.Ожегова) – предмет, оберегающий, охраняющий от чего-либо.
Они пришли к нам из глубины веков. Ни один дом не обходился без оберегов. Люди верили, что они охраняют их от болезни, дурного глаза, стихийных бедствий и разных напастей.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, доброта, родная земля. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься. Не одно тысячелетие существует проверенная временем традиция защищать и украшать свой дом с помощью оберегов. Наши далекие предки мудро и по-хозяйски использовали добрую силу природы. Их искренняя вера в чудесные возможности таких простых и привычных вещей нашла свое отражение в оберегах. Верили, что в каждом доме живет домовой, которого надо задобрить, чтобы он не сердился и не вредил обитателям дома.
Домовой – домашний дух, хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие, призванный помогать человеку, притягивая защитные силы добра, отгоняя все темное враждебное злое.
Домовой в основном следит за порядком в ночное время, когда все спят, чтобы не попадаться на глаза и не пугать домочадцев. Домовенок любит подбрасывать подарки, иногда это бывает в виде небольшой денежки. Домовые любят играть с маленькими детьми.
Чтобы умилостивить своего домового люди вешали в доме домовушку – подарок домовому, чтобы он всегда был доволен и помогал семье в хозяйстве.
В качестве подарка родным и близким я предлагаю сделать поделку «Домовенок».
4 Физкультминутка «Домовые строят дом»
Динь-дон, динь-дон. (Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Домовые строят дом. (Стучим кулаком о кулак)
Красят стены, крышу, пол. (Руками «красим» сбоку, вверху, внизу)
Прибирают все кругом. («Метем» метлой)
Мы к ним в гости придем (Шаги на месте)
И подарки принесем. (Руки вперед ладонями вверх)
На пол – мягкую дорожку, (Наклон вперед, руками «стелем» дорожку)
Расстелив ее к порожку. (Попятиться назад)
Две подушки на диван. (Руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, потом под другую щеку)
Меду липового жбан. (Руки округлены и вытянуты перед собой)
Динь-дон, динь-дон. (Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Домовые строят дом. (Стучим кулаком о кулак)
5 Практическая часть
Показ образца поделки оберега «Домовенок».
Этапы изготовления поделки оберега «Домовенок»
1 Подготавливаем материалы и инструменты:
желтый картон; пеньковый шпагат или нитки; клей ПВА; ножницы; ткань «Джинс» для основы; ткань для шляпы; природный материал (семена кукурузы; подсолнечника, колоски пшеницы); декоративные элементы (пайетки, бусины, фигурки хлеба, бубликов
2 Подготавливаем основу:
из желтого картона вырезаем квадрат со стороной 10 см,
из джинсовой ткани вырезаем такой же квадрат со стороной 10 см, намазываем тонким слоем клей ПВА, наклеиваем на картон, ткань слегка прижимаем пальцами,
3 Края ткани окантовываем по периметру пеньковой ниткой или нитью для вязания.
4 С обратной стороны наклеиваем ленту для подвески (10 см), концы ленты заклеиваем треугольником из цветной бумаги
5 Из желтого картона вырезаем по шаблонам детали лица и шляпы. На ткани обводим деталь шляпы, вырезаем и наклеиваем на шаблон шляпы. Все детали приклеиваем на основу: сначала деталь лица, затем шляпу.
6 Чтобы сделать бороду, усы и нос, перевязываем пучки пенькового шпагата или вязальных нитей посредине, а затем ножницами подравниваем края, распушиваем концы нитей. Все детали приклеиваем на лицо домовенку. На личико нашего домовенка наклеим глазки из бумаги. Приклеиваем на основу поделки.
7 Наклеиваем декоративные элементы на основу: колоски пшеницы, колоски овса, сухоцветы, монетки, цветы и украшения.
6 Сообщение «Символика оберегов»
Домовенок наш – оберег! И все, что содержит он «за пазухой», несет в своем мешочке, все хранит нас и оберегает, обладает определенными свойствами (Приложение 2).
Наша поделка «Домовенок» готова. Он заряжен теплотой наших рук и нашего сердца.
7 Заключительная часть
Сегодня мы с вами изготовили оберег «Домовенок», немного приобщились к народной культуре, узнали значение символов на наших оберегах. Освоив технику изготовления простого оберега «Домовенок», вы сможете сами придумывать новые, более сложные и разнообразные образы, формы, детали.
Отгадайте загадку про одного веселого необычного героя из мультфильма:
Шесть веков ему, седьмой
Он не толстый, не худой
Подпоясан кушачком
И с волшебным сундучком. (Домовенок Кузька)
Кто у Бабы Яги жил,
Пироги да булки любил,
Стал совсем как колобок.
Лешик спас его, дружок. (Домовенок Кузька)
8 Итог занятия. Рефлексия
Понравилось ли вам наше занятие?
Технологическая карта: Приложения