Формирование финансовой грамотности учащихся на занятиях в группе продленного дня: использование игр, задач и специально созданного сайта

- 14:12I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Группа продленного дня, Основы финансовой грамотности

Автор делится опытом обучения учащихся начальных классов финансовой грамотности, предлагает для занятий задачи и игры, а также созданный сайт, содержащий загадки, игры, картинки, пословицы, ребусы.

Елена ГОВРОВА,
воспитатель ГПД
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

В современном мире дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни. Ребята слышат о деньгах от родителей, от сверстников, от других взрослых в магазине или в школе. Они рано понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и проявляют стремление самостоятельно распоряжаться деньгами. Необходимость проведения уроков финансовой грамотности в школах назрела, так как дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. А это требует определенного уровня финансовой грамотности.

Что же такое финансовая грамотность? Это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать.

Успех формирования финансовой грамотности во многом зависит не только от методов и приемов, используемых воспитателем группы продлённого дня, но и от содержательного наполнения занятий.

Для формирования финансовой грамотности учащихся в работе воспитателя можно использовать следующие методы и приемы:

– сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, интерактивные игры;
– чтение сказок, стихов, пословиц, поговорок;
– обсуждение мультфильмов, презентаций;
– работа в группа (парах);
– исследовательские проекты по финансовой грамотности;
– создание собственных образовательных продуктов.

Свою работу по формированию финансовой грамотности у ребят я строю следующим образом.

1) Просмотр мультфильмов и презентаций по изучению истории возникновения денег.

     

2) Знакомство учащихся через игры с основными терминами, составляющими суть экономики: торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.

3) Проведение серии занятий «Семейный бюджет», «Путешествие в Страну финансов».

4) Исследовательский проект «Шаг к финансовой грамотности» (с привлечением законных представителей учащихся);

5) Встречи с работниками ОАО «АСБ Беларусбанк», экскурсии в банк.

6) Проведение экспериментального исследования: планирование семейного бюджета.

     

7) Использование созданного сайта «Шаг к финансовой грамотности» (https://andrey14897.wixsite.com/financial-literacy). На сайте размещены загадки, игры, картинки, пословицы, ребусы. Здесь же – фотографии учащихся, выставка рисунков.

8) Изготовление лэпбука «Финансовый грамотей».

Выставка творческих работ «Школа финансовой экономии».

Формирование финансовой грамотности младших школьников на занятиях в группе продлённого дня осуществляется через формирование элементарных представлений o видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества.

Вот несколько заданий по формированию финансовой грамотности, которые можно предложить на занятиях в группе продлённого дня.

 

Игра «Сигнальщики»

Воспитатель читает фразу, а учащиеся «сигналят» карточкой «ДОХОД» или «РАСХОД».

Папа получил зарплату – «ДОХОД»
Сестра потеряла кошелек – «РАСХОД»
Заплатили за квартиру – «РАСХОД»
Сын студент получил стипендию – «ДОХОД»
Заправили топливом машину – «РАСХОД»
Семья собрала грибы и ягоды и продала это на рынке – «ДОХОД»
В семье заболел ребенок, купили лекарства – «РАСХОД»
Выигрыш в лотерею – «ДОХОД».
Вырастили овощи на своём огороде и урожай продали – «ДОХОД»
Дома подключили интернет – «РАСХОД»
Поездка на отдых – «РАСХОД»
Премия маме за хорошую работу – «ДОХОД»
Посещение бассейна – «РАСХОД»
Пособие на ребенка до 3-х лет – «ДОХОД»
Покупка продуктов питания – «РАСХОД»
Получение наследства – «ДОХОД»

Особое внимание при формировании экономических понятий у учащихся следует уделять понятию экономии ресурсов.

 

Задание «Экономим дома»

Рассмотрите внимательно картинки на карточках. Найдите среди них те, где дети ведут себя финансово грамотно, то есть экономят семейный бюджет, и отметьте их зеленым карандашом, а там, где поведение детей неправильное – красным.

 

Дидактическая игра «Запланированная покупка»

Возьмите список (учащимся предлагаются разные варианты списков покупок в магазине). Мама попросила купить все товары из списка и дала 10 рублей. Выберите и положите нужные товары в корзинку. И еще мама сказала: «Постарайся сэкономить. Тогда ты сможешь купить себе еще и что-то вкусненькое».

Проверка:

– Кому удалось сэкономить и еще что-то купить?
– Какой самый экономный вариант?
– А если бы мы купили самые дорогие товары, можно ли было купить себе что-то вкусненькое?

 

Ситуации

1) Составив семейный бюджет, семья Ивановых обнаружила, что придётся отказаться от некоторых необязательных расходов в следующем месяце. Выберите расходы, от которых откажется семья Ивановых:

– квартплата;
– продукты питания;
семейный поход в цирк;
– оплата интернета и связи.

 

2) Диалог.

– Я не понимаю, почему мы так много потратили в этом месяце, – сокрушался папа.

– У нас было много непредвиденных расходов, – предположила мама. Выберите расходы, которые можно отнести к непредвиденным:

– починка холодильника;
– покупка подарка на юбилей бабушке;
– покупка лекарства для ребенка.

 

3) Семья Петровых собралась провести отпуск на море.

– Сколько вы потратили для покупки товаров для пляжа? – спросила мама детей.
– 60 рублей.
– А почему так много? Вы составили список, перед тем как пойти в магазин?
– Нет.
– Если бы вы это сделали, то не купили бы лишних товаров.

Выберите лишние товары, которые дети приобрели в магазине:

– надувной матрац;
скакалка;
– очки для ныряния;
раскраска.

 

Ситуации в литературных произведениях

Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения рассказов или сказок, например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь».

 

Пословицы

Устное народное творчество является важным ресурсом формирования понятия взаимосвязи экономии и расточительности. С этой целью, например, предлагаю учащимся пословицы: первую часть пословицы в одной колонке прочитать, вторую часть в другой колонке – закончить.

Задание: прочитать начало пословицы, найти смысловой конец, установить связь с экономикой.

Труд человека кормит, а трудами.
Мал золотник, лучше большого безделья.
Готовь сани летом, один отрежь.
Не сиди сложа руки, тем больше дров.
Назвался груздем, пригодиться напиться.
Маленькое дело, да дорог.
Семь раз отмерь, полезай в кузов.
Жизнь измеряется не годами, не будет скуки.
Чем дальше в лес, а лень портит.
Не плюй в колодец, а телегу зимой.

 

Задачи

В группе продлённого дня можно предложить учащимся задачи, которые включают в себя понятия «цена», «количество», «стоимость». Учащиеся учатся теоретически решать финансовые проблемы.

Задание: Реши задачу и попробуй определить по условию, что описывается, доход или расход?

1. Муха-Цокотуха сначала нашла 4 денежки, а потом ещё 6. Сколько всего денежек нашла Муха-Цокотуха? (10. ДОХОД)

2. В понедельник Винни-Пух купил горшочек мёда за 10 монет, а в среду – за 8 монет. Сколько всего монет истратил Винни Пух? (18. РАСХОД)

3. Трое из Простоквашино нашли клад. В нем было 30 монет. На 10 монет они купили корову. Сколько монет у них осталось? (20. ДОХОД)

4. Мама продавала на рынке укроп, она брала по 10 рублей за пучок. Бабушка Зина – по 8 рублей. Кто же продаст укроп быстрее? (Бабушка. ДОХОД)

5. Эльза и Анна пришли в магазин со своими деньгами. У Эльзы было 7 рублей, у Анны – 5 рублей. Кто из них больше купит одинаковых конфет? (Эльза. РАСХОД)

6. Маруся хорошо кормила свою корову, и надоила 10 литров молока. 2 литра решила отдать телёнку. Сколько литров молока Маруся сможет продать? (8 литров. ДОХОД)

 

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно представлять свое будущее. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки. А финансово образованный человек сможет сам выбрать наиболее привлекательные пути в жизни для себя, тем самым внося свой вклад в создание процветающего общества.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий