Коррекционное занятие построено с использованием авторских заданий блога “Логопед онлайн” https://defectologsh4.blogspot.com; может быть использовано в коррекционной работе с дошкольниками или учащимися 1-го класса с нарушением устной речи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.
Мария СМУРАГА,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 8 г. Слонима»,
Гродненская область
Тема: «Формирование умения дифференцировать звуки [р] – [л]».
Цель: предполагается, что к концу коррекционного занятия учащиеся будут правильно произносить звуки [р] – [л], дифференцируя их на уровне слова.
Задачи:
– закрепить умение произносить звуки [р] – [л] в словах и предложениях;
– создать условия для формирования умения дифференцировать звуки [р]–[л] на уровне слова;
– содействовать развитию буквенного гнозиса;
– организовать ситуации для развития любознательности к понятию «родина», достопримечательностям своей страны.
Ход занятия
I Ориентировочно-мотивационный этап
Учитель-дефектолог. У каждого человека есть родина. Как вы понимаете слово «родина»? (Объяснения учащихся).
Включается звук ракеты.
– Что это за звук? (Это нас посетили «инопланетяне»). Кто вы? «Лала и Роро». Какие незнакомые имена! Но какие знакомые звуки.
На доску помещаются изображения инопланетян.
Сообщение темы занятия
– Какие согласные звуки вы услышали в их именах? (Звуки [р], [л]).
Мы все научились произносить их правильно. А сегодня с гостями еще раз повторим их. Будем учиться различать их в словах.
II Операционно-познавательный этап
1 Артикуляционная гимнастика
2 Произнесение, сопоставление, отгадывание звуков [р], [л].
3 Определение букв, обозначающих звуки
4 Произношение звуков в слогах
Звучит звук сообщения из приложения «Viber».
– Наши гости написали нам, давайте прочитаем их сообщение и переведём.
На доске прикреплён магнитный лист с написанными слогами и изображением инопланетянина.
– Вам понятно, что хотели сказать нам инопланетяне?
(Нет).
Переведём тогда через переводчик.
Учитель-дефектолог наводит телефон с включенным приложением дополненной реальности Аrgin на инопланетянина. В приложении дополненной реальности открывается песня «Беларусь мая» в исполнении группы «Сябры»
– Что хотят узнать инопланетяне? (Они хотят узнать про Беларусь).
Покажем инопланетянам нашу страну? (Да).
Дидактическая игра с гексами «Соберём рюкзак в дорогу» (Произношение звуков [р], [л] в словах).
– Хорошо, тогда отправляемся в дорогу. Беларусь – большая, поэтому нужно взять с собой продукты.
На доску помещается гекс с изображением рюкзака, на котором написана буква «Л».
– Что у меня на доске? (Рюкзак).
Учитель-дефектолог помещает на доску гексы: булка, виноград, клубника, колбаса, салат, мороженое, молоко, яблоко.
Какие продукты у нас есть?
Учащиеся называют продукты, правильно произнося звуки [р], [л].
Возьмём в дорогу только те продукты, в которых есть звук [л].
Учитель-дефектолог помещает на доску гексы: шарф, перчатки, свитер, шорты, куртка, рубашка, платье, футболка, рюкзак со звуком [р].
– В дороге погода может меняться. Нужно взять с собой одежду. Какая одежда у меня на доске?
Учащиеся называют одежду, правильно произнося звуки [р], [л].
– Выберем одежду со звуком [р].
Упражнение «Полетим на самолёте»
Учитель-дефектолог достаёт игрушечный самолёт.
– Полетим на самолёте. Кто будет пилотом?
Ответы учащихся:
– Я буду пилотом.
– Он будет пилотом.
– Ты будешь пилотом.
– Кто будет стюардессой?
Ответы учащихся:
– Я буду стюардессой.
– Ты будешь стюардессой.
– Она будет стюардессой.
– Стюардесса, пригласи нас в самолет.
Ответ учащихся: Уважаемые пассажиры! Пройдите в салон самолета. Садитесь поудобнее. Пристегните ремни. Счастливого вам полета!
