Классный час по теме «Цифровая безопасность личных финансов» для учащихся 6–7-х классов

- 9:48Классный час

Авторы предлагают сценарий классного часа для учащихся 6-7-х классов. Мероприятие способствует повышению уровня осведомленности в сфере финансов и общего уровня финансовой грамотности школьников.

 

Ольга ЯКУШЕНКОВА, учитель английского языка,
Татьяна БЕЛЯК, социальный педагог
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

Тема финансовой грамотности учащихся – одна из наиболее актуальных тем. Финансовая грамотность – это чёткое понимание того, как работают деньги, как их зарабатывать и управлять ими.

Актуальность изучения этих вопросов заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, что поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Предлагаем сценарий классного часа, который был проведен в 6-м классе в рамках недели финансовой грамотности в гимназии.

 

Цель: создание представления об удобстве и рисках использования банковских цифровых продуктов, приёмах и методах защиты от посягательств на личные финансы.

Задачи:

– способствовать повышению уровня осведомленности в сфере финансов, расширению кругозора и повышению общего уровня финансовой грамотности;
– содействовать формированию правильных поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений;
– воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений.

Возрастная группа: учащиеся 6–7-х классов.

 

Ход классного часа

Классный руководитель. Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня у нас не совсем обычный классный час.

А чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, я предлагаю посмотреть на экран (Слайд 1)

https://docs.google.com/presentation/d/17QHpryS5WMTDEwd6Iv9H-GPTb_uJF6jR/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

Ребята, на экране вы видите ребус, разгадав его, вы поймете, о чем будет наш классный час.

Ответ: финансы.

Классный руководитель. Молодцы! Вы хорошо справились. Итак, наша тема связана с финансами, а точнее мы будем обсуждать «Цифровую безопасность личных финансов» (Слайд 2), и эпиграфом к нашей беседе я взяла слова знаменитого американского предпринимателя, инвестора, писателя и оратора-мотиватора Ро́берта То́ру Кийоса́ки: «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным».

Ребята, а что такое «финансы»? (Ответы учащихся)

Классный руководитель. Да, вы правы. В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы – это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют романсы» – и все понимают, что речь идёт о нехватке денег.

А что такое деньги? А знаете ли вы, откуда они появились? Я предлагаю вашему вниманию небольшое видео об истории возникновения денег (Слайд 4). https://disk.yandex.by/i/TJD1SsZmjX-MIg

Что для вас было новым? (Ответы учащихся)

Классный руководитель. Настало время немного подвигаться. Это делать мы будем с пользой. Давайте проверим, насколько вы эрудированны. На доске вашему вниманию представлены пословицы и поговорки о деньгах (пословицы https://disk.yandex.by/i/W6jJG4HDf8bZig). Ваша задача – закончить высказывания.

1) Гроша ломаного… (не стоит).
2) Долг платежом… (красен).
3) Уговор дороже … (денег).
4) Копейка рубль … (бережёт).
5) Деньги любят … (счёт).
6) Денег куры… (не клюют).
7) Не имей сто рублей… (а имей сто друзей).

Классный руководитель. Вы хорошо потрудились и показали, что вы знаете много пословиц и поговорок. А мы двигаемся дальше. Как мы уже говорили ранее, финансы – это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы – это не только наличные деньги, т.е. те, которые мы можем потрогать, но и денежные средства, например, на счетах в банках, так называемые безналичные денежные средства. А вот интересно, как же можно рассчитываться этими деньгами? Как вы думаете, что нам может в этом случае помочь? (Банковская карточка).

Банковская платежная карточка позволяет её держателю совершать широкий спектр финансовых операций: производить оплату товаров и услуг в организациях торговли и сервиса, в сети интернет, совершать множество операций посредством каналов дистанционного обслуживания, получать наличные денежные средства в пунктах выдачи и банкоматах. Основные функции банковской карточки – это замена наличных при расчетах и средство хранения денег и обеспечения доступа к их получению (Слайд 5).

Каждая банковская платежная карточка имеет уникальный набор реквизитов (Слайд 6).

На лицевой стороне:
1) номер банковской карточки. Он обычно он состоит из 16 цифр: в номере зашифрованы название платежной системы, идентификационный номер вашего банка и другая важная служебная информация;
2) имя держателя карточки;
3) срок действия карты – в формате месяц/год;
4) наименование банка, выпустившего карточку;
5) логотип платежной системы;
6) чип – встроенный микропроцессор, который содержит информацию о карточке и её держателе.
На оборотной стороне:
1) магнитная полоса – как и чип, содержит информацию о карточке и ее держателе и нужна для идентификации клиента;
2) специальная полоса для образца подписи держателя;
3) код безопасности – состоит из трех цифр и является одним из защитных элементов, он необходим при покупках через интернет. Код безопасности позволяет подтвердить подлинность банковской карточки и то, что именно собственник карточки пользуется ей при оплате через интернет;
4) реквизиты банка – как правило, номер телефона банка и его адрес.

Классный руководительСкажите, ребята, у кого-нибудь из вас уже есть банковская карточка? (Ответы учащихся) Как вы думаете, ребята, является ли банковская карта удобным платежным средством?

Да. Она имеет множество преимуществ (Слайд 7).

А является ли она на 100% безопасной и надежной?

Да, если соблюдать определенные правила. Так что же нужно делать, чтобы защитить свою карту от мошенников? (Слово передается социальному педагогу).

Социальный педагогБанковские карточки стали привычным способом хранения денег. Казалось бы, финансы надежно защищены, ведь карта всегда под рукой, а получить наличность или рассчитаться в магазине можно, только зная пин-код (Слайд 8).

Однако при обращении с финансовыми вопросами в повседневной жизни нас подстерегают различные опасности. Наша финансовая безопасность зависит от знаний, умений и принимаемых нами решений.

Мошенничество с банковскими картами набирает обороты, мошенники каждый раз придумывают новые схемы и махинации, целью которых является снятие денег с чужого карточного счета. Для того чтобы не стать жертвой воров и защитить собственные сбережения, нужно знать всевозможные методы кражи данных и варианты защиты от них.

Так что же такое финансовое мошенничество? (Ответы учащихся)

Социальный педагог. Финансовое мошенничество – совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения (Слайд 9).

Существуют разные виды финансового мошенничества с помощью интернет-ресурсов, звонков, смс-сообщений и даже с помощью специально разработанных устройств считывания (Слайд 10).

– фишинг (ссылка Слайд 11 – НАЗАД стрелка)
– вишинг (видео Слайд 12 – НАЗАД стрелка) https://disk.yandex.by/i/Nld5S1qNpvcFmQ

– смишинг (ссылка Слайд 13 – НАЗАД стрелка)
– скимминг (ссылка Слайд 14)

Социальный педагог. С каждым годом интернет-мошенники и взломщики становятся все моложе. Современные подростки проводят в интернете большую часть своего времени, но возможности всемирной паутины каждый использует по-разному.

Около 92% родителей Беларуси не знают о потенциально опасных активностях своих детей в интернете. При этом 58% несовершеннолетних скрывают от родителей, чем на самом деле они занимаются в сети (Слайд 15).

С 2016 года вступили в силу изменения в уголовном законодательстве Республики Беларусь. Среди новшеств – снижение возраста уголовной ответственности за киберпреступления (ст. 212 УК РБ «Хищение путем использования компьютерной техники») с 16 до 14 лет. Необходимость снижения возрастной планки связывают с тем, что ежегодно около 30 подростков привлекаются к ответственности за правонарушения в сфере высоких технологий.

Какие действия несовершеннолетних могут квалифицироваться по статье 212 УК Республики Беларусь?

1) С использованием похищенной банковской карты осуществляют снятие денег в банкомате либо оплачивают с использованием платежного терминала покупки в торговых точках (магазины, кафе и т.д.).

2) С использованием украденной банковской карты производят покупки в интернет-магазинах и различных онлайн-играх (AliExpress, Joom, World of Tanks и т.д.).

Уголовная ответственность за совершение таких киберпреступлений наступает с 14 лет!

А теперь давайте с вами проработаем задачи по профилактике финансовой безопасности.

Познавательная задача № 1 (Слайд 16)

Тебе позвонил якобы сотрудник банка и попросил продиктовать все данные карты. Тебе сообщают, что счёт заблокирован, с него похитили деньги и необходимо срочно получить данные, чтобы всё исправить. Ваши действия? (Ответы учащихся)

Ответ: Никому, даже сотруднику банка, не сообщайте конфиденциальные данные (ПИН-код, данные для входа в интернет-банк, пароли для подтверждения операций, которые приходят по СМС).

Познавательная задача № 2 (Слайд 17)

Ты выиграл миллион! Тебе сообщают о том, что ты выиграл миллион рублей. Нужно только уплатить налог за приз. Ваши действия? (Ответы учащихся)

Ответ: Не верьте, что вы могли выиграть денежный приз, в розыгрыше, в котором вы не участвовали. Не доверяйте письмам, «прогнанным» через автоматический переводчик, не платите «налог» – это мошенники.

Познавательная задача № 3 (Слайд 18)

Ты получил сообщение от друга срочно перевести ему немного денег на карточку, так как он попал в беду. Ваши действия? (Ответы учащихся)

Ответ: Перезвонить другу, удостовериться в том, кто звонил, не отвечать на такие звонки.

 

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшой видеоролик. (Слайд 19) https://disk.yandex.by/i/7zZhoWmb4vDbMQ

Социальный педагогРебята, вы сегодня хорошо поработали, были очень активными. А теперь давайте обобщим всё то, о чем мы с вами разговаривали (Рефлексия). Я предлагаю вам разработать правила поведения в сети интернет, которые помогут сохранить ваши финансы и уберечь вас от мошенников, используя следующие опорные слова (Слайд 20):

Помни о…
Никогда не…
Не забудь…
Ни в коем случае не…
Сделай…

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий