Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о родном городе, о своей стране, о ее защитниках; привитие любви к Беларуси, гордости за ее историю и культуру.
Елена МИНЬКИНА
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад №73 г. Гродно»
Актуальность педагогического проекта
Любовь к Родине начинается с малого. С любви к своей семье, родному дому, своему городу. В дошкольном возрасте формируется личность, развиваются первичные представления о человеке, его культуре. И уже в детском саду очень важно воспитать уважение и любовь к родной семье, детскому саду, городу, сформировать чувство гордости за достижения страны, уважение к армии, развить интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В соответствии с программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021–2025 гг., утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020 года № 312, одним из основных направлений воспитания обучающихся является гражданское и патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции и патриотизма, духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры [1].
Учебная программа дошкольного образования и образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают формирование представлений у воспитанников о своём городе, о Республике Беларусь, людях прославивших Родину, о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках [2].
Проблемное поле образовательного проекта определяется в процессе обсуждения темы проекта на основе вопросов, сформулированных воспитанниками вместе с педагогическим работником: «Что мы знаем о городе Гродно?», «Государственные символы республики Беларусь», «Народные ремесла», «Как наша страна принимала участие в Великой Отечественной войне?», «Почему война всегда приносит беды, разрушения?»
Участники образовательного проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет), педагогические работники учреждения дошкольного образования, родители (законные представители).
Вид образовательного проекта:
– по доминирующей деятельности: информационный;
– по характеру координации: скрытая координация;
– по количеству участников: групповой;
– по продолжительности: долгосрочный (три месяца);
– по содержанию: включает образовательные области «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіцце маўлення і культура маўленчых зносін», «Художественная литература», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство»
Цель образовательного проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о родном городе, о своей стране, о ее защитниках; привитие любви к Беларуси, гордости за ее историю и культуру; формирование у воспитанников активной социальной позиции участника общественной жизни; уважительного отношения к историческому прошлому, к настоящему и будущему нашей страны.
Задачи образовательного проекта:
– пробудить в растущем ребенке любовь к родной земле;
– воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, городу;
– воспитывать чувство гордости за достижения страны, уважение к армии, гордость за мужество воинов;
– формировать черты характера, которые помогут стать человеком и гражданином общества;
– развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Предполагаемый результат:
– воспитанники узнают и называют улицы города Гродно, главные архитектурные сооружения;
– различают герб Гродно среди других гербов;
– называют страны – соседи Беларуси;
– узнают гимн Беларуси, государственные символы;
– называют белорусские народные ремесла;
– называют людей, прославивших свою страну;
– анализируют, систематизируют, обобщают полученную информацию об использовании природных ресурсов в жизни человека;
– называют рода войск, принимавших участие в Великой Отечественной войне;
– используют различные источники информации, из которых могут получить сведения о Беларуси в годы Великой Отечественной войны;
– осуществляют анализ информации о подвигах, героизме воинов и простых людей в годы войны, систематизируют ее и формирует собственное суждение; уважают и гордятся воинами, защищавшими страну во время Великой Отечественной войны;
– самостоятельно делают выводы о войне как страшном событии, необходимости сохранять мир.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Определение проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Подбор художественных произведений, изучение литературы.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Подбор развивающих и дидактических игр.
Подбор иллюстративного материала по теме.
Разработка конспектов занятий, бесед, наблюдений, музыкальных развлечений.
Разработка маршрутов экскурсий.
Создание продукта деятельности.
Основной этап
Основной этап проекта состоит из трех взаимосвязанных разделов:
1 «Мой город»
2 «Моя страна Беларусь»
3 «Защитники Отечества»
Каждый раздел представлен различными формами работы.
1 «Мой город» (март)
1-я неделя
«Гродно – мой родной город» – рассказ воспитателя о городе, его истории и достопримечательностях.
Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о Гродно.
Рассказ воспитателя об архитектуре города – познакомить с этапами строительства города, как все начиналось и изменилось в наше время.
Беседа «В каких местах нашего города ты бывал с родителями?» (парк, театр, зоопарк и др.)
Развивающая игра «Посмотри и расскажи».
Заучивание стихотворения В.Кудлачева «Нарисую город наш».
Конструирование «Дома на нашей улице».
2-я неделя
Экскурсия в городской государственный историко-археологический музей по музейно-образовательной программе «Музейные истории для самых маленьких» (дать представления о происхождении, местоположении, об основных моментах истории Гродно, о животном и растительном мире Гродненской области и др.).
Беседа «Правила поведения на улице (ПДД) и в музее».
Рассматривание иллюстраций с изображением костелов и церквей города.
Выставка детских работ Мой любимый город».
3-я неделя
Виртуальная экскурсия на автобусе по городу.
Рассматривание иллюстраций с изображением герба Гродно.
Аппликация «Герб Гродно»
Экскурсия по ближайшим улицам города (Дзержинского, Лиможа, Белые Росы).
Развивающие игры «Найди герб Гродно», «Знаешь ли ты свой город?», «Собери герб из частей».
Рассказ воспитателя “Крупные предприятия Гродно”, рассматривание иллюстраций с их изображением.
4-я неделя
Рассказ воспитателя о почетных и знаменитых людях Гродно. Спортсмены: Ольга Корбут – гимнастика, Александр Курлович – тяжелая атлетика, Янина Корольчик и Иван Тихон – легкая атлетика и др.
Поэты: Виктор Кудлачев (книги «Я сам», «Когда смеются дети»), Тетка (Э.Пашкевич) «Першая чытанка для дзетак беларусаў», Д.Бичель-Загнетова «Перапелка», «Рыжая палянка», «Гараднічанка».
Чтение стихов, рассказов о Гродно.
Чытанне падання “Пра Неман і Лошу”
Завучванне верша Д.Бічэль-Загнетавай “Неман”.
2 «Моя страна» (апрель)
1-я неделя. «Республика Беларусь»
Рассматривание географической карты Беларуси. Нахождение областей, стран-соседей.
Прослушивание в аудиозаписи Государственного гимна РБ один раз в неделю перед началом занятий.
Беседа «Символы государства» (герб, флаг, гимн).
Знакомство с пословицами о родине, родном крае.
Чтение стихотворений М.Познякова «Наш сцяг», В.Швед «Я нарадзіўся беларусам», Н.Гальпяровіча «Сімвалы маей краіны», А.Вольскага «Радзіма».
Развивающие игры: «Узнай наш флаг», «Найди герб», «Собери карту РБ», «Мемо Беларусь», «Знатоки» и др.
Лепка «Флаг РБ».
Завучванне верша Э.Агняцвет «Зямля з блакітнымі вачыма».
Чытанне паданняў : «Паданне пра заснаванне Мінска », «Возера Нарач».
2-я неделя “Природные ресурсы и символы Республики Беларусь»
Рассматривание иллюстраций, отражающих использование природных ресурсов в жизни человека.
Отгадывание загадок об объектах и явлениях неживой и живой природы.
Рассматривание природных символов Республики Беларусь.
Беседа «Животные и растения наших лесов» с рассматриванием иллюстраций.
Беседа «Красная книга Республики Беларусь», ее рассматривание.
Аппликация «Животные наших лесов».
Развивающие игры: «Назови природный ресурс», «Что лишнее», «Что случится, если…», «Кто где живет?», «Рыба, птица, зверь», «Узнай по описанию» и др.
Беседа «Национальный парк Беларуси – Беловежская пуща».
Чытанне твораў пра прыроду: В.Вярба «Пралеска», В Вітка «Бусел», Я.Колас «Адлет жураўлеў», С.Шушкевіч «Нашы сябры» , К.Каліна «Зімовы дуб», У.Ягоўдзік «Вожык» і інш.
3-я неделя «Белорусские народные ремесла»
Рассматривание предметов белорусских народных ремесел.
Экскурсія ў «Беларускую народную хатку » (у дзіцячым садку).
Рассказ воспитателя о белорусских народных праздниках: Каляды, Масленіца, Гуканне вясны, Купалле и др.
Чтение произведений белорусского фольклора: калыханкі, забаўлянкі, сказки.
Знакомство с белорусскими пословицами и поговорками.
Лепка «Мы – гончары».
Рисование «Хлопчык і дзяўчынка ў нацыянальных касцюмах».
Беларускія народныя гульні: «З чаго зроблена?», «Які прадмет можа зрабіць беларускі майстар?» ,«Лянок», «Блін гарыць», «Грушка» і інш.
Изготовление лепбука «Моя Беларусь».
Завучванне верша В.Пазнякова «Мы – беларусы».
4-я неделя “Люди, прославившие Беларусь»
Рассказы воспитателя о людях, прославивших Беларусь, рассматривание иллюстраций с их изображением.
Просветители, первопечатник: Евфросиния Полоцкая, Франциск Скорина.
Космонавты: Петр Климук, Владимир Коваленок, Олег Новицкий.
Спортсмены: Дарья Домрачева, Максим Мирный, Виктория Азаренко, Алла Цупер, Антон Кушнир, Надежда Скардино и др.
Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов спорта.
Беседа «Что нужно, чтобы стать спортсменом?»
Беседа «Правила обращения с книгами».
Развивающие игры: «Профессии», «Кому, что нужно?», «Виды спорта», «Что делает спортсмен?» и др.
3 «Защитники Отечества» (май)
1-я неделя
Рассказ воспитателя о событиях Великой Отечественной войны.
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин на эту тему.
Прослушивание музыкальных произведений: В.Лебедев-Кумач «Священная война» и Д.Тухманов «День Победы».
Чтение и рассматривание книги Т.Ходцевой «Крепость-герой» (о защитниках Брестской крепости)
Беседа «Какие виды войск воевали в ВОВ?» (пехота, авиация, флот)
Чтение книги Л.Кассиля «Главное войско », С.Баруздина «Шел по улице солдат».
Лепка «Военная техника».
Развивающие игры «Каким должен быть солдат», «Подбери картинку», «Военный транспорт». Подвижная игра «Самолеты».
2-я неделя
Беседа «Ветераны войны – кто они?»
Изготовление поздравительных открыток ко Дню Победы.
Заучивание стихотворения Лебедева-Кумача «Мы – храбрые люди».
Литературно-музыкальное развлечение «Чтобы помнили».
Рисование «Праздничный салют».
Развивающие игры «Чья форма», «Попади в цель».
Конкурс чтецов стихов «Этих дней не смолкнет слава».
3-я неделя
Экскурсия в музей СШ № 27 «Мужество, доблесть и честь».
Рассматривание иллюстраций на тему «Памятные места Беларуси» (площадь Победы, стела «Минск – город-герой », мемориальный комплекс «Хатынь », Курган Славы.
Беседа «Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны» в Минске.
Выставка рисунков «Война глазами детей ».
Создание альбома «Они прославили Беларусь» (предложить родителям собрать информацию о бабушках, дедушках, участвовавших в ВОВ).
Сюжетно-ролевые игры «Мы – военные», «Моряки».
4-я неделя
Чтение и обсуждение художественных произведений о войне: А.Митяев «Дедушкин орден», «Землянка», С.Алексеев «Последний штурм», С.Шаламонов «День Победы», В.Позняков «Ля Вечнага агню» и др.
Изготовление атрибутов к игре «Наша армия».
Заучивание пословиц и поговорок о храбрости и героизме воинов (Смелость города берет. Тот герой, кто за Родину горой. Один в поле не воин. Сам пропадай , а товарища выручай. Дружно за мир стоять – войне не бывать.)
Слушание песни «Ты не бойся, мама» муз. М.Протасова, сл. Н.Соловьевой.
Игры «Военные профессии», «Кто быстрее», «Преодолей препятствие».
Выставка рисунков «Война глазами детей».
Сюжетно-ролевые игры «На границе», «Летчики».
Заключительный этап
Представление итогов проекта.
Выставка детских работ «Мой любимый город»;
Изготовление лэпбука «Моя Беларусь»;
Изготовление поздравительных открыток ко Дню Победы;
Конкурс чтецов стихов «Этих дней не смолкнет слава»;
Создание альбома «Они прославили Беларусь»;
Литературно-музыкальное развлечение «Чтобы помнили»;
Выставка рисунков «Война глазами детей».
Список использованных источников
1 Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 годы, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020 года № 312
2 Учебная программа дошкольного образования Республики Беларусь. – 2-е изд. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 480 с.
3 Воронецкая, Л.М. Семья и Родина едины. Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / Л.М.Воронецкая // Пралеска. – 2014 – № 5.
4 Дубініна, Д.М. Выхаванне ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці да беларускай мастацкай літаратуры і фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна. – Мінск : Новое знание, 2016. – 208 с.
5 Никонова, Л.Е. Познавая прошлое и настоящее/ Л. Е. Никонова // Пралеска. – 2015 – № 1 – С. 49.
6 Давидович, А.Л. Мир, в котором я живу: учебно- методическое пособие для педагогов дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л.Давидович, Е.И.Смолер. – Минск : 2020.