Автор описывает несколько вариантов использования шестиугольного обучения, а также дает примеры заданий по некоторым темам истории Беларуси в 6-м классе.
Вероника КОМИНЧ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 16 г. Лиды»,
Гродненская область
Тенденции развития общества накладывают отпечаток на образовательный процесс. Перед школой встают задачи, которые требуют модернизации учебного процесса. Требования к учащимся прямо пропорциональны огромному потоку информации. Для обеспечения качественного образования необходимо использовать эффективные образовательные технологии. Перед учителем стоит задача подачи учебного материала в доступной и понятной учащимся форме.
На мой взгляд, наиболее эффективными приемами работы учащихся на уроках истории являются те, которые основаны на самостоятельной познавательной деятельности. Причём знания, добытые в ходе собственных рассуждений, выводов, обычно самые прочные. Среди них я хотела бы выделить гексы.
Давайте поговорим подробнее о приёме шестиугольного обучения и посмотрим на его возможности под разным углом.
Автором приёма является англичанин, учитель истории Рассел Тарр; в ряде школ Великобритании используется шестиугольный метод обучения. Белорусские педагоги заговорили о приёме шестиугольного обучения в 2017 году. Приём позволяет учащимся критически оценивать информацию, формулировать выводы, выбирать главное, классифицировать, визуализировать установленные взаимосвязи и взаимозависимости. Он формирует ряд не только предметных, но и метапредметных компетенций учащихся.
Среди них можно выделить следующие:
– учебно-познавательные компетенции;
– информационные компетенции;
– коммуникативные компетенции (при работе в группах).
В основе приёма лежат шестиугольники или гексы. Они вырезаются из бумаги и размещаются на парте учащегося или крепятся к доске. Каждый шестиугольник – отдельная смысловая единица, которая своими гранями связана с другими шестиугольниками. Вместе они представляют собой единую смысловую картину. Задача учащихся – найти эти связи и собрать единую картину (своеобразный пазл).
Варианты использования шестиугольного обучения при изучении истории Беларуси
1 На гексах написан учебный материал. Задача учащихся – соединить гексы между собой и интерпретировать материал.
2 Шестиугольники раздаются учащимся пустые. Задача – заполнить пустые гексы, выделить главный критерий, установить взаимосвязи, объяснить свою точку зрения.
3 Гексы могут быть разных цветов (объединение учебного материала по определенному критерию). Задача учащихся – установить взаимосвязи между данными критериями.
4 Шестиугольники могут нести не только текстовую, но и иллюстративную информацию, т.е. изображение. Задача – соединить гексы-картинки в коллаж, объяснить связи,
5 Эффективна работа с гексами в группах. Задача – соединить гексы, обменяться полученным результатом.
6 Учитель представляет учащимся готовый пазл из шестиугольников и блок новой информации. Задача учащихся – дополнить пазл после (во время) изучения нового материала.
7 По составленной учителем или учащимися из гексов цепочке взаимосвязей и/или зависимостей объяснить причины связей гексов или составить рассказ.
В ходе работы с гексами возникают различные способы соединения и выстраиваются многообразные связи между ними.
Шестиугольное обучение может применяться на различных этапах урока:
– мотивационно-целевом;
– операционно-познавательном;
– контрольно-оценочном;
– итогово-рефлексивном.
Гексагональное обучение выделяет несколько уровней или стадий.
Изначально учащимся предлагается произвести (выделить) ключевое слово (понятие или признак), идею. После этого провести анализ и найти связь между словами (понятиями, признаками). На третьем уровне учащиеся обобщают информацию в единый смысловой блок.
Для облегчения работы учителя по созданию шестиугольников Рассел Тарр создал шаблон для генерирования гексов в сервисе ClassTools.net (https://www.classtools.net/hexagon). Этим шаблоном может воспользоваться любой учитель, составить и распечатать гексы.
Следует отметить, что использование гексагонального обучения может успешно применяться не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности.
Примеры использования гексов на уроках истории в 6-м классе
1 Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси
Задания
1. Изучить материал: Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси.
2. Найти гекс с ключевым словом.
3. Выявить взаимосвязи между шестиугольниками, сложить пазл и объяснить свой выбор.
2 Расселение восточнославянских племён на территории Беларуси и жизнь населения в VIII—ІХ вв.
Задания
1. Изучить материал: Расселение восточнославянских племён на территории Беларуси и жизнь населения в VIII—ІХ вв.
2. Дополнить гексы недостающей информацией.
3. Найти шестиугольник с ключевым словом.
4. Выявить взаимосвязи между шестиугольниками, сложить пазл и объяснить свой выбор.
3 Полоцкое княжество в Х–ХІ вв. Княжеско-вечевой строй
Задания
1. Изучить информацию, размещённую на гексах.
2. Найти общий признак, по которому гексы объединены цветом.
3. Выявить взаимосвязи между шестиугольниками, сложить пазл и объяснить свой выбор.