Учащиеся должны усвоить строение и функционирование органов пищеварительной системы, свойства пищеварительных ферментов, особенности обмена веществ человека, а также характеристика витаминов.
Анна РОМУК,
учитель биологии и химии
ГУО “Субботникская средняя школа”
Ивьевского района,
Гродненская область
При подготовке к централизованному экзамену по учебному предмету «Биология» учащиеся нуждаются в изучении и повторении раздела «Биология человека». Особое внимание уделяется изучению пищеварительной системы человека. Учащиеся должны усвоить строение и функционирование органов пищеварительной системы, свойства пищеварительных ферментов, особенности обмена веществ человека, а также характеристика витаминов.
1. Выберите утверждения, верные в отношении пищеварительной системы и обмена веществ в организме человека:
а) в ротовой полости взрослого человека в норме 8 малых коренных зубов;
б) толстая кишка состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной;
в) лизоцим слюны обладает обеззараживающим действием;
г) желчь облегчает всасывание жиров;
д) развитие анемии, дерматита, появление судорог может быть связано с дефицитом водорастворимого витамина А.
1) а, б, г
2) а, в, г
3) б, в, д
4) в, г, д.
2. Для профилактики развития цинги человеку необходимо:
1) провести вакцинацию;
2) строго следить за своим весом;
3) избегать случайных половых связей;
4) употреблять продукты, богатые витамином С.
3. При недостатке какого водорастворимого витамина у человека наблюдаются психические расстройства, воспаление кожи и нервов, может развиться анемия?
1) А;
2) С;
3) D;
4) В6.
4. Подберите недостающее понятие, учитывая, что между указанными парами существует одинаковая логическая связь:
ротовая полость – амилаза = желудок – ?
1) желчь;
2) пепсин;
3) всасывание воды;
4) двенадцатиперстная кишка.
5. Соотнесите отделы пищеварительной системы человека с их характерными признаками.
Отдел |
Признак |
1) тонкая кишка |
а) отличается большим диаметром и наличием типичных вздутий |
6. Определите вещество секрета пищеварительных желез человека: представляет собой мутную вязкую жидкость; содержит широкий спектр ферментов, активных в щелочной среде, под действием которых расщепляются полимерные молекулы пищи.
1) желчь;
2) слюна;
3) кишечный сок;
4) желудочный сок.
7. Охарактеризуйте витамин В6 (I) и витамин D (II):
а) повышает усвоение кальция, поддерживает его нормальный уровень в крови;
б) является важнейшим источником энергии;
в) при недостатке витамина у детей замедляется рост зубов, деформируется грудная клетка;
г) синтезируется в организме человека;
д) является водорастворимым.
1) I – а, б; II – в, д;
2) I – г, д; II – а, в, г;
3) I – б, в, г; II – б, д;
4) I – в, г, д; II – а, г.
8. Дефицит в организме витамина А вызывает:
1) рахит;
2) цингу;
3) бери-бери;
4) куриную слепоту.
9. Выберите признаки, характерные для глотки человека:
а) сообщается с ротовой полостью отверстием – зевом;
б) средний слой стенки представлен мышечной тканью;
в) в нее открываются протоки трех пар крупных пищеварительных желез;
г) обеспечивает продвижение пищевого комка в пищевод;
д) в ней происходит всасывание основной массы воды, минеральных солей и лекарственных препаратов.
1) а, б, г;
2) а, в, д;
3) б, в, г;
4) б, г, д.
10. Дополните текст, вставив на месте пропусков подходящие по смыслу элементы:
Врач выявил у пациента нарушение синтеза коллагена кожи и, как следствие, потерю прочности соединительной ткани, изъязвление кожи. Причиной этого мог стать недостаток витамина … (I). Он относится к группе … (II). Врач рекомендовал добавить в рацион продукты, содержащие этот витамин, например … (III).
1) I – С; II – жирорастворимых; III – дрожжи, виноград;
2) I – D; II – водорастворимых; III – смородину, лимоны;
3) I – D; II – жирорастворимых; III – морковь, томаты, шпинат;
4) I – В1; II – водорастворимых; III – проросшие зерна пшеницы;
5) I – С; II – водорастворимых; III – квашеную капусту, шиповник.
11. Поджелудочная железа человека вырабатывает:
а) трипсиноген;
б) соляную кислоту;
в) липазы;
г) инсулин;
д) пепсиноген.
1) а, в, г;
2) б, в, д;
3) а, б, в;
4) г, д.
13. Назовите вещества, наиболее интенсивное всасывание которых происходит в толстом кишечнике:
а) вода;
б) глюкоза;
в) нуклеиновые кислоты;
г) витамин К;
д) аминокислоты;
е) минеральные соли.
1) а, д, е;
2) б, в, г;
3) а, г, е;
4) только а.