Образовательные задачи: сформировать приемы нахождения процента от числа; сформировать знания и умения применять приемы нахождения процента от числа при решении задач функциональной направленности.
Наталья ПИЛЕЦКАЯ,
учитель математики
ГУО «Докурнишская средняя школа» Ошмянского района,
Гродненская область
Цель: сформировать приемы решения задач на проценты.
Задачи
Образовательные:
– сформировать приемы нахождения процента от числа;
– сформировать знания и умения применять приемы нахождения процента от числа при решении задач функциональной направленности.
Развивающие:
– развивать умения выделять главное, выполнять анализ условий, обобщать;
– развивать умения по решению практических задач и задач, связанных с реальной жизнью;
– развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
– средствами урока формировать познавательный интерес к предмету;
– воспитывать культуру взаимоотношений в классном коллективе.
Ход урока
1 Организационный момент
2 Актуализация опорных знаний
– Над какой темой мы работали на прошлом занятии? («Проценты».)
Фронтальный опрос
– Что такое процент? (Процентом называется сотая часть числа.)
– Как записать десятичную дробь в виде процентов? (Умножить на 100.)
– Как записать проценты в виде десятичной дроби? (Разделить на 100.)
Задание 1. Устный счет
1) Представьте десятичную дробь в виде процентов:
0,02; 4,5; 0,8; 2,4; 0,16; 5; 0,033; 17,5
2) Представьте проценты в виде десятичной дроби:
12%; 6%; 130%; 0,7%; 104%; 800%; 1,5%; 0,02%
– С какими формулами мы познакомились на предыдущем уроке и что по ним научились вычислять? (С формулами на проценты; научились находить процент от числа, число по его проценту, сколько процентов составляет от другого.)
Задание 2. Расставьте формулы в соответствии с определением
Учащиеся составляют соответствия на доске.
Задание 3. Используя формулы, вычисли
1-й вариант
1) Найди, какую часть составляет число 0,2 от 8.
2) Найди 15% от числа 120.
3) Найди число, если известно, что 30% = 24.
2-й вариант
1) Найди, какую часть составляет число 0,08 от 5.
2) Найди 20% от числа 150.
3) Найди число, если известно, что 20% = 80.
3 Мотивационный этап
– Тема урока «Решение задач на проценты», запишите в тетради тему урока.
– Ребята, как вы думаете, где в жизни каждый день мы применяем знания по вычислению процентов? (В магазине.)
– Для изучения новой темы практическую часть урока мы проведем в магазине.
4 Целеполагание
– Давайте сформулируем цель урока. Для этого продолжите предложение:
Мы научимся … (решать задачи на проценты), для того чтобы в жизни делать … (выгодные) покупки.
5 Практическое применение полученных знаний
Задание 4. Выберите товар для покупки
Учащимся предлагаются картинки товаров на выбор, на обратной стороне этикетка с ценой и скидкой.
– Рассмотрите ценник. Найдите стоимость покупки. Результат округлите до сотых.
Задание 5. Покупка продуктов к обеду
– Для приготовления праздничного обеда вам необходимо купить набор продуктов: 2 баночки кукурузы «Bonduelle», 3 упаковки крабового мяса «Санта Бремор», 10 яиц, 1 литр молока «Минская марка» и хлеб. Определите стоимость своей покупки с учетом скидки по карте.
Задание 6. Покупка одежды
– К празднику необходимо купить новую одежду. Проходя мимо магазина «Детский мир», вы увидели, что в этот день действует акция: «Школьникам скидка на одежду – 15 %, на обувь – 20 %» и решили совершить покупки в этом магазине. Цены на товары в этом магазине без учета скидки представлены в таблице. Рассчитайте стоимость покупки со скидкой.
6 Домашнее задание:
Учебник § 2, с. 98, № 50, № 51
7 Подведение итогов. Рефлексия
В заключение урока сделаем вывод, для этого продолжите предложения:
– Я узнал …
– Я научился…
– У меня получилось …
– Мне было сложно … … …, поэтому мне нужно …
– Знания по решению задач на проценты, помогут мне …