Татьяна ТУРОВЕЦ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
При подготовке учащихся к централизованному экзамену и централизованному тестированию целесообразно использовать средства визуализации учебного материала. При разработке математического тренажера по теме «Логарифмы» был использован прием «Найди пару». Предлагаем учащимся выполнить задания и полученные ответы соотнести с соответствующими картинками. Стоит отметить, что традиционный прием, при котором предлагается соотнести условие с предложенными ответами был преобразован, к ответам подобраны соответствующие картинки, которые отражают важные даты современной Беларуси. Обратим внимание на то, что помимо подготовки учащихся к ЦТ и ЦЭ перед учителем стоит задача воспитать гражданина и патриота своей страны, а работа с математическими тренажерами позволяет реализовать эту задачу успешно.
При составлении условия заданий были проанализированы типичные ошибки в решении заданий централизованного экзамена и централизованного тестирования. Выполняя задания, учащиеся видят закономерность – изображение с датой соответствует ответу в решаемом задании. Поэтому задания подобраны так, чтобы учащиеся тренировались избегать поспешных выводов.
Например, при решении задания, которое соответствует изображению с надписью «9 Мая» для получения правильного ответа необходимо исключить лишние корни уравнения; таким образом, верный корень уравнения остается один. Для учащихся эта ситуация вызывает проблемную ситуацию, если сумма должна быть равна 9, то нужно оставить еще один корень уравнения, но в ходе решения можно определить, что он не подходит к данному условию. При рассмотрении этой проблемной ситуации учитель делает акцент на том, что зашифрована не цифра 9, а месяц май (цифра 5, т.к. май – пятый месяц года). Таким образом учитель показывает учащимся, что не все, что лежит на поверхности, может быть верным ответом и следует очень внимательно анализировать условие задания и полученные результаты. Для детального анализа таких ошибок предлагаем учащимся составить уравнение, сумма корней или корень которого был бы равен 9. Учащиеся 11-го класса могут справиться с таким заданием, т.к. алгоритм составления квадратного трехчлена им знаком еще с 8-го класса, а при решении задач в 11-м классе учащиеся могут подобрать корни так, чтобы они входили в область определения логарифмической функции. При этом, составив самостоятельно уравнение по аналогии, запомнят и алгоритм его решения.