Практическое усвоение творительного падежа существительных
Упражнение «Мы пролетаем над…»
Учитель-дефектолог включает презентацию со слайдами-видами Слонима, Щары, Гродно, Мирского замка, озера Нарочь, Ружан, Беловежской пущи.
– Посмотрите в окошко – над чем мы пролетаем? (Мы пролетаем над (Слонимом, Щарой, Гродно, Мирским замком, озером Нарочь, Ружанами, Беловежской пущей).
– Совершаем посадку в Беловежской пуще.
Физкультминутка
Учитель-дефектолог.
В лесной глуши на елке жили-были два бельчонка. (Потянуться).
Жили дружно, не тужили, и с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах).
Вставали рано поутру, изображали кенгуру. (Руки поднести к ушам).
За уши лапками хватались и вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны).
Дружно хлопали в ладошки. (Хлопки в ладоши).
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться).
Ножками топали. (Ходьба на месте с притопом).
Глазками хлопали. (Поморгать глазами).
Головками крутили. (Повороты головы в стороны).
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте).
Составление слов-отгадок на загадки из магнитов и запись их в тетрадь
– Инопланетяне увидели много зверей в Беловежской пуще. Давайте теперь расскажем им, как эти звери называются.
Крепкие ноги, большие глаза,
А над глазами, большие рога.
Мощное тело, и горб на спине,
Но не верблюд, Поверьте уж мне! (Зубр).
Оленя старший брат,
С рогами, как лопаты,
Его легко узнать:
Прозвался он – сохатый. (Лось).
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идет на охоту коварная… (Рысь).
У зверя на морде две тёмных полоски.
Живёт он в лесу, где дубы и берёзки.
А чтобы у зверя в норе было чище,
Меняет он часто подстилку в жилище.
Не любит «чистюля» ни холод, ни зной.
Впадает намеренно в спячку зимой,
Но летом ему отдыхать недосуг.
Кто норы старательно роет? (Барсук).
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём. (Крот).
Учащиеся отгадывают загадки и составляют слова-отгадки из магнитной азбуки. «Л» отмечают жёлтым магнитом, «Р» – фиолетовым, буквы, которые обозначают гласные звуки – красным. Определяется количество слогов. Затем дети записывают слова в тетрадь.
III Контрольно-оценочный этап
Работа с блогом «Логопед онлайн»
– Инопланетяне сняли много видео о животных Беловежской пущи. Чтобы они могли рассказать о них на своей планете, давайте распределим животных: у кого в названиях звук [р], а у кого звук [л] (волк, рысь, зубр, барсук, выдра, норка, крот, лось).
https://defectologsh4.blogspot.com/2023/04/blog-post_49.html
Чтение слогов с логопедическими позами пальцев
Звучит звук сообщения из приложения «Viber».
– Инопланетяне прислали нам сообщение, переведём его с помощью логопедических хаст.
Учащимся раздаются листы с написанными слогами.
ЛА |
РА |
ЛУ |
РУ |
РЫ |
ЛЫ |
РЫ |
РЫ |
РО |
РО |
ЛО |
РО |
РЫ |
РА |
ЛА |
РЫ |
На каждый столбец устанавливается определенная хаста. Учащиеся читают слоги выполняя хасты (пальчиковые кинезиологические упражнения). После прочтения на доске появляется надпись: «Я люблю Беларусь».
Звучит звук улетающего корабля.
– Инопланетяне говорят нам спасибо и улетают домой. А мы с вами садимся на самолёт и возвращаемся в школу.
IV Рефлексия
– Какие слова вы запомнили со звуком [р], [л]?
– Как можно отличить звуки?
– Что бы вы хотели сделать, чтобы наша Беларусь стала еще лучше, богаче, красивее? Чего нельзя делать? Что может принести вред природе?
В конце учащиеся повторяют чистоговорку: «Человек должен добрым быть, природу Беларуси беречь и любить».