Я.Пинясов, «Кем быть и кем не быть». Урок литературного чтения во 2-м классе

- 11:40I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Конспект содержит разнообразный дидактический материал, упражнения для дыхательной, артикуляционной и речевой гимнастики, различные формы и методы работы с текстом с учетом требований к современному уроку. Учащиеся становятся активными участниками обсуждения, учатся внимательно и бережно относиться друг к другу. Урок адресуется учителям начальных классов учреждений общего среднего образования.

Ирина БАСИНСКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Большеберестовицкая средняя школа имени С.О.Притыцкого»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Тема: «Я.Пинясов, “Кем быть и кем не быть”».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению произведения Я.Пинясова «Кем быть и кем не быть», в результате чего они научаться оценивать поступки героев рассказа.

Задачи:

– содействовать развитию умений анализировать, обобщать информацию, делать выводы на основе прочитанного; дать представление о том, что такое жадность;
– развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся;
– способствовать воспитанию дружелюбия, формировать коммуникативные навыки учащихся.

Оборудование: учебник «Литературное чтение, 2-й класс, ч. 2» (В.С.Воропаева, Т.С.Куцанова) мультимедийная презентация, задания на карточках, тесты, оценочные листы.

Материалы к уроку: презентация, аудио- и видео файлы

Ход урока

1 Организационно-мотивационный этап

– Здравствуйте, ребята.

Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету вам скажу:
«Будет интересно!»

– Посмотрите на ребят вашего класса, улыбнитесь друг другу.

– Что вы почувствовали? (Тепло, радость, хорошее настроение, рядом друзья.)

– Ребята, давайте станем в круг и, держась за ниточку, по часовой стрелке передадим друг другу клубок, называя определенное качество своего соседа (подсказка слов на экране, Слайд 2).

– Посмотрите, что у нас получилось. Вместе мы – единое целое, полное тепла, доброты, приятных слов и улыбок. Я надеюсь, что даже когда нить перестанет связывать нас, мы останемся единым дружным коллективом (Слайд 3). И вот так, в хорошем настроении, рядом с друзьями, мы проведём наш урок.

– Вы любите уроки литературного чтения? Почему?

– Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (Слайд 4).  

– У вас на партах находится оценочный листок с волшебными линеечками. На нем вы будете оценивать свою деятельность на разных этапах урока. Найдите колонку под названием «Прогноз» и оцените, как вы будете работать на сегодняшнем уроке. Если вы считаете, что на уроке вы будете активно работать, легко выполнять все практические задания с текстом и не допускать ошибок, то поставьте знак на самой верхней чёрточке волшебной линеечки. Если вы считаете, что будете не совсем активны на уроке, в практических заданиях с текстом будут допускаться неточности, то поставьте посередине. Ну, а если вы считаете, что на уроке вам понадобится при выполнении практических заданий помощь учителя, то поставьте знак на нижней линеечке.

 

Самооценка учащихся на листочках.

Прогноз Проверка домашнего задания Работа над рассказом Интересно Трудно
         

– Давайте постараемся поработать так, чтобы урок получился интересным, творческим и поучительным.

 

2 Артикуляционная гимнастика

– Чтобы правильно читать, говорить, надо правильно произносить звуки. Для этого разомнем язычок.

ЧАСИКИ (Слайд 5)
Влево – вправо, 
Влево – вправо
Мой язык скользит лукаво:
ЧИЩУ ЗУБКИ (Слайд 6)
Чищу зубки, чищу зубки
И снаружи, и внутри,
Не болели, чтоб они.

– А вот зебры. Они умеют улыбаться. Да, да, да! Делают они это просто замечательно, ничем не хуже иных знаменитостей. Вот так зебры демонстрируют два ряда великолепных, белых и ровных зубов.

Упражнения «Задуй свечу» (свечи), «В цветочном магазине», где выдох может осуществляться одной или несколькими порциями (Слайд 7).

Скороговорка (Слайд 8)

Нежные розы боятся мороза.

– Мы с вами хорошо сделали артикуляционную и дыхательную гимнастики.

