Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки

- 14:59Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

 

Юлия СКОРАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО “Средняя школа 5 г. Сморгони”,
Гродненская область

 

 

 

 

Цели урока:

– дать понятие о сложноподчиненном предложении с придаточными условия и уступки;
– формировать умения правильно квалифицировать придаточные условия, уступки; находить средства связи придаточной части с главной, строить схемы сложноподчиненного предложения с придаточными условия и уступки; правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях; систематизировать изученное о придаточных причины, следствия, цели; повторить правописание частиц НЕ и НИ;
– создавать условия для воспитания нравственных качеств личности.

Предполагаемые результаты

К концу урока учащиеся:

– будут знать четыре особенности придаточных условия и уступки;
– смогут находить средства связи придаточной части с главной;
– смогут структурировать текстовый материал в таблицу, анализировать и обобщать полученные знания.

Оборудование: Русский язык. Учебное пособие для 9-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л.А.Мурина, Ф.М.Литвинко, Н.М.Пипченко. – Минск : Национальный институт образования, 2019; дидактический материал; компьютер, мультимедийная презентация «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки».

Формы работы: работа в парах, фронтальная работа.

 

Ход урока

I Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Давайте порассуждаем: о чем думает человек, когда идет на работу или в школу? Я сегодня утром думала о вас. Мы все разные, но я считаю, что каждый из нас – человек с большой буквы и обязательно должен обладать лучшими из качеств, такими как доброта и скромность, ответственность и целеустремленность.

Поэтому эпиграфом к уроку я взяла слова шотландского писателя Роберта Стивенсона: «Доброта и скромность – вот два качества, которые никогда не должны утомлять человека».

 

II Этап проверки домашнего задания

– У вас на партах лежат схемы. Вам необходимо их заполнить и по возможности привести примеры СПП с придаточными из домашнего упражнения 186.

– А теперь сверьте свои схемы с тем, что предлагаю вам я (Слайд 2).

 

III Этап целеполагания

Работа с эпиграфом

– Обратите, пожалуйста, еще раз внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете эти слова?

Если мы будем внимательны друг к другу, то жизнь будет лучше.

Если у нас будет все хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.

– Какую особенность вы заметили в предложениях моего высказывания?

– Какие это предложения по структуре?

– Какой вопрос вы можете поставить к придаточной части?

– Попробуйте определить тему урока.

– Какие задачи мы перед собой поставим? Помогут нам в этом опорные слова:

– Изучить… (СПП с придаточными условия, уступки).

– Научиться… (определять средства связи).

– Закрепить… (умения различать типы придаточных частей).

 

IV Этап изучения нового материала

1) Работа с учебником (с. 109), заполнение таблицы

– Откройте таблицы, которые есть у вас, и заполните материалом из правила.

– А теперь сравните свою таблицу с тем, что сделала я. Если кто-то что-то не заполнил, то допишите (Слайд 3).

2) Мини-рефлексия. Психогимнастический этюд «Подарок под елкой»

– Перед тем как приступить к закреплению изученного нами материала, предлагаю вам немного отдохнуть*.

Ребята, скоро новогодний праздник, время волшебства и исполнения желаний. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданный подарок перед вами! Вы рады? Улыбнитесь.

*После выполнения упражнения необходимо обсудить, кто о чем мечтает. Выразить свою мысль необходимо сложноподчинённым предложением, используя союзы если, несмотря на, хотя.
Например:
Ребята, я загадала, чтобы моя работа была результативной.
Если я буду добросовестно готовиться к занятиям, с увлечением, то мои ученики будут успешными в своих начинаниях.
Или, Новый смартфон (желание у ученика).
Мне купят новый смартфон на Рождество, хотя я не всегда выполняю свои обещания.

 

V Этап закрепления изученного материала

1) Задание на повторение правописания частиц НЕ и НИ

– Обратите внимание на придаточную уступки. В ее составе есть частица НИ.

– Предлагаю вам выполнить задание и вспомнить правописание частиц НЕ и НИ. У вас на столах лежат листочки с небольшим текстом. Вставьте Е и И (Слайд 4).

Как н(..). старались мы, н(..).получилось сразу правильно поставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении. И тогда мы поняли, что н(..). можем н(..). выучить правило. А вот после этого мы н(..). разу н(..). ошиблись.

Проверка выполненного задания с комментированием (Слайд 5).

Вспомните, в каких случаях пишется частица НЕ, а в каких – частица НИ (Слайд 6).

2) Мини-рефлексия. Работа с учебником

– Откройте упражнение 190 на странице 110. Давайте прочитаем текст и поработаем с ним.

– Определите тему текста. (Любовь к родному краю, к родной земле).

– Какую землю автор называет «краем голубых озер?» Почему?

– Какой стиль текста? Докажите. (Художественный).

– Установите вид связи предложений в тексте, аргументируйте свой ответ. (Параллельная).

– Найдите сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки.

3) Мини-рефлексия. Работа у доски

– Запишите предложения, постройте схемы, укажите вид придаточных частей. Определите смысл данных выражений.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь (И.А.Крылов)

[  ,(как ни…),  ] – СПП с придаточной уступки.

2. Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет (восточная пословица)

(Сколько ни…), [   ] – СПП с придаточной уступки.

3. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо (Л.Н.Толстой)

(Если…), [   ] – СПП с придаточной условия.

4. Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро. (А.П.Чехов)

(Пока…), [ ] – СПП с придаточной условия.

 

VI Подведение итогов урока. Рефлексия

– Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги нашей работы.

Распределительный тест

– Перед вами предложения и их характеристики. Соотнесите их между собой

Предложение

Вид придаточной

1. Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение. (Д.Писарев)

А) определительная

2. Любовь к людям – это ведь и есть те же крылья,
на которых человек поднимается выше всего.
(М.Горький)

Б) изъяснительная

3. Счастье достается тому, кто много трудится.
(Леонардо да Винчи)

В) условия

4. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
(Л.Н.Толстой)

Г) цели

5. Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым. (Д.Гранин)

Д) места

6. Наша жизнь начинает подходить к концу, когда мы перестаем говорить о действительно важных вещах. (М.Л.Кинг)

Е) уступки

7. Послушайте, ведь если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно? (А.Экзюпери)

Ж) причины

8. Хотя ложь ещё живёт, но совершенствуется только правда (М.Горький).

З) времени

Ответы: 1Г 2А 3Б 4Ж 5Д 6З 7В 8Е (Слайд 7).

– Сверьте свои варианты с информацией на слайде. Поднимите руку те, у кого не возникло проблем при выполнении задания.

– Что мы сегодня узнали? (СПП с придаточными условия, уступки).

– Что общего у этих придаточных? (Относятся ко всей части).

– Какие у вас возникли вопросы?

– Поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя фразу:

Я знаю, что…, потому что…  (Слайд 8).

 

VII Оценивание учебной деятельности учащихся. Выставление и комментирование отметок

 

VIII Домашнее задание с комментарием учителя (Слайд 9)

Параграф 20, упр.192.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий