Использование гексов на уроках истории Беларуси

- 13:27II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Материалы к урокам, Методичка

Автор описывает несколько вариантов использования шестиугольного обучения, а также дает примеры заданий по некоторым темам истории Беларуси в 6-м классе.

Вероника КОМИНЧ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 16 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Тенденции развития общества накладывают отпечаток на образовательный процесс. Перед школой встают задачи, которые требуют модернизации учебного процесса. Требования к учащимся прямо пропорциональны огромному потоку информации. Для обеспечения качественного образования необходимо использовать эффективные образовательные технологии. Перед учителем стоит задача подачи учебного материала в доступной и понятной учащимся форме.

На мой взгляд, наиболее эффективными приемами работы учащихся на уроках истории являются те, которые основаны на самостоятельной познавательной деятельности. Причём знания, добытые в ходе собственных рассуждений, выводов, обычно самые прочные. Среди них я хотела бы выделить гексы.

Давайте поговорим подробнее о приёме шестиугольного обучения и посмотрим на его возможности под разным углом.

 

Автором приёма является англичанин, учитель истории Рассел Тарр; в ряде школ Великобритании используется шестиугольный метод обучения. Белорусские педагоги заговорили о приёме шестиугольного обучения в 2017 году. Приём позволяет учащимся критически оценивать информацию, формулировать выводы, выбирать главное, классифицировать, визуализировать установленные взаимосвязи и взаимозависимости. Он формирует ряд не только предметных, но и метапредметных компетенций учащихся.

Среди них можно выделить следующие:

– учебно-познавательные компетенции;
– информационные компетенции;
– коммуникативные компетенции (при работе в группах).

В основе приёма лежат шестиугольники или гексы. Они вырезаются из бумаги и размещаются на парте учащегося или крепятся к доске. Каждый шестиугольник – отдельная смысловая единица, которая своими гранями связана с другими шестиугольниками. Вместе они представляют собой единую смысловую картину. Задача учащихся – найти эти связи и собрать единую картину (своеобразный пазл).

 

Варианты использования шестиугольного обучения при изучении истории Беларуси

1 На гексах написан учебный материал. Задача учащихся – соединить гексы между собой и интерпретировать материал.

2 Шестиугольники раздаются учащимся пустые. Задача – заполнить пустые гексы, выделить главный критерий, установить взаимосвязи, объяснить свою точку зрения.

3 Гексы могут быть разных цветов (объединение учебного материала по определенному критерию). Задача учащихся – установить взаимосвязи между данными критериями.

4 Шестиугольники могут нести не только текстовую, но и иллюстративную информацию, т.е. изображение. Задача – соединить гексы-картинки в коллаж, объяснить связи,

5 Эффективна работа с гексами в группах. Задача – соединить гексы, обменяться полученным результатом.

6 Учитель представляет учащимся готовый пазл из шестиугольников и блок новой информации. Задача учащихся – дополнить пазл после (во время) изучения нового материала.

7 По составленной учителем или учащимися из гексов цепочке взаимосвязей и/или зависимостей объяснить причины связей гексов или составить рассказ.

 

В ходе работы с гексами возникают различные способы соединения и выстраиваются многообразные связи между ними.

Шестиугольное обучение может применяться на различных этапах урока:

– мотивационно-целевом;
– операционно-познавательном;
– контрольно-оценочном;
– итогово-рефлексивном.

Гексагональное обучение выделяет несколько уровней или стадий.

Изначально учащимся предлагается произвести (выделить) ключевое слово (понятие или признак), идею. После этого провести анализ и найти связь между словами (понятиями, признаками). На третьем уровне учащиеся обобщают информацию в единый смысловой блок.

Для облегчения работы учителя по созданию шестиугольников Рассел Тарр создал шаблон для генерирования гексов в сервисе ClassTools.net (https://www.classtools.net/hexagon). Этим шаблоном может воспользоваться любой учитель, составить и распечатать гексы.

Следует отметить, что использование гексагонального обучения может успешно применяться не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности.

 

Примеры использования гексов на уроках истории в 6-м классе

1 Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси

Задания

1. Изучить материал: Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси.

2. Найти гекс с ключевым словом.

3. Выявить взаимосвязи между шестиугольниками, сложить пазл и объяснить свой выбор.

 

2 Расселение восточнославянских племён на территории Беларуси и жизнь населения в VIIIІХ вв.

Задания

1. Изучить материал: Расселение восточнославянских племён на территории Беларуси и жизнь населения в VIIIІХ вв.

2. Дополнить гексы недостающей информацией.

3. Найти шестиугольник с ключевым словом.

4. Выявить взаимосвязи между шестиугольниками, сложить пазл и объяснить свой выбор.

 

3 Полоцкое княжество в Х–ХІ вв. Княжеско-вечевой строй

Задания

1. Изучить информацию, размещённую на гексах.

2. Найти общий признак, по которому гексы объединены цветом.

3. Выявить взаимосвязи между шестиугольниками, сложить пазл и объяснить свой выбор.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий