Внеклассное мероприятие с элементами творческой деятельности «Зимующие птицы нашей малой родины» направлено на формирование экологической культуры младших школьников. Дети знакомятся с разнообразием птиц, их классификацией, внешним видом. В ходе мероприятия также развиваются творческие способности учащихся, формируется их умение работать в группе.
Елизавета ЧИРИЧ,
учитель биологии
ГУО «Прудковская средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область
Цель: расширение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
– развивать познавательную активность учащихся, умение реализовать имеющиеся знания на практике;
– формировать интерес к миру пернатых;
– воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: проектор, компьютер, изображения птиц с Qr-кодом, клей, ножницы, фломастеры.
Ход мероприятия
1 Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к занятию. Знакомство с темой занятия.
2 Беседа «Классификация птиц»
– В зависимости от места зимовки птиц классифицируют на две группы: перелетные и оседлые (зимующие) птицы. Как вы думаете, почему их разделяют на эти группы?
– Перелетные птицы прилетают к нам весной и улетают в теплые края осенью. Почему они улетают? Все ли перелетные птицы улетают одновременно?
– Первыми улетают насекомоядные птицы. Как вы думаете, почему?
– За ними улетают растительноядные, и последними улетают водоплавающие птицы. Кто относится к этим группам птиц?
– Как вы думаете, легко ли живется зимующим птицам во время снежной и морозной зимы?
– Что мы можем сделать, чтобы помочь им пережить зиму? Чем можно подкармливать птиц?
– Кто же относится к зимующим птицам? Давайте обратимся к нашему «волшебному дереву» с изображениями птиц, возьмем мобильные телефоны, сканируем Qr-коды и прочтем информацию о зимующих птицах нашей малой родины.
3 Изготовление поделок «Зимующие птицы» (синица, снегирь, воробей, дятел, ворона) и кормушек для птиц
Группа детей делится на две подгруппы: первая изготавливает макеты различных видов птиц, вторая – кормушки.
Первой подгруппе раздаются листы с очертанием зимующих птиц (снегирь, воробей, голубь, синица, дятел). При помощи цветных карандашей и фломастеров дети их раскрашивают, вырезают и приклеивают на деревянную палочку (при помощи клея или скотча).
Второй подгруппе раздается плотный картон, на котором уже схематически нарисованы очертания кормушек разных размеров. При помощи учителя дети вырезают кормушки по очертанию, а также внутреннее пространство кормушки. Далее скотчем дети обклеивают кормушку сзади, для того чтобы с обратной стороны во внутреннем пространстве кормушки был липкий слой скотча. В это пространство дети засыпают корм для птиц (семечки, зерна пшеницы, ячменя, овсяные хлопья). После этого сверху также заклеивают скотчем. Вверху кормушки делается отверстие, в него просовывают нитку, на которую можно вешать готовую поделку.
4 Загадки о зимующих птицах
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются… (синички)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её… (сорока)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением… (ворона)
Эта птица – символ мира,
Чердаки – её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь)
5 Подведение итогов занятия. Мини-выставка поделок
– Ребята, закончите, пожалуйста, предложение: сегодня я узнал…