Дидактический материал (тесты) по пунктуации по произведениям Л.Н.Толстого

- 15:42Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Материалы к урокам

Разработанные тесты по пунктуации могут быть использованы на уроках русского языка с целью проверки и закрепления знаний учащихся на определённом этапе урока или по теме, разделе, при подведении итогов за четверть или учебный год, подготовке к экзамену в форме тестирования.

Татьяна ЕРЕМИЧ,
учитель русского языка и литературы       
ГУО «Субочская средняя школа»
Волковысского района,
Гродненская область

 

 

Разработанные тесты по пунктуации могут быть использованы на уроках русского языка с целью проверки и закрепления знаний учащихся на определённом этапе урока или по теме, разделе, при подведении итогов за четверть или учебный год, подготовке к экзамену в форме тестирования. Тестовая работа сводит к минимуму субъективный фактор (учащиеся находятся в одинаковых условиях), даёт возможность относительно быстро определить уровень усвоения изученного материала, чтобы при необходимости скорректировать систему преподавания.

Дидактический материал (тесты) поможет определить уровень знаний учащихся по темах “Сложное предложение”, “Знаки препинания в предложениях с прямой речью” и закрепить пунктуационные умения  и навыки. Предложения для тестов взяты из произведений Л.Н.Толстого. Таким образом, при выполнении тестовых заданий решаются следующие задачи: повышается внимание учащихся к художественному тексту, эстетической функции знаков препинания, их роли и использования в художественной речи. Старшеклассники смогут не только закрепить знания о правилах постановки знаков препинания между частями в сложном предложении, совершенствовать умение определять границы предложений, находить и исправлять ошибки в постановке знаков препинания, но и проследить жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого, осознать глубокое философское содержание его произведений, которые изучались в программном курсе “Русская литература”. 

 

Раздел I. Сложносочинённое предложение

1. Отметьте правильные утверждения.

1) Союзы а, но, да (=но), однако, зато относятся к соединительным.
2) Части сложносочинённого предложения чаще всего отделяются друг от друга запятой.
3) В сложносочинённом предложении запятая ставится перед одиночными союзами, да (=и), или, либо, если части сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член.
4) Сложносочинённым называется предложение, в котором части грамматически не зависят друг от друга, равноправны и связаны сочинительными союзами.
5) Союзы тоже, также имеют значение сходства, уподобления и относятся к соединительным.

2. Отметьте сложносочинённые предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить знак препинания.

1) Я чувствовал себя всё более и более одиноким_ и главными моими удовольствиями были уединенные размышления и наблюдения («Отрочество»).
2) Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе и они вздумали плавать наперегонки в открытом море («Акула»).
3) Форейтор тронул_ и карета загремела колёсами («Война и мир»).
4) Я еще раз выбрал ее_ и мы в сотый раз прошли вдоль залы («После бала»).
5) На другой день после своего объяснения с матерью Наташа ждала целый день Болконского_ но он не приехал («Война и мир»).

3. Отметьте сложносочинённые предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания между частями.

1) Он слышал над собою не перестававший свист пуль и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты («Война и мир»).
2) Наконец явился давно желанный и пунктуальный Фока, и мы пошли вниз («Детство»).
3) А Филипок рад бы что сказать да в горле у него от страха пересохло («Филипок»).
4) Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь («После бала»).
5) Досада моя прошла в одну минуту, и Дмитрий снова стал в моих глазах тем же добрым и милым человеком («Отрочество»).

4. Отметьте примеры сложносочинённых предложений, в которых есть нарушения пунктуационных норм.

1) Так вот какие бывают дела и отчего переменяется и направляется вся жизнь человека («После бала»).
2) Мысли и представления с усиленной быстротой проходили в моём расстроенном воображении; но воспоминание о несчастии, постигшем меня, беспрестанно прерывало их причудливую цепь, и я снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей мне участи отчаяния и страха («Отрочество»).
3) Солнце уже и за полдень перешло а обоз только половину дороги прошёл («Кавказский пленник»).
4) Для женитьбы нужно было согласие отца и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу («Война и мир»).
5) Всё побежало, заторопилось и Ростов увидал сзади по дороге несколько подъезжающих всадников с белыми султанами на шляпах («Война и мир»).

5. Отметьте только сложносочинённые предложения.

1) Татарин дёрнулся вперёд, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны («После бала»).
2) Толстой смолоду воспитывал в себе чувство уважения к писательскому призванию, к литературному труду.
3) Вслед за ним вышел папа и вошёл в гостиную («Детство»).
4) Я не плакал, но что-то тяжёлое, как камень, лежало у меня на сердце («Отрочество»).
5) Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына («Война и мир»).

 

Раздел II. Сложноподчинённое предложение

1. Отметьте правильные утверждения.

1) Сложноподчинённое предложение состоит из главной и зависимой от неё по смыслу и грамматически придаточной части.
2) Подчинительные союзы и союзные слова всегда располагаются в главной части, указательные слова располагаются в придаточной части.
3) В роли союзных слов выступают относительные местоимения и наречия.
4) Союзы что, как, когда имеют омонимичные союзные слова.
5) Придаточная часть всегда следует за главной частью.

2. Отметьте сложноподчинённые предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить запятую.

1) Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу_ то людям честным надо сделать только то же самое («Война и мир»).
2) И я боялся только одного­_  чтобы что-нибудь не испортило моего счастья («После бала»).
3) По воде разносятся звуки какого-то старинного вальса, который играет полковая  музыка на бульваре и звуки выстрелов с бастионов, которые странно вторят им («Севастополь в декабре месяце»).
4) Я так увлёкся перечитыванием незнакомого мне урока_ что послышавшийся в передней стук снимания калош внезапно поразил меня («Отрочество»).
5) Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу_ где стали встречаться и пешеходы, и ломовые с дровами на санях, достававших полозьями до мостовой («После бала»).

3. Отметьте сложноподчинённые предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания между частями.

1) Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуту оставалась с ним с глазу на глаз («Война и мир»).
2) Когда никого не было в горнице он не удержался, схватил одну сливу и съел («Косточка»).
3) Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно («После бала»).
4) Бывают минуты, когда будущее представляется человеку в столь мрачном свете, что он боится останавливать на нём свои умственные взоры, прекращает в себе совершенно деятельность ума и старается убедить себя что будущего не будет («Отрочество»).
5) Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана («После бала»).

4. Отметьте примеры сложноподчинённых предложений, в которых есть нарушения пунктуационных норм.

1) Солнце уже поднялось довольно высоко и ярко золотило купола церквей когда мы подъехали к монастырю («Отрочество»).
2) В трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстой с великолепным мастерством и глубоким проникновением в душевную жизнь героя воссоздаёт поэзию детства, показывает как постепенно расширяется круг его представлений о внешнем мире, как формируется характер человека.
3) Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей («После бала»).
4) И я видел, он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина («После бала»).
5) Он попросил Ростова рассказать о том как и где он получил рану («Война и мир»).

5. Отметьте только сложноподчинённые предложения.

1) Пьер почувствовал содрогание в груди, щипание в носу, слёзы затуманили его зрение («Война и мир»).
2) Гильотина, финансовая биржа, культ Наполеона-завоевателя произвели на Толстого настолько тягостное впечатление, что он поспешил покинуть Францию (К.Н.Ломунов).
3) Комнатка, в которой я находился, была очень невелика и чрезвычайно опрятно убрана («Отрочество»).
4) Он не сказал этого дочери, но Наташа поняла этот страх и беспокойство своего отца и почувствовала себя оскорблённою («Война и мир»).
5) Шествие стало удаляться, всё так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и всё так же били барабаны и свистела флейта, и всё так же твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым («После бала»).

 

Раздел III. Бессоюзное сложное предложение

1. Отметьте правильные утверждения.

1) Части бессоюзного сложного предложения связаны между собой по смыслу и интонационно, без помощи союзов.
2) В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, если между его частями складываются перечислительные отношения (одновременности или следования).
3) Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если между частями складываются сравнительные отношения.
4) Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится при перечислительных отношениях, если части бессоюзного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно осложнены (имеют внутри себя запятые).
5) Смысловые отношения между частями не влияют на постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

2. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить запятую.

1) Погода после полудня опять прояснилась_ солнце ярко спускалось над Дунаем и окружающими его тёмными горами («Война и мир»).
2) Стал Жилин вглядываться_ маячит что-то в долине, точно дым из труб («Кавказский пленник»).
3) Все счастливые семьи похожи друг на друга_ каждая несчастливая семья несчастлива по-своему («Анна Каренина»).
4) Стал смотреть в русскую сторону_ под ногами речка, аул свой, садики кругом («Кавказский пленник»).
5) Видит_ так точно, в этой долине должна быть наша крепость («Кавказский пленник»).

3. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить двоеточие.

1) Нехлюдов был нехорош собой_ маленькие серые глаза, невысокий крутой лоб, непропорциональная длина рук и ног не могли быть названы красивыми чертами («Отрочество»).
2) Бал был чудесный_  зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского («После бала»).
3) Она напомнила ему правду_ первыми шагами своими в службе он был обязан её отцу («Война и мир»).
4) Весь склад мыслей его мгновенно изменился_ сражение представилось ему давнишним, далёким воспоминанием («Война и мир»).
5) Пьер поглядывал на князя Андрея_ князь Андрей потирал себе лоб своею маленькой ручкой («Война и мир»).

4. Отметьте бессоюзные сложные предложения, в которых нет нарушений пунктуационных норм между частями.

1) Она напомнила ему правду первыми шагами своими в службе он был обязан её отцу («Война и мир»).
2) Лучше добрым на свете быть злого в мире и так довольно (Л.Н.Толстой)
3) Но это было ему всё равно: это был чужой человек («Война и мир»).
4) Был у меня иноходец лихой катался я с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами («После бала»).
5) Жилин как ухнет на них завизжали ребята закатились бежать прочь только коленки голые блестят («Кавказский пленник»).

5. Отметьте только бессоюзные сложные предложения.

1) Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге («Кавказский пленник»).
2) Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыши капало («После бала»).
3) Карл Иваныч был совсем другой человек: он был наставник («Детство»).
4) Мазурка кончилась, хозяева просили гостей к ужину, но полковник отказался, сказав, что ему надо завтра рано вставать, и простился с хозяевами («После бала»).
5) Мысли эти мелькали в моей голове; я не трогался с места и пристально смотрел на чёрные бантики своих башмаков («Детство»).

 

Раздел IV. Сложные предложения с разными видами связи

1. Отметьте правильные утверждения.

1) Предложения с разными видами связи – разновидность сложноподчинённых предложений.
2) В сложном предложении могут комбинироваться разные виды связи: сочинительная и подчинительная; бессоюзная и подчинительная; сочинительная и бессоюзная; сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
3) Внутри блока не может быть подчинительной связи.
4) На стыке сочинительного и подчинительного союзов в сложном предложении с разными видами связи запятая ставится, если после придаточной части нет второй части двойного союза.
5) На стыке сочинительного и подчинительного союзов в сложном предложении с разными видами связи запятая ставится, если после придаточной части есть вторая часть двойного союза.

2. Отметьте предложения с разными видами связи, в которых знаки препинания между частями поставлены правильно.

1) Не успели ещё Анна Павловна и другие улыбкой оценить этих слов виконта, как Пьер опять ворвался в разговор и Анна Павловна, хотя и предчувствовавшая, что он скажет что-нибудь неприличное, уже не могла остановить его («Война и мир»).
2) Когда я проснулся было очень поздно, одна свечка горела около моей кровати, и в комнате сидели наш домашний доктор, Мими и Любочка («Отрочество»).
3) Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, – заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им («Война и мир»).
4) Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска («Война и мир»).
5) Я было испугался, что и её увезут, но она осталась с матерью («После бала»).

3. Отметьте предложения с разными видами связи, в которых пропущена запятая между смысловыми грамматическими частями.

1) Сущность игры состояла в том что ставили два ряда стульев, один против другого, и дамы с кавалерами разделялись на две партии и по переменкам выбирали одна другую («Отрочество»).
2) Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик («Акула»).
3) Снег таял на солнце лошади быстро скакали, и безразлично вправо и влево проходили новые разнообразные леса, поля, деревни («Война и мир»).
4) День был прекрасный с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась; стало душно и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары («Акулы).
5) Володя на днях поступает в университет, учителя уже ходят к нему отдельно и я с завистью и невольным уважением слушаю, как он, бойко постукивал мелом о чёрную доску, толкует о функциях, синусах, координатах, которые кажутся мне выражениями недосягаемой премудрости («Отрочество»).

4. Выберите правильный вариант постановки знаков препинания на месте пропусков в предложении:

И тотчас же ему пришла в голову мысль_ что данное слово ничего не значит_ потому что ещё прежде_ чем князю Андрею_ он дал также князю Анатолию слово быть у него_ наконец он подумал_ что все эти честные слова_ такие условные вещи_ не имеющие никакого определённого смысла_ особенно ежели сообразить_ что_ может быть_ завтра же или он умрёт_ или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное_ что не будет уже ни честного_ ни бесчестного («Война и мир»).

1) Запятая, ничего, запятая, ничего, точка с запятой, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, тире.
2) Тире, ничего, запятая, ничего, точка с запятой, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая.
3) Ничего, запятая, запятая, запятая, точка с запятой, запятая, тире, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая.
4) Запятая, запятая, запятая, запятая, точка с запятой, запятая, тире, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая.
5) Запятая, ничего, тире, запятая, точка с запятой, запятая, тире, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая, запятая.

5. Отметьте только сложные предложения с разными видами связи.

1) По невольному чувству деликатности, как будто ничего не замечая, я отошёл в сторону; но присутствующие лакеи поступили совсем иначе: они подступили ближе, с одобрением посматривая на старого слугу («Детство»).
2) Я было испугался, что и её увезут, но она осталась с матерью («После бала»).
3) Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры («Детство»).
4) Посадили их рядом; стали они рассказывать друг другу, а татары молчат, смотрят («Кавказский пленник»).
5) Несвицкий нашёл у входа полковника, которому ему надо было передать приказание, и, исполнив поручение, поехал назад («Война и мир»).

 

Раздел V. Предложения с прямой речью

1. Прямая речь оформлена правильно в схемах:

1) А: «П»?
2) «П! – а (глагол и глагол): – П?».
3) «П! – а, – п».
4) «П? – а. – П».
5) «П! – а. – П».

2. Отметьте предложения, в которых знаки препинания при прямой речи расставлены правильно.

1) «Раз взявшись за литературу, – писал Л.Н.Толстой в 1856 году, – нельзя этим шутить, а отдать ей всю жизнь…»
2) «Неужели из-за проворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думал он. («Война и мир»).
3) В первом же рассказе о севастопольской обороне Л.Н.Толстой предупреждает читателей: «Вы увидите ужасные, потрясающие душу зрелища; увидите войну в настоящем её выражении – в крови, страданиях, в смерти…»
4) «Проходят месяцы, проходят годы – думал я, – он всё один, он всё спокоен, он всё чувствует, что совесть его чиста перед богом и молитва услышана им». («Отрочество»)
5) «Ну, это уж совсем глупости», с искренней досадой сказал Иван Васильевич («После бала»).

3. Отметьте предложения с прямой речью, в которых на месте пропуска необходимо поставить двоеточие.

1) «Да, завтра, завтра! – думал он_– Завтра, может быть, всё будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла» («Война и мир»).
2) Брать в руки перо Л.Н.Толстого заставляла «внутренняя потребность»_ «Сказать то, что знаю, то, что жжёт моё сердце».
3) Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова_ «Братцы, помилосердствуйте!» («После бала»)
4) Когда сын стал отставать, отец крикнул ему_ «Не выдавай! Понатужься!» («Акула»)
5) «Да, – сказал Иван Васильевич_ Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». («После бала»)

4. Выберите схему, которой соответствует предложение с прямой речью (знаки препинания расставлены не все).

Ай болит что спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнём, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил Мало ли за день народу попортили – страсть («Война и мир»).

1) «П?» – а.
2) «П, – а, –П!»
3) «П? – а. – П!»
4) «П? – а: – П!»
5) А: «П!»

5. Отметьте только предложения с прямой речью.

1) – Молодцами, ребята! – сказал князь Багратион. («Война и мир»).
2) Заглядывая на многие десятилетия вперёд, автор рассказа о севастопольской обороне выразил уверенность в том, что «надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…»
3) «Что с ней?» – подумал Пьер, взглянув на неё («Война и мир»).
4) «Левой-левой!» – ударилось в колонну («Война и мир»).
5) Л.Н.Толстой говорил, что главное средство во всяком искусстве – чувство меры.

 

Ответы

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий