Любящий родную землю. Занятие объединения по интересам «Компьютерная грамотность» для учащихся 10–13 лет

- 17:15Дополнительное образование

Занятие, на котором учащиеся закрепляют полученные знания при работе с электронными таблицами и, выполняя различные задания, знакомятся с жизнью Владимира Теребуна, уроженца Сморгони, известного скульптора, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь.

 

Татьяна ШАТУРКО,
педагог дополнительного образования,
ГУО «Сморгонский районный центр творчества детей и молодёжи»,
Гродненская область

 

 

Тема занятия: «Любящий родную землю».

Цель: закрепление полученных знаний, умений и навыков при работе с электронными таблицами

Задачи

Обучающие:

– обобщить и систематизировать полученные знания, умения и навыки при работе с электронными таблицами;
– познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В.Теребуна.

Развивающие:

– развивать интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

– воспитывать ценностное отношение к малой родине;
– добросовестное отношение к труду;
– самостоятельность.

Тип занятия: интегрированное занятие.

Оборудование: ПК с выходом в интернет, мультимедийная презентация, дидактические карточки с заданиями.

Презентация: https://drive.google.com/file/d/1P2k7ZRnFL4oneuC0ByDbmfK7BzIgNzJs/view?usp=sharing

Эпиграф к занятию: «Важнейшее из правил: не сколько ты прожил, а что оставил», – Владимир Теребун.

 

Ход занятия

Организационный момент  

– Малая родина – что мы вкладываем в это понятие? Каждый человек имеет свою родину. Это место, которое для человека является самым родным. Где бы далеко ни был человек, родной край всегда будет звать его. Здесь всё родное и близкое, и не важно город это или маленькая деревушка где-то на берегу реки.

Перед тем, как приступить к работе, предлагаю вам поучаствовать в одном упражнении, которое позволит каждому сформировать свой образ родного края.

Упражнение «Образ родины»

– Закройте глаза, представьте тот образ, который возникает при слове «родина». (Выполняется под спокойную фоновую музыку; учащиеся описывают на листах бумаги, те образы, которые возникли). 

Я уверена, что у каждого из вас возник свой индивидуальный образ, у кого-то они похожи, у других – не похожи. Давайте попробуем сформулировать наше определение для слова «родина», исходя из наших образов (Работа по формулировке определения).

Мы всегда будем вспоминать свой родной край. Он будет всегда в наших мыслях. Он будет дорог со всеми его особенностями. Здесь уникальная природа, уникальные места. Мы знаем здесь каждый маленький уголок. Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера.

Ребята, а что вы вкладываете в понятие – малая родина? (Выслушиваются мнение учащихся). Словом, малая родина у каждого своя.

Поэтому зачастую люди возвращаются в родной сердцу край. Пусть это будет не сразу, а через несколько лет. Это всё равно случается непременно.

Сегодня на нашем занятии мы не только закрепим полученные знания, умения и навыки при работе с электронными таблицами, но и познакомимся с творчеством заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, почетного гражданина Сморгони, известного художника и скульптора, который, несмотря на свой богатый жизненный опыт, вернулся к своим истокам.

Сегодняшнему достаточно высокому уровню развития живописи, графики и скульптуры мы обязаны людям, которые не только сохранили традиции, но внесли в него что-то новое, свое. К числу таких замечательных художников можно отнести Владимира Васильевича Теребуна. Это разносторонний мастер. Он и скульптор, и керамист, и резчик по дереву. Тема нашего занятия: «Любящий родную землю».

Прочтите эпиграф. Как вы считаете, о чем нам хотел сказать художник? (О стремлении искать себя, заниматься любимым делом, о семье, о родном крае)

Перед тем как мы приступим к работе, давайте вспомним правила поведения в компьютерном кабинете.

Не допускается:
– трогать разъемы соединительных кабелей;
– прикасаться к экрану монитора;
– включать и отключать аппаратуру без указаний педагога;
– класть диски, книги, тетради на клавиатуру.

Давайте же знакомиться с ним поближе, выполняя предложенные мной задания.

Викторина

Задание 1

Ребята, определите дату рождения Владимира Теребуна. Используя инструмент «Заливка», необходимо закрасить ячейки: первое число – день (красный), второе число – месяц (зеленый), третье число – год (синий).

Красный

Красный

Зеленый

Зеленый

Синий

Синий

Синий

Синий

A5

D5

G5:G11

K4:K8

O5

T4:T12

V4:V8

Z4:Z12

B4:B12

E4:E12

H4

L8

P4:P12

R8:S8

W8

AA8:AB8

 

 

H12

M4:M12

 

R4:R7

X4:X12

AB9:AB12

 

 

I5:I11

 

 

S4

 

AA12

 

 

 

 

 

R12:S12

 

AA4:AB4

Ответ: 11 04 1946

(Выполнив задание верно, учащиеся узнают дату рождения Владимира Теребуна)

 

Задание 2

А теперь я предлагаю узнать, где же родился этот одаренный и талантливый человек. Для этого вам необходимо перейти по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pivowwjja22 и выполнить тест «Электронные таблицы».

Ответ: В деревне Нестеняты Сморгонского района Гродненской области.

(Ответив верно на вопросы теста «Электронные таблицы», учащиеся узнают где родился Владимир Теребун)

– Вскоре родители переехали в Сморгонь. Затем была учеба в средней школе № 1 Сморгони. В школе и пришло увлечение скульптурой, чему, возможно, способствовало знакомство с самодеятельным мастером из Залесья.

Кто же поспособствовал, увлечению скульптурой, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Задание 3

Подготовить следующую таблицу:

Счет-квитанция

Вид услуги

Март

Апрель

Май

Среднее за месяц

Доплата, руб.

1

Тех. обслуживание

38

45

46

 

 

2

Отопление

7523

7890

8900

 

 

3

Подогрев воды

7523

8900

8996

 

 

4

Радио

161

233

236

 

 

 

Всего:

 

 

 

   

1) Заполните графу Всего, используя функцию СУММ.
2) Заполните графу Среднее за месяц.
3) Рассчитайте Доплату по следующей формуле:

если Средняя за месяц > 9000, то Доплата равна 15 % от Среднего за месяц, иначе 5 % от Среднего за месяц.
4) Для полей Март, Апрель, Май, Среднее за месяц и Доплата задайте денежный формат, количество знаков после запятой – 2, обозначение – Br.
5) присвойте рабочему листу имя Счет-квитанция.

Ответ: Александр Иванович Живаев.

(Когда учащиеся выполнили задание, педагог проверяет его на правильность выполнения, если задание выполнено верно, педагог сообщает правильный ответ, который демонстрируется на слайде в презентации, если задание необходимо доработать, педагог оказывает помощь и верный ответ, сообщается после выполнения задания)

– Приметив способного парнишку, самодеятельный художник дал ему первые уроки мастерства, научил глину формовать, стеку держать. А когда убедился, что мечтает Володя профессиональным художником стать, заговорил о главном. Искусство – великий труд. А скульптура – особенный.

В институт после одиннадцатилетки поступить Владимир Васильевич не смог. Провалился на экзамене по живописи – сказалось отсутствие школы. А вторую попытку совершил через три года – после армии. И поступил. Для Теребуна первая из истин: художник обязан трудиться. Ведь это не случайность, что ему первому на отделении Белорусского театрально-художественного института позволили воплотить предложенный проект памяти о партизанской деревне, сожженной оккупантами с людьми, в камне. Это была его дипломная работа в 1973 году. Это не только скульптура, это комплекс, и нужно было организовать пространство историей, временем и образом. За эту работу Владимир Теребун был отмечен премией Ленинского комсомола Беларуси. Для того чтобы узнать название работы, за которую В.В.Теребун получил премию Ленинского комсомола БССР, я предлагаю выполнить следующее задание.

Задание 4 (По результатам задания 3)

Используя таблицу «Счет-квитанция», постройте на новом листе диаграмму по графе Среднее за месяц, графу Вид услуги используйте для подписей оси Х. Тип диаграммы – линейчатая. Укажите название диаграммы: «Счет-квитанция», разместите легенду сверху, подпишите оси. 

Ответ: Мемориальный комплекс «Дальва» на Логойщине.

(Когда учащиеся выполнили задание, педагог проверяет его на правильность выполнения, если задание выполнено верно, педагог сообщает правильный ответ, который демонстрируется на слайде в презентации, если задание необходимо доработать, педагог оказывает помощь и верный ответ, сообщается после выполнения задания)

Физкультминутка (видеоролик)

– А теперь, давайте уделим минутку нашему здоровью. К нам в гости сегодня пришел мультяшный герой, давайте повторим все то, что он нам предлагает.

(Учащиеся встают со своих рабочих мест и повторяют движения)

– Окончив институт в 1973 г, Владимир Теребун переезжает в Гродно. Там началось творчество. Он пишет картины, создает композиции из стекла и металла для общественных зданий, деревянные скульптуры в традициях белорусского народного творчества, серию рисунков. Владимир Теребун активно участвует в выставках, не раз представляя белорусское искусство за пределами республики: в Москве, Санкт-Петербурге, Шауляе, Белостоке. Так прошло 27 лет.

