Формирование умения дифференцировать звуки [р] – [л]. Конспект коррекционного занятия для детей 6–7 лет

- 12:23КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Коррекционное занятие построено с использованием авторских заданий блога “Логопед онлайн” https://defectologsh4.blogspot.com; может быть использовано в коррекционной работе с дошкольниками или учащимися 1-го класса с нарушением устной речи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

 

Мария СМУРАГА,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 8 г. Слонима»,
Гродненская область

 

Тема: «Формирование умения дифференцировать звуки [р] – [л]».

Цель: предполагается, что к концу коррекционного занятия учащиеся будут правильно произносить звуки [р] – [л], дифференцируя их на уровне слова.

Задачи:

– закрепить умение произносить звуки [р] – [л] в словах и предложениях;
– создать условия для формирования умения дифференцировать звуки [р]–[л] на уровне слова;
– содействовать развитию буквенного гнозиса;
– организовать ситуации для развития любознательности к понятию «родина», достопримечательностям своей страны.

 

Ход занятия

 

I Ориентировочно-мотивационный этап

Учитель-дефектолог. У каждого человека есть родина. Как вы понимаете слово «родина»? (Объяснения учащихся).

Включается звук ракеты.

– Что это за звук? (Это нас посетили «инопланетяне»). Кто вы? «Лала и Роро». Какие незнакомые имена! Но какие знакомые звуки.

На доску помещаются изображения инопланетян.

Сообщение темы занятия

– Какие согласные звуки вы услышали в их именах? (Звуки [р], [л]).

Мы все научились произносить их правильно. А сегодня с гостями еще раз повторим их. Будем учиться различать их в словах.

II Операционно-познавательный этап

1 Артикуляционная гимнастика
2 Произнесение, сопоставление, отгадывание звуков [р], [л].
3 Определение букв, обозначающих звуки
4 Произношение звуков в слогах

Звучит звук сообщения из приложения «Viber».

– Наши гости написали нам, давайте прочитаем их сообщение и переведём.

На доске прикреплён магнитный лист с написанными слогами и изображением инопланетянина.

– Вам понятно, что хотели сказать нам инопланетяне?

(Нет).

Переведём тогда через переводчик.

Учитель-дефектолог наводит телефон с включенным приложением дополненной реальности Аrgin на инопланетянина. В приложении дополненной реальности открывается песня «Беларусь мая» в исполнении группы «Сябры»

– Что хотят узнать инопланетяне? (Они хотят узнать про Беларусь).

Покажем инопланетянам нашу страну? (Да).

Дидактическая игра с гексами «Соберём рюкзак в дорогу» (Произношение звуков [р], [л] в словах).

– Хорошо, тогда отправляемся в дорогу. Беларусь – большая, поэтому нужно взять с собой продукты.

На доску помещается гекс с изображением рюкзака, на котором написана буква «Л».

– Что у меня на доске? (Рюкзак).

Учитель-дефектолог помещает на доску гексы: булка, виноград, клубника, колбаса, салат, мороженое, молоко, яблоко.

Какие продукты у нас есть?

Учащиеся называют продукты, правильно произнося звуки [р], [л].

Возьмём в дорогу только те продукты, в которых есть звук [л].

Учитель-дефектолог помещает на доску гексы: шарф, перчатки, свитер, шорты, куртка, рубашка, платье, футболка, рюкзак со звуком [р].

– В дороге погода может меняться. Нужно взять с собой одежду. Какая одежда у меня на доске?

Учащиеся называют одежду, правильно произнося звуки [р], [л].

– Выберем одежду со звуком [р].

Упражнение «Полетим на самолёте»

Учитель-дефектолог достаёт игрушечный самолёт.

– Полетим на самолёте. Кто будет пилотом?

Ответы учащихся:

– Я буду пилотом.
– Он будет пилотом.
– Ты будешь пилотом.

– Кто будет стюардессой?

Ответы учащихся:

– Я буду стюардессой.
– Ты будешь стюардессой.
– Она будет стюардессой.

– Стюардесса, пригласи нас в самолет.

Ответ учащихся: Уважаемые пассажиры! Пройдите в салон самолета. Садитесь поудобнее. Пристегните ремни. Счастливого вам полета!

Практическое усвоение творительного падежа существительных

Упражнение «Мы пролетаем над…»

Учитель-дефектолог включает презентацию со слайдами-видами Слонима, Щары, Гродно, Мирского замка, озера Нарочь, Ружан, Беловежской пущи.

– Посмотрите в окошко – над чем мы пролетаем? (Мы пролетаем над (Слонимом, Щарой, Гродно, Мирским замком, озером Нарочь, Ружанами, Беловежской пущей).

– Совершаем посадку в Беловежской пуще.

 

Физкультминутка

Учитель-дефектолог.

В лесной глуши на елке жили-были два бельчонка. (Потянуться).
Жили дружно, не тужили, и с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах).
Вставали рано поутру, изображали кенгуру. (Руки поднести к ушам).
За уши лапками хватались и вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны).
Дружно хлопали в ладошки. (Хлопки в ладоши).
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться).
Ножками топали. (Ходьба на месте с притопом).
Глазками хлопали. (Поморгать глазами).
Головками крутили. (Повороты головы в стороны).
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте).

Составление слов-отгадок на загадки из магнитов и запись их в тетрадь

– Инопланетяне увидели много зверей в Беловежской пуще. Давайте теперь расскажем им, как эти звери называются.

Крепкие ноги, большие глаза,
А над глазами, большие рога.
Мощное тело, и горб на спине,
Но не верблюд, Поверьте уж мне! (Зубр).

Оленя старший брат,
С рогами, как лопаты,
Его легко узнать:
Прозвался он – сохатый. (Лось).

Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идет на охоту коварная… (Рысь).

У зверя на морде две тёмных полоски.
Живёт он в лесу, где дубы и берёзки.
А чтобы у зверя в норе было чище,
Меняет он часто подстилку в жилище.
Не любит «чистюля» ни холод, ни зной.
Впадает намеренно в спячку зимой,
Но летом ему отдыхать недосуг.
Кто норы старательно роет? (Барсук).

Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда.
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём. (Крот).

Учащиеся отгадывают загадки и составляют слова-отгадки из магнитной азбуки. «Л» отмечают жёлтым магнитом, «Р» – фиолетовым, буквы, которые обозначают гласные звуки – красным. Определяется количество слогов. Затем дети записывают слова в тетрадь.

III Контрольно-оценочный этап

Работа с блогом «Логопед онлайн»

– Инопланетяне сняли много видео о животных Беловежской пущи. Чтобы они могли рассказать о них на своей планете, давайте распределим животных: у кого в названиях звук [р], а у кого звук [л] (волк, рысь, зубр, барсук, выдра, норка, крот, лось).

https://defectologsh4.blogspot.com/2023/04/blog-post_49.html

Чтение слогов с логопедическими позами пальцев

Звучит звук сообщения из приложения «Viber».

– Инопланетяне прислали нам сообщение, переведём его с помощью логопедических хаст.

Учащимся раздаются листы с написанными слогами.

ЛА

РА

ЛУ

РУ

РЫ

ЛЫ

РЫ

РЫ

РО

РО

ЛО

РО

РЫ

РА

ЛА

РЫ

На каждый столбец устанавливается определенная хаста. Учащиеся читают слоги выполняя хасты (пальчиковые кинезиологические упражнения). После прочтения на доске появляется надпись: «Я люблю Беларусь».

Звучит звук улетающего корабля.

– Инопланетяне говорят нам спасибо и улетают домой. А мы с вами садимся на самолёт и возвращаемся в школу.

IV Рефлексия

– Какие слова вы запомнили со звуком [р], [л]?
– Как можно отличить звуки?
– Что бы вы хотели сделать, чтобы наша Беларусь стала еще лучше, богаче, красивее? Чего нельзя делать? Что может принести вред природе?

В конце учащиеся повторяют чистоговорку: «Человек должен добрым быть, природу Беларуси беречь и любить».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий