Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.
Лилия ФИРСОВА, учитель-дефектолог,
Ольга ЯКШУК, учитель-дефектолог,
ГУО «Детский сад № 16 г.Слонима»,
Гродненская область
В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.
Программные задачи:
– формировать физиологическое дыхание диафрагмального типа, силу выдоха;
– упражнять в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательно-голосовых упражнений на материале гласных звуков и их сочетаний;
– развивать ритм, темп, силу и модуляцию голоса;
– закреплять умение воспроизводить звукоподражания;
– воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание говорить.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Животные», дидактическая игра «Угадай, чей голосок», «Повторялки», «Картинки-половинки», «Барабанщики», подвижные игры с мячом «Прыгаем, как мячики», выполнение комплекса артикуляционных упражнений; игры, направленные на развитие координации речи с движением и c элементами логоритмики «Мышка», «Сороконожка», «Бегемотики», выполнение упражнений, направленных на развитие силы выдоха «Горячий чай», «Футбол», «Тучка».
Методы и приемы на занятии: словесный (вопросы, анализ и подведение итогов, словесная оценка деятельности детей, поощрение); игровой (сюрпризный момент, игра-имитация «Кто как говорит?», подвижная игра с мячом, упражнение «Звуковые дорожки», игра на музыкальных инструментах «Высоко – низко»); элементы логоритмики; наглядный (иллюстрации животных, игрушки животных, упражнение на понимание речи и выполнение инструкции).
Оборудование: игрушки (кот, собака, мышь); тарелки с изображением кота, собаки, мыши; коктейльные трубочки разного диаметра, разноцветные поролоновые шарики, зерна кукурузы, резинки разной плотности, кубики, палочки, мячики большие и маленькие, мочалка, маркер, ложки железные и деревянные.
Ход занятия
1 Сюрпризный момент
На столе стоят три тарелки с изображением кота, мыши и собаки, закрытые зернами кукурузы, шариками, бумажными листочками. Учитель-дефектолог даёт ребенку инструкцию:
Учитель-дефектолог. Дуй, как я!
Варианты выполнения упражнения:
– ребенок дует в широкую трубочку;
– ребенок дует в узкую трубочку;
– ребенок дует губами.
Учитель-дефектолог. Кто это?
Ребенок. Киса.
Учитель-дефектолог. Кто это?
Ребенок. Ав!
Учитель-дефектолог. Кто это?
Ребенок. Мышь!
2 Артикуляционная гимнастика.
– Упражнение с сушками (держим сушку на язычке, удерживаем сушку зубками, губками);
– упражнение с чупа-чупсом (облизываем чупа-чупс);
– упражнение с палочкой. «Часики». «Догони палочку», «Удержи на язычке»;
– собачка кушает (стучим зубками);
– котик пьёт молочко (котик лакает молочко);
– мышка кусает блинчик (кусаем язычок).
3 Дидактическая игра «Кто как говорит?»
Учитель-дефектолог. Кто говорит «мяу»? Покажи.
Ребенок соотносит игрушку кота с изображением. Взрослый распевно произносит «мяу», одновременно пропевая и растягивая резинку. За ним повторяет ребенок.
Учитель-дефектолог. Кто говорит «ав»? Покажи.
Ребенок соотносит игрушку собаки с изображением. Взрослый отрывисто громко произносит «ав», одновременно простукивая ритм кубиком. За ним повторяет ребенок. («ав» -/- один удар кубиком «ав» -/-/ «ав» два удара кубиком). Ритм может быть разный в зависимости от речевых возможностей ребенка.
Учитель-дефектолог. Кто говорит «пи-пи»? Покажи.
Ребенок соотносит игрушку мыши с изображением. Взрослый тихо произносит «пи-пи», одновременно простукивая ритм маленькой палочкой («пи» -/- «пи» один удар палочкой, «пи» -/-/ «пи» два удара палочкой). Ритм может быть разный в зависимости от речевых возможностей ребенка.
3 Упражнение «Звуковые дорожки»
На доске изображены три дорожки разной формы. Ребенок пропевает «песенки» животных с разной модуляцией голоса, проводя предметом-заменителем разной фактуры по дорожке.
Учитель-дефектолог. Посмотри, мышка бежит и поёт: «Пи-пи-пи» (проводя мочалкой по дорожке).
Посмотри, кошка бежит и поёт: «Мяу-мяу» (перекатывая мяч по дорожке).
Посмотри, собачка бежит и говорит: «Ав-ав-ав» (перекидывая кубик по дорожке).
Упражнение может проводиться на горизонтальной, вертикальной поверхности и в песочном бассейне.
4 Игра с мячом
Координация речи с движением. Упражнение вначале выполняется по словесной инструкции, затем может выполняться под ритмичную музыку.
Педагог подбрасывает мяч вверх, и дети подпрыгивают вверх и произносят «оп-оп-оп». Педагог кружится с мячом, дети повторяют за ним «ух-ух». Педагог бросает мяч вниз, а дети приседают и произносят «бух-бух».
5 Игра на музыкальных инструментах «Высоко – низко».
Учитель-дефектолог играет деревянными ложками со словами:
– Я играю высоко,
– Я играю низко,
– Я играю далеко,
– Я играю близко.
Игра повторяется несколько раз совместно с педагогом по образцу и по словесной инструкции.
6 Логоритмика
Выполняем под музыку со словами:
Вот кулак, а вот ладошка.
На ладошку села кошка.
И пошла, пошла, пошла.
Мышку там она нашла.
Мяу-мяу, пи-пи-пи.
7 Итог занятия
Упражнение на понимание речи и выполнение инструкции
Учитель-дефектолог.
– Дай, кису.
– Кто это?
– Дай, мышь.
– Кто это?
– Дай, собаку.
– Кто это?
– Положи собаку в корзинку.
– Мышку, посади на тарелку.
– Спрячь кису в коробку.
Учитель-дефектолог. Молодец, ты сегодня отлично постарался.