В 2006 г. скульптор был включен в авторский коллектив по проектированию и строительству мемориального комплекса на линии противостояния в 1-ю мировую войну в Сморгони. В конце 2009 г. был отлит в бронзе ряд композиций для этого комплекса.

Выполнив следующее задание, вы узнаете, название скульптурных композиций из которых он состоит.

Задание 5

Заполните таблицу согласно образцу:

Наименование товара

Поставщик

Объем партии, т

Цена за1 т, руб.

Дата поступления

Сумма

«Баунти»

«Орион»

25

163 235

11.10.2022

 

«Виспа»

«Пингвин»

27

205 135

11.10.2022

 

«Пикник»

«Колизей»

32

182 236

14.10.2022

 

«Твикс»

«Ирис»

28

209 125

14.10.2022

 

«Сникерс»

«Валентина»

34

450 217

12.10.2022

 

«Луна»

«Ланта»

29

287 324

12.10.2022

 

Вычислите данные в столбце Сумма

Выполнить сортировку по следующим полям:

– по дате поступления и сумме;
– по наименованию поставщика и наименованию товара;
– по сумме, дате поступления и объему партии.

Ответ: Мемориальный комплекс состоит из скульптурных композиций «Беженцы», «Солдаты Первой мировой», «Крылатый гений солдатской славы». Скульпторы – А.Артимович, В.Теребун.

(Когда учащиеся выполнили задание, педагог проверяет его на правильность выполнения, если задание выполнено верно, педагог сообщает правильный ответ, который демонстрируется на слайде в презентации, если задание необходимо доработать, педагог оказывает помощь и верный ответ, сообщается после выполнения задания) 

– Из множества работ скульптора, есть еще одна, которая прекрасна по своей исторической значимости и поистине считается талисманом нашего города.

Предлагаю перейти к выполнению задания и узнать, что же это за талисман.

Задание 6 (По результатам задания 5)

Выполнить фильтрацию по следующим критериям:

– показать только поступления 11.10.2022

– показать товары, объем партии, которых находится в диапазоне от 20 до 30 тонн;

– показать товары, названия которых начинаются с буквы «С».

Ответ: Композиция «Медвежья академия».

 

(Когда учащиеся выполнили задание, педагог проверяет его на правильность выполнения, если задание выполнено верно, педагог сообщает правильный ответ, который демонстрируется на слайде в презентации, если задание необходимо доработать, педагог оказывает помощь и верный ответ, сообщается после выполнения задания)

 

– В 2007 г. скульптору присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь».

В сентябре 2015 года Владимир Васильевич вернулся в свою родную Сморгонь. Он с удовольствием работает на земле. У него большой сад, более 50 деревьев: абрикосы, орех, фундук, калина, боярышник… Есть столярно-слесарная мастерская. Создает слайд-фильмы. Уже шесть таких фильмов есть: монументальные работы, станковые, живопись, рисунок, керамика, как создается скульптура. Жизнь продолжается.

Всё творчество Владимира Теребуна построено на академической школе бесконечного поиска и познания не только физической красоты тела модели, но и духовного состояния человека. Свои произведения он стремится довести до образа, знака, символа. Искренность – основное направление его творчества.

Подводя итог, можно сказать, что каждый человек всю жизнь носит в душе очень важный и неотделимый от него образ малой родины. Мы можем переехать, даже сменить гражданство, но малая родина, как группа крови, будет с нами навсегда.

Подведение итогов занятия

– Вы большие молодцы, отлично справились со всеми предложенными заданиями. Давайте подведем итоги. Перейдите по ссылке и пройдите онлайн-викторину с выбором правильного ответа https://learningapps.org/view9071507.

 

Рефлексия

Упражнение «По цепочке»

Учащиеся становятся в круг. В руку одному из них педагог дает небольшую глиняную скульптуру, как символ занятия. Передавая из рук в руки скульптуру, каждый из участников высказывает свое мнение о занятии, описывает свои эмоции, отмечает то, что больше всего запомнилось. Последним в этой цепочке становится педагог, который благодарит за занятие и подводит итоги.

 

Литература

1 Моя малая Родина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://surl.li/mkxhr. – Дата доступа: 10.10.2022
2 Скульптор Владимир Васильевич Теребун [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://surl.li/mkxhz. – Дата доступа: 03.10.2022.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий