На каждом этапе урока для создания эмоционально-положительного настроения и продуктивной работы используются приёмы креативного мышления. Элементы игровых, информационно-коммуникационных технологий, проблемного обучения, здоровьесбережения позволяют учащимся лучше понять основную мысль изучаемого произведения. Наглядные, словесные, частично-поисковые, игровые методы содействуют развитию воображения, умению анализировать текст.
Алла ПАРМАНЧУК,
учитель начальных классов
ГУО «Большеберестовицкая средняя школа имени С.О.Притыцкого»,
Гродненская область
Класс: 2-й.
Раздел: «Страна детства. Я и мои друзья».
Тема: «Э.К.Киселёва «Мальчик-Огонёк».
Цели: планируется, что по окончанию урока учащиеся будут
знать:
– фамилию автора, некоторые биографические сведения об авторе;
– название и содержание произведения;
уметь:
– выразительно читать произведение, соблюдая темп и тон в зависимости от эмоционального настроения произведения;
– под руководством учителя делить текст на смысловые части и выделять в них главное.
Задачи личностного развития:
– способствовать формированию у учащихся навыка правильного осознанного чтения;
– содействовать развитию воображения, эмоционального восприятия произведения, умению анализировать текст, выделять главное;
– способствовать воспитанию чувства сопереживания, чуткого отношения друг к другу, оказанию помощи в трудной ситуации.
Оборудование: карточки – «ладошки», картинки, проектор, презентация, учебник, карточки с отрывком текста, словари, карточки для дыхательной разминки, карточки – «искры», карточки – «сердечки», карточки тамлайн.
Ход урока
I Организационно-мотивационный момент
Создание эмоционального настроя на уроке.
– Добрый день, ребята! У вас на партах лежат карточки – «ладошки». Давайте настроимся на урок с помощью «ладошек», которые несут счастье, творчество, силу, уверенность. Все эти качества пригодятся каждому из нас в течение урока.
II Подготовка к изучению нового материала
1 Введение в раздел
– Каждое дело нужно начинать с весёлым настроением. А поможет нам в этом хорошая песня о дружбе.
Звучит песня «Дружба крепкая» сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева.
– Скажите, о дружбе между кем поётся в песне? (Между друзьями, между детьми).
– Можно ли сказать, что эта песня из страны Детства? (Да).
– Почему? (Ответы детей).
– А кто является жителями страны Детства?
– Это вы – дети и ваши друзья. Сегодня на уроке мы начинаем с вами изучать новый раздел, который так и называется – «Страна детства. Я и мои друзья» (Слайд 2).
2 Введение в тему урока
Приём визуализации. На доске размещены рисунки (спичка, зажигалка, пожар, добыча огня), один рисунок перевёрнут. Его и нужно определить, опираясь на остальные изображения.
– Ребята, с чем ассоциируются у вас эти картинки? (С огнём).
– Какое новое слово получится, если нему добавить суффикс -ёк-? (Огонёк).
– А чем отличается слово «огонь» от слова «огонёк»? (Огонь – большой, а огонёк – маленький).
Работа со словарями
– Узнаем лексическое значение этого слова в словаре С.И.Ожегова. («Огонь – горящие, светящиеся газы высокой температуры, пламя»).
– Ребята, а огонёк и огонь могут быть врагами человека? (Да).
– В каких случаях?
– А могут ли они быть друзьями человека? Приведите примеры, когда огонь – друг человека. (Конечно, могут, если правильно с ними дружить).
III Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Элеоноры Киселёвой «Мальчик-Огонёк». Научимся правильно и выразительно читать текст. Определим главную мысль произведения и выскажем свои впечатления о прочитанном (Слайд 3).
– Работая на уроке, вы будете узнавать что-то новое, что-то вас будет удивлять, а какая-то информация вам понравится особо. Вот обо всём этом вы и напишете в чек-листе в конце урока.
– Из первого столбца вы должны выбрать три сообщения по нашей теме, о которых вы не знали. Во втором и третьем столбце каждый из вас запишет своё личное высказывание.
IV Изучение темы урока
Работа с учебником (с. 3)
– Ребята, прочитайте слово, которое написано в скобках после названия литературного произведения. (Сказка).
– Это произведение относится к литературному жанру «сказка». Что такое сказка? Предлагаю вам узнать это, поработав в парах. Вам необходимо выбрать те признаки, которые характеризуют этот литературный жанр и поставить в соответствующей графе знак «+».
– Проверим правильность выполнения задания в соответствии с ключом (Слайд 4).
Вывод: сказка – это литературный жанр, в котором есть волшебство, чудесное превращение, вымышленные герои, победа добра над злом.
V Работа над литературным произведением
1 Прогноз до чтения (Слайд 5)
– Ребята, предположите по названию сказки «Мальчик-Огонёк», по опорным словам, (маленький, Фея, искры, тонет, гаснет, угольки, Солнце, мужественным), о чём или о ком будет идти речь в тексте? (Ответы детей).
– Послушайте эту сказку и сравните свой прогноз с её содержанием.
Не знали (3) |
Что удивило (2) |
Хотим запомнить |
Что такое сказка |
|
|
О творчестве автора сказки «Мальчик-Огонёк» |
||
Как называется новый раздел в нашем учебнике |
|
|
Об отважных поступках детей |
||
О том, что волшебство в жизни рядом |
2 Первичное чтение учителем
Вопросы по прогнозу
– Оправдалось ли ваше предположение?
– Кто является главным героем сказки?
Словарная работа по тексту (Слайд 6)
– Подберите синонимы к словам и словосочетаниям:
Ловкие руки – (умелые, трудолюбивые).
Зоркие глаза – (хорошо видящие, внимательные, меткие).
Справедливое Солнце – (честное, объективное, праведное).
Мужественное сердце – (храброе, отважное, бесстрашное).
Мальчуган – (паренёк, парнишка, юноша).
3 Упражнения для подготовки речевого аппарата к чтению
Дыхательная разминка «Кто спрятался?»
Используются заготовленные карточки. Дети дуют на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку с мальчиком-Огоньком.
(Для изготовления карточки на предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги).
Артикуляционная гимнастика. Скороговорка (Слайд 7)
– Прочите скороговорку медленно. Прочтите её ещё два раза, ускоряя темп.
Мальчишки-ребятишки читали журнал и книжки.
4 Чтение и анализ текста по частям
1-я часть
1) Чтение цепочкой первой части.
2) Установочный вопрос: Кем хотел быть маленький горячий Огонёк? (Он хотел сделаться мальчиком).
3) Анализ содержания первой части.
– Какими он представлял свои руки, ноги, глаза? (Ловкими, крепкими, зоркими. Как у всех ребят!)
– Как можем назвать первую часть нашей сказки? («Маленький горячий Огонёк»).
– Все названия частей мы подписываем на карточке таймлайн (Слайд 8).
2-я часть
1) Чтение второй части одним учащимся.
– Ребята, во время чтения простым карандашом отметьте предупреждение Феи.
2) Анализ содержания второй части.
– Кем сделала Фея Огонька? (Мальчуганом).
– Зачитайте, о чём предупредила она мальчика?
– Как озаглавим вторую часть? («Наказ Феи»).
– Заполним карточку таймлайн (Слайд 9).
3-я часть
1) Хоровое чтение третьей части.
2) Установочный вопрос: Какими были отношения у мальчика-Огонька с ребятами? (Крепко дружил с ребятами, они всегда были вместе).
3) Анализ содержания третьей части
– Чем отличался мальчик-Огонёк от своих друзей? (Бегал быстро, прыгал высоко, вокруг от него летели искры).
– Почему не ходил купаться на речку с ребятами? (Помнил наказ Феи).
– Как озаглавим третью часть? («Крепкая дружба»).
– Заполним карточку таймлайн (Слайд 10).
4-я часть
1) «Тихое» чтение четвертой части.
2) Установочный вопрос: Что помешало мальчику-Огоньку любоваться природой? (Он увидел тонущего мальчика).
3) Анализ содержания четвертой части.
– Где гулял герой сказки? (На берегу реки).
– Какое было настроение у мальчугана? (Весёлое).
– Что увидел? (Увидел тонущего мальчика).
– Какой вопрос мальчик-Огонёк задал себе? (Что делать?)
– Как озаглавим четвертую часть? («Что делать?»)
– Заполним карточку таймлайн (Слайд 11).
5-я часть
1) Чтение пятой части подготовленным учащимся.
2) Установочный вопрос: Как повёл себя мальчик-Огонёк в этой ситуации? (Вспомнил слова предостережения, вспомнил и бросился в воду).
3) Анализ содержания пятой части.
– Какие слова Феи вспомнил мальчик? (Попадёшь в воду – погаснешь!)
– Долго ли раздумывал мальчик-Огонёк над словами? (Нет).
– Что почувствовал герой, очутившись в воде? (Начал гаснуть).
– Какими стали его ловкие руки, быстрые ноги, зоркие глаза? (Руки и ноги перестали слушаться, а глаза видеть).
– Помешала ли потеря жизненных сил в помощи тонущему мальчику? (Он всё-таки вытащил на берег мальчика).
– Как назовём пятую часть? («Спасение»).
– Заполним карточку таймлайн (Слайд 12).
6-я часть
1) Чтение шестой части учителем.
2) Установочный вопрос: Что сделало Солнце, чтобы вновь зажечь мальчика-Огонька? (Оно собрало все свои лучи и направило на погасшего мальчика-Огонька).
3) Анализ содержания шестой части.
– Каким было Солнце? (Ясное, справедливое).
– Почему оно помогло нашему герою? (За бесстрашный поступок).
– Можно ли поставить рядом большое горячее Солнце и мальчика-Огонька? (Да).
– Почему? (Они оба дарят свет и тепло).
– Какой заголовок будет у шестой части? («Большой Огонь с добрым сердцем»).
– Заполним карточку таймлайн (Слайд 13).
– Ребята, Элеонора Киселёва рассказывает о том, что герой не стал мальчиком, а сделался большим Огнём с добрым сердцем.
– Установим, какой духовный рост произошёл с героем сказки.
– Так какова главная мысль сказки «Мальчик-Огонёк?» (Нужно быть добрым и бескорыстным, стремиться помогать другим).
– Что в тексте сказочное, а что правдивое? (Случай на воде. Связь с волшебным миром).
– Элеонора Киселёва очень любила писать сказки и не только для детей, но и для взрослых.
VI Первичное закрепление
1 Выполнение теста «Да – нет»
1) Огоньку хотелось сделаться героем? (Нет)
2) Попадёт в воду, то погаснет? (Да)
3) Только на озеро не ходил купаться? (Нет)
4) Выбрался сам и погас? (Да)
5) Он стал не мальчишкой, а большим Огнём со злым сердцем? (Нет)
Взаимопроверка по ключу. (-+-+-) Оценка правильности выполнения теста.
2 Работа в парах. Выразительное чтение самого напряжённого момента.
(Отрывок напечатан на карточках разноцветными словами. Красный цвет обозначает чтение волнующее, переживающее, т.е. громко, быстро, со страхом. Зелёный цвет предусматривает чтение слов спокойно, тихо, радостно) (Слайд 14).
3 Конкурсное прочтение отрывка
Оценка по критериям: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность чтение.
VII Закрепление материала
Работа в группах
Учащиеся формируют группы по цвету сердечек на столе.
Задание для 1-й группы: вам необходимо записать на карточках – «искрах» те качества характера, которыми можно наделить мальчика-Огонька.
Задание для 2-й группы: составьте пословицы.
Жизнь дана а товарища выручай
Сам погибай, море по колено
Храброму и на добрые дела
Задание для 3-й группы: составьте синквейн к слову «Огонёк».
Огонёк
Смелый, отважный
Играет, спасает, веселится
Мальчик – Огонёк – настоящий друг!
Герой
Ответы групп.
– Ребята, а ведь наш мальчик-Огонёк – действительно герой. Пусть сказочный, но герой! А в жизни есть такие герои? (Да, есть).
– В Республике Беларусь есть мальчик, который в своём юном возрасте совершил два подвига: охваченный пламенем, он вынес из горящего дома полуторагодовалого братишку, а затем заново научился жить. Его имя Роман Когодовский. Президент А.Г.Лукашенко наградил мальчика орденом «За личное мужество». И таких случаев очень много.
– А кто из вас смог бы так поступить, как Рома Когодовский и мальчик-Огонёк?
– Я рада, что каждый из вас готов прийти на помощь людям.
VIII Подведение итогов урока
– Возвращаемся к нашей таблице (чек-лист) и заполняем 1-й, 2-й и 3-й столбцы.
– Выберите три ответа, о чём вы не знали; что удивило вас – сделайте сами две записи; что хотите запомнить навсегда после нашего урока – напишите.
– Как менялось ваше настроение при чтении сказки? Почему?
– Хотелось бы вам быть другом такого мальчика-Огонька? Почему?
– Ребята, а как называется новый раздел, который мы сегодня начали изучать? («Страна детства. Я и мои друзья»).
– А почему именно эта сказка про мальчика-Огонька начинает наш раздел?
IX Информирование учащихся о выполнении домашнего задания
1) Подготовить пересказ сказки по коллективно составленному плану на уроке.
2) Подготовить выразительное чтение отрывка из текста.
X Рефлексия
На карточке таймлайн с обратной стороны изображён мальчик-Огонёк. На его лице отсутствуют эмоции. Предлагаю вам подарить герою сегодняшнего произведения то настроение, с которым вы заканчиваете урок.