Конспект содержит разнообразный дидактический материал, упражнения для дыхательной, артикуляционной и речевой гимнастики, различные формы и методы работы с текстом с учетом требований к современному уроку. Учащиеся становятся активными участниками обсуждения, учатся внимательно и бережно относиться друг к другу. Урок адресуется учителям начальных классов учреждений общего среднего образования.
Ирина БАСИНСКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Большеберестовицкая средняя школа имени С.О.Притыцкого»,
Гродненская область
Тема: «Я.Пинясов, “Кем быть и кем не быть”».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению произведения Я.Пинясова «Кем быть и кем не быть», в результате чего они научаться оценивать поступки героев рассказа.
Задачи:
– содействовать развитию умений анализировать, обобщать информацию, делать выводы на основе прочитанного; дать представление о том, что такое жадность;
– развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся;
– способствовать воспитанию дружелюбия, формировать коммуникативные навыки учащихся.
Оборудование: учебник «Литературное чтение, 2-й класс, ч. 2» (В.С.Воропаева, Т.С.Куцанова) мультимедийная презентация, задания на карточках, тесты, оценочные листы.
Материалы к уроку: презентация, аудио- и видео файлы
Ход урока
1 Организационно-мотивационный этап
– Здравствуйте, ребята.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету вам скажу:
«Будет интересно!»
– Посмотрите на ребят вашего класса, улыбнитесь друг другу.
– Что вы почувствовали? (Тепло, радость, хорошее настроение, рядом друзья.)
– Ребята, давайте станем в круг и, держась за ниточку, по часовой стрелке передадим друг другу клубок, называя определенное качество своего соседа (подсказка слов на экране, Слайд 2).
– Посмотрите, что у нас получилось. Вместе мы – единое целое, полное тепла, доброты, приятных слов и улыбок. Я надеюсь, что даже когда нить перестанет связывать нас, мы останемся единым дружным коллективом (Слайд 3). И вот так, в хорошем настроении, рядом с друзьями, мы проведём наш урок.
– Вы любите уроки литературного чтения? Почему?
– Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (Слайд 4).
– У вас на партах находится оценочный листок с волшебными линеечками. На нем вы будете оценивать свою деятельность на разных этапах урока. Найдите колонку под названием «Прогноз» и оцените, как вы будете работать на сегодняшнем уроке. Если вы считаете, что на уроке вы будете активно работать, легко выполнять все практические задания с текстом и не допускать ошибок, то поставьте знак на самой верхней чёрточке волшебной линеечки. Если вы считаете, что будете не совсем активны на уроке, в практических заданиях с текстом будут допускаться неточности, то поставьте посередине. Ну, а если вы считаете, что на уроке вам понадобится при выполнении практических заданий помощь учителя, то поставьте знак на нижней линеечке.
Самооценка учащихся на листочках.
Прогноз | Проверка домашнего задания | Работа над рассказом | Интересно | Трудно |
– Давайте постараемся поработать так, чтобы урок получился интересным, творческим и поучительным.
2 Артикуляционная гимнастика
– Чтобы правильно читать, говорить, надо правильно произносить звуки. Для этого разомнем язычок.
ЧАСИКИ (Слайд 5)
Влево – вправо,
Влево – вправо
Мой язык скользит лукаво:
ЧИЩУ ЗУБКИ (Слайд 6)
Чищу зубки, чищу зубки
И снаружи, и внутри,
Не болели, чтоб они.
– А вот зебры. Они умеют улыбаться. Да, да, да! Делают они это просто замечательно, ничем не хуже иных знаменитостей. Вот так зебры демонстрируют два ряда великолепных, белых и ровных зубов.
Упражнения «Задуй свечу» (свечи), «В цветочном магазине», где выдох может осуществляться одной или несколькими порциями (Слайд 7).
Скороговорка (Слайд 8)
Нежные розы боятся мороза.
– Мы с вами хорошо сделали артикуляционную и дыхательную гимнастики.
3 Этап проверки домашнего задания
– А сейчас посмотрите на доску. Там написана пословица, но несколько слогов заблудились. Вместо точек вставьте нужный слог, чтобы можно было прочитать эту пословицу.
Выру… товари… в бе… .
ща
чай
де
– Вспомним, какие правила здесь встретились?
– Как вы понимаете смысл пословицы?
– Кто такой товарищ?
– А какие близкие по значению слова можно подобрать к этому слову? (Приятель, друг, одноклассник.)
Игровое упражнение «Верите ли вы…»
– Сейчас, при помощи игрового упражнения «Верите ли вы…», проверим, как вы усвоили содержание стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри». Я буду читать предложения. Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+», а если не согласны знак « — ».
1. Верите ли вы, что лодыри собирались на каток. (-)
2. Верите ли вы, что видят, видят лодыри: из ворот хмурый и ободранный кот идёт. (+)
3. Верите ли вы, что коту усатому, скоро год. (+)
4. Верите ли вы, что письму и математике не учен. (-)
5. Верите ли вы, что, милый кот, нам пойдет двенадцатый скоро год. (+)
6. Верите ли вы, что много знал я лодырей вроде вас, а с такими встретился первый раз! (+)
– А сейчас проверим, правильно ли вы ответили на вопросы. Внимательно ли вы, читали стихотворение? Проверьте правильность ответов на экране (Слайд 9).
– Оцените свою работу на листе оценки. В графе «Проверка домашнего задания» поставьте знак: на верхней линеечке те, кто не допустил ни одной ошибки или 1 ошибку, посередине – кто допустил 2-3 ошибки, на нижней – у кого ошибок больше, чем 3 (Слайд 10)
– Встаньте те, кто поставил знак вверху нашей волшебной линеечки.
– Молодцы! Вы были самыми внимательными читателями.
4 Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Проблемная ситуация: «Кем быть и кем не быть?»
– У вас на партах находятся карточки со словами-характеристиками. Возьмите ту карточку, кем нужно быть? (Ребята называют поочередно выбранное слово).
– Кем не быть? (Ребята предлагают выбранные слова).
– Ребята, так давайте сделаем вывод, что нужно делать, чтобы вас считали настоящим другом?
5 Этап изучения нового материала
1) Работа с текстом до чтения
– Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня будем знакомиться. Кто является автором этого произведения? Посмотрите на его портрет? Что вы о нем знаете? Какие у Якова Пинясова глаза, а какой взгляд?
– Как вы думаете, какие произведения мог писать человек с такими умными, искренними глазами, целеустремленным взглядом? (Добрые, поучительные, хорошие произведения; Слайды 11, 12).
– Родился будущий писатель 29 декабря 1913 года, в мокшанском селе Мордовская Поляна Зубово-Полянского района. Его родители были из крестьян. Жили небогато; лесная глушь, курная изба, тяжёлый труд. И единственная радость – бабушкины чудесные сказки и забавные истории деда. Когда Яше исполнилось восемь лет, он стал учиться в Беднодемьяновской школе. Ради такого события дедушка сплёл для него новые лапти из отборного лыка. В школе работал литературный кружок. Наставницей Якова стала учительница русского языка и литературы Глафира Ефимовна Стояновская. Именно она разглядела в юноше природный талант и укрепила в нём стремление стать писателем.
Яков Максимович – автор более 70 книг, около 20 книг переведены на русский зык и изданы в московских издательствах. За заслуги в развитии мордовской литературы, за большой вклад в развитие национальной культуры Якову Пинясову присвоены почётные звания «Заслуженный писатель» и «Народный писатель Мордовии». 22 мая 1984 г. писателя не стало, но его произведения до сих пор переиздают и читают. На его родной земле в Мордовской Поляне ему поставлен памятник, а в Саранске на доме, где жил и работал Яков Максимович Пинясов, открыта мемориальная доска.
– Мы с вами уже разобрались, кем быть и кем не быть. А какие качества не хотел бы видеть автор у одного из своих героев, вы ответите, послушав рассказ Я.Пинясова «Кем быть и кем не быть?».
2) Первичное чтение текста учителем
– Почему Петя не мог купить книгу в магазине? Какой был Коля? Так какое качество не хотел видеть автор у своего героя? (Жадность.)
3) Работа над деформированным планом
– Я построила план текста. Согласны ли вы с ним?
А) Дружные ребята.
Б) Покупка Колей книг.
В) Пете не хватает денег.
Г) В книжном магазине.
Д) Слова продавщицы.
Е) Коля угрюмо помалкивает.
Ученики «лечат» план и предлагают свои названия.
Минутка релаксации (в сопровождении спокойной музыки)
«Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».
– Подумайте, как нужно прочитать произведение, чтобы всем понравилось? (Выразительно, с интонацией.)
– Значит, это будет целью нашего урока – научиться читать выразительно, с нужной интонацией.
4) Продолжение работы с текстом
Чтение и анализ текста по частям. Ребята отмечают части в процессе чтения.
1-я часть
– Кем считал Петю и Колю автор? (Товарищами.) (Слайд 13)
– Какими они были товарищами?
– Что значит «рука за руку»?
– Чем привлекла витрина магазина ребят?
5) Словарная работа (Слайд 14)
Витрина – 1) Специально оборудованное окно магазина или какого-л. учреждения для демонстрации предлагаемых товаров, для рекламы и т.п.
2) Застекленный шкаф, ящик, стенд с экспонатами, образцами, объявлениями и т.п., предназначенными для всеобщего обозрения.
2-я часть
– Можно ли назвать ребят любознательными? Почему? Прочитайте отрывок из текста.
– Подберите синоним к слову «приглянувшиеся». (Понравившиеся, привлекшие внимание, заинтересовавшиеся.) (Слайд 15)
3-я часть
– Прочитайте, что привлекло в книгах Колю? (Картинки.)
– Кого из вас привлекают яркие картинки, поднимите руки. Спасибо!
– Что значит «положить поглубже»? (Аккуратно спрятать, не потерять, сберечь, припрятать.)
4-я часть
– Что привлекло в книгах Петю? Прочитайте.
– Кого из вас привлекают книги как умные помощники, поднимите руки?
– А что важнее: яркость или необходимость? (Рассуждение детей)
– О чем попросил Петя Колю? Прочитайте.
– Как сказать иначе «дай взаймы»? (Одолжить.)
– Прочитайте, что ответил Коля своему товарищу? Поднимите руку те, кто согласен с ответом Коли
– А кто не согласен? Почему? (Ответы)
– Перечитайте первые два предложения в начале текста.
– Действительно ли этих ребят можно назвать дружными товарищами?
– Какая черта характера мешает дружбе? (Жадность.)
Вывод. Настоящий друг не пожалел бы копейку для своего товарища. Нужно было просто одолжить деньги, чтобы он купил книгу, которая ему понравилась.
– Всегда ли вы, ребята, делитесь со своими друзьями?
5-я часть
– Прочитайте, как посмотрела продавщица на Колю. (Пристально.) Попробуйте показать, как она это сделала.
– Почему именно так она посмотрела? (Осуждала поступок Коли.)
– Прочитайте слова продавщицы. Смогут ли они помочь героям и читателям «кем быть и кем не быть»?
6-я часть
– Прочитайте глаголы, которые помогают осознать эмоциональное состояние Коли. (Покраснел, вышел потихоньку, рука взмокла, угрюмо помалкивал.)
После прочтения (эти выражения появляются на экране) получается схема:
Покраснел.
Вышел потихоньку.
Рука взмокла. ЖАДНОСТЬ
Угрюмо помалкивал.
– Так какое состояние может вызвать жадность у человека? (Ответы)
– Прочитайте последнее предложение в тексте. Ответьте на вопрос: «Осудил ли Петя Колю?» Подтвердите словами из текста. («Ему было стыдно, он все понял».)
– Так какая главная мысль текста? Чему учит нас этот текст?
Физкультминутка (Слайд 18)
– Где можно увидеть книги? (В библиотеке, в книжном магазине, на парте у вас).
– Из чего состоит книга? (Обложка, переплет, форзац, титульный лист, страницы, иллюстрации (картинка)).
– Покажите элементы книги на примере «Литературное чтение».
Работа в парах
– Что бы вы посоветовали Пете?
1. Будь чутким и внимательным к своим друзьям.
2. Уважай и цени мнение других.
3. Культурно веди себя в общественных местах.
4. Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
5. Будь добрым и щедрым на помощь.
6. Относитесь к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
– Ребята, в жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. И тогда на помощь приходит настоящий друг.
Кроссворд «Ступеньки слов»
1. Человек, который готов помочь тебе в трудную минуту. (Друг)
2. Человек, которого ты всегда рад видеть у себя дома. (Гость)
3. Человек, с которым тебе приятно быть вместе. (Товарищ)
4. Качество, присущее доброму человеку. (Щедрость)
5. С хорошим человеком всегда становится…(тепло)
6. С друзьями всегда бывает приятное…(общение)
Вывод. Очень важно, чтобы в своих отношениях друзья были ответственными, надежными, помогали друг другу.
Игровое задание «Закончи пословицу»
– Ребята, вам нужно продолжить пословицу, объяснить её смысл. Какая из пословиц подходит к нашему рассказу? Почему вы так решили?
Не беда ошибиться, беда… (не исправиться).
Если хочешь иметь друзей, будь… (другом сам).
Жизнь дана на… (добрые дела).
Нет друга – ищи… (а нашел – береги).
– Молодцы, с этим заданием вы справились очень хорошо.
– Давайте оценим в графе работу над текстом. Если вы поняли главную мысль рассказа, поставьте знак на верхней линеечке, если вам не совсем понятен текст – посередине, а кто вообще не понял смысл текста – на нижней линеечке.
Метод «Двойной дневник» (положительные и отрицательные черты характера)
Отрицательные черты | Положительные черты |
Бессердечный | Добрый |
Жадный | Искренний |
Злобный | Надёжный |
Недоброжелательный | Порядочный |
Плохой | Умный |
Скупой | Человечный |
Эгоистичный | Заботливый |
– Какими чертами характера охарактеризовали бы вы Колю? А Петю? (Ответы детей)
– Молодцы! Отлично справились с заданием. Ребята, очень важно и в жизни не только видеть плохое, но и замечать хорошее.
Работа в группах (Слайд 19)
– Давайте представим, что Петя услышал советы. Какое бы получилось продолжение этого рассказа?
– Спасибо группам за работу!
– Ребята, очень важно, когда из каких-то жизненных ситуаций каждый может извлечь урок.
6 Этап подведения итогов учебного занятия
– Что показалось вам самым главным на нашем уроке?
– Какое настроение он вам принес?
Тестирование
– Сейчас мы выполним тестовое задание, на котором проверим, как вы усвоили данный текст. У вас будет 5 вопросов с выбором ответа. Вы должны из трех вариантов ответов выбрать правильный и обвести его кружком простым карандашом.
Тест. «Кем быть и кем не быть»
Как звали мальчиков?
А) Коля и Ваня.
Б) Ваня и Петя
В) Петя и Коля.
Куда пришли мальчики?
А) книжный магазин
Б) магазин игрушек
В) продуктовый магазин
Сколько книг купил Коля?
А) 1
Б) 2
В) 3
Как называется книжка?
А) «Кем быть?»
Б) «Кем не быть?»
В) «Кем быть и кем не быть?»
Кто из мальчиков поступил не правильно?
А) Петя
Б) Коля
В) Ваня
Самопроверка (Слайд 20)
7 Этап информирования о домашнем задании (Слайд 21)
С. 21-22, пересказ по плану. Задание на выбор: читать по ролям, подобрать пословицы к рассказу (о дружбе).
8 Этап рефлексии (Слайд 22)
– Наш урок подходит к завершению. Оцените в графе «Интересно», насколько интересным был для вас сегодняшний урок, а в графе «Трудно» – насколько трудными были для вас задания, которые мы выполняли.
Вывод-наказ
Не причиняйте никогда
Друг другу вы душевной боли,
Ни второпях, ни поневоле –
Не причиняйте никогда!