Цель урока: повторить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме занятия.
Ольга НЕСТЕРЕНЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Осовецкая средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область
Тема: «Обобщение изученного по разделу «Театр видимый и невидимый».
Цель урока: повторить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме занятия.
Задачи урока:
– образовательная – актуализировать знания учащихся о театре;
– развивающая – развивать у учащихся внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение;
– воспитательная – воспитывать любовь к искусству.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Эпиграф: «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь», – К.С.Станиславский.
Ход урока
I Организационный этап
Настрой на работу, проверка подготовленности к уроку.
II Актуализация знаний учащихся. Целеполагание
III Основной этап
Задание 1. Запишите пропущенные термины.
1. __________________ – литературное произведение для постановки на сцене.
2. __________________ – череда событий, основанных на столкновении интересов.
3. __________________ – в переводе с французского «ответ».
4. __________________ – в переводе с французского «пометка».
5. __________________ – образ пространства, в котором происходят события.
6. __________________ – выражение на лице разных эмоций.
7. __________________ – нижний этаж зрительного зала.
8. __________________ – предварительный набросок идеи.
9. __________________ – уменьшенное во много раз изображение сценического пространства.
10. __________________ – драма, написанная музыкой.
11. __________________ – искусство сценической постановки и исполнение танца.
12. __________________ – литературная основа оперы и балета.
13. __________________ – расположение актёров в сценическом пространстве.
14. __________________ – в переводе с греческого «действующий».
15. __________________ – мелкие предметы интерьера и быта.
Ответы: 1. Пьеса. 2. Действие. 3. Реплика. 4. Ремарка. 5. Декорация. 6. Мимика. 7. Партер. 8. Эскиз. 9. Макет. 10. Опера. 11. Хореография. 12. Либретто. 13. Мизансцена. 14. Актёр. 15. Реквизит.
Задание 2. Восстановите предложения.
1. Первая театральная кукла в Италии – Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в России – ______________.
2. Различают несколько видов кукол: марионетки, перчаточные, тростевые и ______________.
3. Сольные вокальные номера в опере называются по-разному: песня, ариозо и _________.
4. Основные авторы балета – хореограф и _____________.
5. Танец друх исполнителей называется пе-де-де, трёх – па-де-труа. Артисты, исполняющие массовые танцевальные номера, – это артисты _______________.
6. Для создания сценического образа актёр использует свои средства выразительности: слово, тембр голоса, ______________, _____________, _______________, _______________ .
7. Вокальное произведение для двух героев называется дуэт, для трёх – трио, четырёх – ____________.
8. Высокий мужской голос – тенор, средний – баритон, низкий – бас, а женский высокий голос – ____________.
Ответы: 1. Петрушка. 2. Батлеечные. 3. Ария. 4. Балетмейстер. 5. Кордебалет. 6. Интонации, движения, жесты, мимику. 7. Квартет. 8. Сопрано.
Задание 3. Подчеркните правильный (ые) вариант ответа.
1. Внешний облик античного актёра состоял из:
большие маски, длинная одежда, котурны, тимберленды.
2. Число актёров, участвующих в театральной постановке не превышало:
двух, трёх, пяти, семи.
3. Роли играли:
женщины, мужчины, мужчины и женщины, юноши.
4. Как самостоятельный вид искусства театр зародился в:
Италии, Испании, Древней Греции, Японии.
5. Своё начало театр ведёт от народных гуляний в честь весёлого бога:
Гефеста, Диониса, Гермеса, Посейдона
Ответы: 1. Тимберленды. 2. Трёх. 3. Мужчины. 4. Древней Греции. 5. Диониса.
Задание 4. Заполните таблицу:
Сцена, которая с трёх сторон ограничена стенами и располагается перед зрительным залом в форме партера с ярусами, называется ____________________________ |
|
Сцена, которая с трёх или четырёх сторон окруженная амфитеатром со зрительскими местами называется – |
|
Ненастоящие предметы, имеющие сходство с оригиналами – ______________________. |
|
Готовые костюмы, головные уборы, обувь хранятся в_________________. |
|
В спектакле “Странный цирк Марка Шагала” участвует 70 ____ кукол. |
Ответы: 1. Сцена-коробка. 2. Сцена-арена. 3. Бутафория. 4. Костюмерный цех. 5. Теневых.
Задание 5. С какого предмета начинается театр:
Ответ: с вешалки.
Задание 6. Соотнесите средства выразительности с основными видами театра:
А |
Кукольный театр |
1 |
Пластика тела, динамика – варьирование размаха и напряжённости движений, пространственный рисунок |
Б |
Балет |
2 |
Ария, речитатив, танцевальные эпизоды, увертюра |
В |
Спектакль |
3 |
Музыка, мизансцена |
Г |
Опера |
4 |
Актёр-кукольник, кукла |
Ответ: А4 Б1 В3 Г2
Задание 7. Установите соответствие:
А |
1 |
Сцена из спектакля «На моей планете». Белорусский государственный театр кукол (г. Минск) |
|
Б |
2 |
Сцена из спектакля «Несцерка». Национальный академический театр имени Якуба Коласа (г. Витебск, Беларусь) |
|
В |
3 |
Сцена из спектакля «Чаму старэюць людзі?» (режиссёр Алексей Лелявский, художник Татьяна Нерсисян). Белорусский государственный театр кукол (г. Минск) |
|
Г |
4 |
Сцена из спектакля «Винни-Пух и всё-всё-всё…». Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь (г. Минск) |
|
Д |
5 |
Сцена из спектакля «Любовь к трём апельсинам». Московский государственный академический музыкальный детский театр имени Н.И.Сац (Россия) |
|
Е |
6 |
Сцена из кукольного представления «Бунраку» (Япония) |
|
Ж |
7 |
Теневые куклы из спектакля «Странный цирк Марка Шагала». Московский театр кукол, теней и актёра «Отражение» (Россия) |
|
З |
8 |
Сцена из оперы «Снегурочка». Национальный академический большой театр оперы и балета Республики Беларусь (г. Минск) |
|
И |
9 |
Сцена из балета «Золушка». Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь (г. Минск) |
Ответы: А2 Б3 В5 Г4 Д7 Е8 Ж1 З6 И9
IV Подведение итогов урока
V Рефлексия
Учащимся предлагаются две театральные маски. Одна маска проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают маску, которая соответствует их настроению.