 

3 Этап проверки домашнего задания

– А сейчас посмотрите на доску. Там написана пословица, но несколько слогов заблудились. Вместо точек вставьте нужный слог, чтобы можно было прочитать эту пословицу.

Выру… товари… в бе… .
ща
чай
де

– Вспомним, какие правила здесь встретились?

– Как вы понимаете смысл пословицы?

– Кто такой товарищ?

– А какие близкие по значению слова можно подобрать к этому слову? (Приятель, друг, одноклассник.)

Игровое упражнение «Верите ли вы…»

– Сейчас, при помощи игрового упражнения «Верите ли вы…», проверим, как вы усвоили содержание стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри». Я буду читать предложения. Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+», а если не согласны знак « — ».  

1. Верите ли вы, что лодыри собирались на каток. (-)
2. Верите ли вы, что видят, видят лодыри: из ворот хмурый и ободранный кот идёт. (+)
3. Верите ли вы, что коту усатому, скоро год. (+)
4. Верите ли вы, что письму и математике не учен. (-)
5. Верите ли вы, что, милый кот, нам пойдет двенадцатый скоро год. (+)
6. Верите ли вы, что много знал я лодырей вроде вас, а с такими встретился первый раз! (+)

– А сейчас проверим, правильно ли вы ответили на вопросы. Внимательно ли вы, читали стихотворение? Проверьте правильность ответов на экране (Слайд 9).

– Оцените свою работу на листе оценки. В графе «Проверка домашнего задания» поставьте знак: на верхней линеечке те, кто не допустил ни одной ошибки или 1 ошибку, посередине – кто допустил 2-3 ошибки, на нижней – у кого ошибок больше, чем 3 (Слайд 10)

– Встаньте те, кто поставил знак вверху нашей волшебной линеечки.

– Молодцы! Вы были самыми внимательными читателями.

 

4 Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Проблемная ситуация: «Кем быть и кем не быть?»

– У вас на партах находятся карточки со словами-характеристиками. Возьмите ту карточку, кем нужно быть? (Ребята называют поочередно выбранное слово).

– Кем не быть? (Ребята предлагают выбранные слова).

– Ребята, так давайте сделаем вывод, что нужно делать, чтобы вас считали настоящим другом?

 

5 Этап изучения нового материала

1) Работа с текстом до чтения

 Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня будем знакомиться. Кто является автором этого произведения? Посмотрите на его портрет? Что вы о нем знаете? Какие у Якова Пинясова глаза, а какой взгляд?

– Как вы думаете, какие произведения мог писать человек с такими умными, искренними глазами, целеустремленным взглядом? (Добрые, поучительные, хорошие произведения; Слайды 11, 12).

– Родился будущий писатель 29 декабря 1913 года, в мокшанском селе Мордовская Поляна Зубово-Полянского района. Его родители были из крестьян. Жили небогато; лесная глушь, курная изба, тяжёлый труд. И единственная радость – бабушкины чудесные сказки и забавные истории деда. Когда Яше исполнилось восемь лет, он стал учиться в Беднодемьяновской школе. Ради такого события дедушка сплёл для него новые лапти из отборного лыка. В школе работал литературный кружок. Наставницей Якова стала учительница русского языка и литературы Глафира Ефимовна Стояновская. Именно она разглядела в юноше природный талант и укрепила в нём стремление стать писателем.
Яков Максимович – автор более 70 книг, около 20 книг переведены на русский зык и изданы в московских издательствах. За заслуги в развитии мордовской литературы, за большой вклад в развитие национальной культуры Якову Пинясову присвоены почётные звания «Заслуженный писатель» и «Народный писатель Мордовии». 22 мая 1984 г. писателя не стало, но его произведения до сих пор переиздают и читают. На его родной земле в Мордовской Поляне ему поставлен памятник, а в Саранске на доме, где жил и работал Яков Максимович Пинясов, открыта мемориальная доска.

– Мы с вами уже разобрались, кем быть и кем не быть. А какие качества не хотел бы видеть автор у одного из своих героев, вы ответите, послушав рассказ Я.Пинясова «Кем быть и кем не быть?».

2) Первичное чтение текста учителем

– Почему Петя не мог купить книгу в магазине? Какой был Коля? Так какое качество не хотел видеть автор у своего героя? (Жадность.)

3) Работа над деформированным планом

– Я построила план текста. Согласны ли вы с ним?

А) Дружные ребята.
Б) Покупка Колей книг.
В) Пете не хватает денег.
Г) В книжном магазине.
Д) Слова продавщицы.
Е) Коля угрюмо помалкивает.

Ученики «лечат» план и предлагают свои названия.

Минутка релаксации (в сопровождении спокойной музыки)

«Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».

– Подумайте, как нужно прочитать произведение, чтобы всем понравилось? (Выразительно, с интонацией.)

– Значит, это будет целью нашего урока – научиться читать выразительно, с нужной интонацией.

4) Продолжение работы с текстом

Чтение и анализ текста по частям. Ребята отмечают части в процессе чтения.

1-я часть

– Кем считал Петю и Колю автор? (Товарищами.) (Слайд 13)

– Какими они были товарищами?

– Что значит «рука за руку»?

– Чем привлекла витрина магазина ребят?

5) Словарная работа (Слайд 14)

Витрина – 1) Специально оборудованное окно магазина или какого-л. учреждения для демонстрации предлагаемых товаров, для рекламы и т.п.
2) Застекленный шкаф, ящик, стенд с экспонатами, образцами, объявлениями и т.п., предназначенными для всеобщего обозрения.

2-я часть

– Можно ли назвать ребят любознательными? Почему? Прочитайте отрывок из текста.

– Подберите синоним к слову «приглянувшиеся». (Понравившиеся, привлекшие внимание, заинтересовавшиеся.) (Слайд 15)

3-я часть

– Прочитайте, что привлекло в книгах Колю? (Картинки.)

– Кого из вас привлекают яркие картинки, поднимите руки. Спасибо!

– Что значит «положить поглубже»? (Аккуратно спрятать, не потерять, сберечь, припрятать.)

4-я часть

– Что привлекло в книгах Петю? Прочитайте.

– Кого из вас привлекают книги как умные помощники, поднимите руки?

– А что важнее: яркость или необходимость? (Рассуждение детей)

– О чем попросил Петя Колю? Прочитайте.

– Как сказать иначе «дай взаймы»? (Одолжить.)

– Прочитайте, что ответил Коля своему товарищу? Поднимите руку те, кто согласен с ответом Коли

– А кто не согласен? Почему? (Ответы)

– Перечитайте первые два предложения в начале текста.

– Действительно ли этих ребят можно назвать дружными товарищами?

– Какая черта характера мешает дружбе? (Жадность.)

Вывод. Настоящий друг не пожалел бы копейку для своего товарища. Нужно было просто одолжить деньги, чтобы он купил книгу, которая ему понравилась.

– Всегда ли вы, ребята, делитесь со своими друзьями?

5-я часть

– Прочитайте, как посмотрела продавщица на Колю. (Пристально.) Попробуйте показать, как она это сделала.

– Почему именно так она посмотрела? (Осуждала поступок Коли.)

– Прочитайте слова продавщицы. Смогут ли они помочь героям и читателям «кем быть и кем не быть»?

6-я часть

– Прочитайте глаголы, которые помогают осознать эмоциональное состояние Коли. (Покраснел, вышел потихоньку, рука взмокла, угрюмо помалкивал.)

После прочтения (эти выражения появляются на экране) получается схема:

Покраснел.
Вышел потихоньку.               
Рука взмокла.                     ЖАДНОСТЬ
Угрюмо помалкивал.

– Так какое состояние может вызвать жадность у человека? (Ответы)

– Прочитайте последнее предложение в тексте. Ответьте на вопрос: «Осудил ли Петя Колю?» Подтвердите словами из текста. («Ему было стыдно, он все понял».)

– Так какая главная мысль текста? Чему учит нас этот текст?

Физкультминутка (Слайд 18)

– Где можно увидеть книги? (В библиотеке, в книжном магазине, на парте у вас).

