Образовательное пространство по реализации задач образовательной области «Ребенок и природа» включает в себя, помимо занятий, организацию нерегламентированной деятельности, качество которой зависит от грамотного планирования с учетом всех принципов дидактики. В материале представлено планирование работы с воспитанниками средней группы по образовательной области «Ребенок и природа» (раздел «Растения»).
Людмила ЯВОР,
методист
ГУ «Светлогорский районный учебно-методический кабинет»,
Гомельская область
«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения», – слова Константина Паустовского актуальны и на современном этапе. Они наиболее глубинно вскрывают проблему экологического воспитания подрастающего поколения, что определяет значимость реализации основ экологического воспитания уже с дошкольного детства. В связи с этим в содержание учебной программы дошкольного образования включена образовательная область «Ребенок и природа», реализация задач которой предполагает воспитание у детей раннего и дошкольного возраста основ культуры в области охраны окружающей среды и природопользования.
На организованных занятиях по образовательной области «Ребенок и природа» педагоги развивают интерес воспитанников к объектам и явлениям природы, к характерным проявлениям живой и неживой природы в разные сезоны, к потребностям растений, животных, человека. В ходе образовательного процесса формируются умения устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой и живой природе, между погодой и состоянием растений и животных; применять свойства природных материалов в процессе игр, труда, экспериментирования; воспитывается гуманное отношение к природному миру.
Образовательное пространство по реализации задач образовательной области «Ребенок и природа» включает в себя, помимо занятий, организацию нерегламентированной деятельности, качество которой зависит от грамотного планирования с учетом всех принципов дидактики.
Немаловажным условием является наличие дидактического материала, посредством которого осуществляется вся работа. У сегодняшнего педагога имеется возможность самостоятельно определять оптимальный вариант или систему планирования и организации образовательного процесса по реализации задач экологического воспитания, основываясь на своем профессиональном опыте и мастерстве, учитывая возможности учреждения и образовательной среды группы.
Предлагаемое содержание работы с воспитанниками обеспечивается в рамках совместной партнерской деятельности взрослого и воспитанников (игровая, познавательно-практическая, художественная, трудовая деятельность, общение), инициируемой педагогом, и в рамках нерегламентированной деятельности по образовательной области «Ребенок и природа».
Предложенное планирование содержит различные формы работы нерегламентированной деятельности, которые систематизированы относительно раздела «Растения» образовательной области «Ребенок и природа».
Основой представленного материала стали дидактические принципы:
– учет социального опыта и возрастных особенностей воспитанников;
– принцип научности, наглядности, доступности и систематичности обучения;
– сознательности и активности обучения детей.
Реализация примерного планирования в образовательном процессе предполагает включение разных форм детской деятельности в календарно-тематическое планирование в соответствии с темами недель, а также интеграцию задач образовательных областей «Художественная литература», «Изобразительное искусство», «Развитие речи и культуры речевого общения», «Ребенок и общество» при реализации задач экологического воспитания.
План примерного планирования https://drive.google.com/file/d/1Zj8hPeZtSlkkXplHFCec_TctCxniLe4c/view?usp=sharing
Список литературы
1 Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /А.К.Бондаренко. – М. : Просвещение, 2004.
2 Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /Л.А.Венгер.– М. : Просвещение, 2002. 95 с.
3 Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4 Все о животных. Энциклопедия для детей. – М., Махаон, 1999.
5 Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.В.Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
6 Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников /Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина. – М., 2007.
7 Дыбина, О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада / О.Б.Дыбина. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
8 Картушина, М.Ю., Зеленый огонек здоровья. Методическое пособие/ М.Ю. Картушина – Архангельск, 2000.
9 Клюева, Н.В. Учим детей общению/ Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1986.
10 Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М. : Гном-Пресс, 1997.
11 Малофеева, Н.Н. Энциклопедия дошкольника. – М. : Росмэн, 2008.
12 Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников / В.М.Минаева. – М. : Аркти, 200.
13 Моя первая энциклопедия животных. – М., Эксмо, 2007.
14 Прошкина, И.В. Планирование наблюдений на прогулке в детском саду / И.В.Прошкина. – Мозырь :Содействие, 2009. – 88 с.
15 Рублеўская, А.А. У свеце прыроды (ад 3 да 5 гадоў) / В мире природы (от 3 до 5 лет): вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай/рускай мовай навучання / А.А. Рублеўская. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2021. – 32 с. бел. + 32 с. рус: 40 арк. іл. – (Серыя «Свет дзяцінства» / Серия «Мир детства»).
16 Скоролупова, О.А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы / О.А.Скоролупова. – М., 2008.
17 Стреха, Е.А. Познание окружающего мира: животные: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А.Стреха. – Минск : Нац. ин-т образования, 2014. – 128 с.
18 Стреха, Е.А. В мире природы: учеб. нагляд. нособие для педагогов учреждений дошк. Образования. – Минск :Жасскон, 2012. –16 + 32 с.
19 Соломенникова, О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада / О.А.Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
20 Шорыгина,Т.А. Домашние животные. Какие они? / Т.А.Шорыгина. – М., 2008.