– Из чего состоит книга? (Обложка, переплет, форзац, титульный лист, страницы, иллюстрации (картинка)).

– Покажите элементы книги на примере «Литературное чтение».

Работа в парах

Что бы вы посоветовали Пете?

1. Будь чутким и внимательным к своим друзьям.
2. Уважай и цени мнение других.
3. Культурно веди себя в общественных местах.
4. Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
5. Будь добрым и щедрым на помощь.
6. Относитесь к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

– Ребята, в жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. И тогда на помощь приходит настоящий друг.

Кроссворд «Ступеньки слов»

1. Человек, который готов помочь тебе в трудную минуту. (Друг)
2. Человек, которого ты всегда рад видеть у себя дома. (Гость)
3. Человек, с которым тебе приятно быть вместе. (Товарищ)
4. Качество, присущее доброму человеку. (Щедрость)
5. С хорошим человеком всегда становится…(тепло)
6. С друзьями всегда бывает приятное…(общение)

Вывод. Очень важно, чтобы в своих отношениях друзья были ответственными, надежными, помогали друг другу.

Игровое задание «Закончи пословицу»

– Ребята, вам нужно продолжить пословицу, объяснить её смысл. Какая из пословиц подходит к нашему рассказу? Почему вы так решили?

Не беда ошибиться, беда… (не исправиться).
Если хочешь иметь друзей, будь… (другом сам).
Жизнь дана на… (добрые дела).
Нет друга – ищи… (а нашел – береги).

– Молодцы, с этим заданием вы справились очень хорошо.

– Давайте оценим в графе работу над текстом. Если вы поняли главную мысль рассказа, поставьте знак на верхней линеечке, если вам не совсем понятен текст – посередине, а кто вообще не понял смысл текста – на нижней линеечке.

Метод «Двойной дневник» (положительные и отрицательные черты характера)

Отрицательные черты Положительные черты
Бессердечный Добрый
Жадный Искренний
Злобный Надёжный
Недоброжелательный Порядочный
Плохой Умный
Скупой Человечный
Эгоистичный Заботливый

– Какими чертами характера охарактеризовали бы вы Колю? А Петю? (Ответы детей)

– Молодцы! Отлично справились с заданием. Ребята, очень важно и в жизни не только видеть плохое, но и замечать хорошее.

Работа в группах (Слайд 19)

– Давайте представим, что Петя услышал советы. Какое бы получилось продолжение этого рассказа?

– Спасибо группам за работу!

– Ребята, очень важно, когда из каких-то жизненных ситуаций каждый может извлечь урок.

 

6 Этап подведения итогов учебного занятия

– Что показалось вам самым главным на нашем уроке?

– Какое настроение он вам принес?

Тестирование

– Сейчас мы выполним тестовое задание, на котором проверим, как вы усвоили данный текст. У вас будет 5 вопросов с выбором ответа. Вы должны из трех вариантов ответов выбрать правильный и обвести его кружком простым карандашом.

Тест. «Кем быть и кем не быть»

Как звали мальчиков?

А) Коля и Ваня.
Б) Ваня и Петя
В) Петя и Коля.

Куда пришли мальчики?

А) книжный магазин
Б) магазин игрушек
В) продуктовый магазин

Сколько книг купил Коля?

А) 1
Б) 2
В) 3

Как называется книжка?

А) «Кем быть?»
Б) «Кем не быть?»
В) «Кем быть и кем не быть?»

Кто из мальчиков поступил не правильно?

А) Петя
Б) Коля
В) Ваня

Самопроверка (Слайд 20)

 

7 Этап информирования о домашнем задании (Слайд 21)

С. 21-22, пересказ по плану. Задание на выбор: читать по ролям, подобрать пословицы к рассказу (о дружбе).

 

8 Этап рефлексии (Слайд 22)

– Наш урок подходит к завершению. Оцените в графе «Интересно», насколько интересным был для вас сегодняшний урок, а в графе «Трудно» – насколько трудными были для вас задания, которые мы выполняли.

Вывод-наказ

Не причиняйте никогда
Друг другу вы душевной боли,
Ни второпях, ни поневоле –
Не причиняйте никогда!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий