Использование методов визуализации при изучении образовательной области «Ребёнок и природа» (раздел «Животные»)

- 14:41ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Идеи, Методичка

Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала.

Инна ПОЖАРКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 5 г. Волковыска»,
Гродненская область

 

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации – наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается детьми, если есть опора на зрительный образ. Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации занятия: схемы, таблицы, рисунки, фрагменты кинофильмов и т.д. С развитием компьютерных технологий визуализация приобретает новые методы и способы передачи информации, такие как: презентация, кластер, скрайбинг, инфографика, таймлайн, интеллект-карта, скетчинг, кроссенс, синквейн и многие другие.

Технология визуализации учебной информации – это современная педагогическая технология, которая используется многими педагогами в современных дошкольных образовательных учреждениях. Работая со своими воспитанниками по реализации программы образовательной области «Ребёнок и природа» в разных возрастных группах, я использую следующие кластер, интеллект-карту, таймлайн, карты заданий, скетчинг, кроссенс и синквейн.

Кластер – в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста. Кластер оформляется в виде грозди, в центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.       

В работе с детьми 1-й младшей группы по темам «Домашние животные» и «Дикие животные» использую метод «Кластер» (Приложения 1, 2). Этот метод способствует развитию у воспитанников умения узнавать и называть животных. Дети сами участвуют в создании кластеров, используя магнитную доску и разноцветные магниты, а также различные картинки по темам. Этот процесс развивает активность и самостоятельность воспитанников.

Метод кластера в УДО может применяться для реализации программы всех образовательных областей, при изучении самых разных тем. Применение кластера имеет следующие достоинства:

– он позволяет охватить большой объем информации;
– дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

У детей формируются и развиваются следующие умения:

– ставить вопросы;
– выделять главное;
– устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
– сравнивать и анализировать.

Во 2-й младшей группе наряду с методом «Кластер» использую интеллект-карты и карты заданий.

Интеллект-карта, или карта мышления (mind-maps) – это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином. В дошкольных образовательных учреждениях используют на занятиях с малышами так называемые умные карты, карты ума, схемы мышления, карты памяти и другие. Схемы, представленные в виде картинок. Они помогают детям лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки, стимулирует активность ребенка. Интеллект-карты можно создавать совместно с детьми, используя цветные карандаши, ручки, маркеры. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше.

В работе с детьми этого возраста я использую как уже готовые, созданные мной интеллект-карты, так и созданные совместно с моими воспитанниками с помощью маркеров, магнитиков и картинок. По теме занятия «Жизнь животных в разные сезоны» была создана интеллект-карта, с помощью которой обобщались сведения детей по теме на протяжении всего года (Приложение 3).

Для формирования представлений о способах ухода за животными уголка природы мной были использованы карты заданий.

Карты заданий напоминают ребенку компьютерную или настольную игру. Можно оформить картой уборку в комнате, уход за комнатными растениями и другие действия, не забывая про начальную точку, промежуточные шаги и конечную точку. Такой подход увлечет и замотивирует ребенка, а еще – в игровой форме приучит разделять задачи на подзадачи и эффективнее с ними справляться. Мной были составлены карты заданий по уходу за рыбками в аквариуме и птицами в клетке (Приложения 4, 5). Дети могут составить такую карту с помощью имеющихся у них отдельных картинок, картинок-символов.

В средней группе использую интеллект-карты, таймлайн и кроссенс.

Формируя у детей представления о стадиях роста и развития животных, использую метод «Таймлайн». Таймлайн – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Хроника, временная шкала, лента времени, временная последовательность – синонимы таймлайна.

Метод был использован по темам «Курица с цыплятами» и «Насекомые» (таймлайны «Как появился цыплёнок?» и «Откуда появляются бабочки?») (Приложения 6, 7).

Кроссенс – это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. Метод кроссенса помогает развивать критическое и логическое мышление, способствует лучшему усвоению и запоминанию материала.

Его я использовала в средней группе с целью группировки животных по разным признакам, например, по темам «Птицы» и «Дикие животные» (кроссенсы «Перелётные птицы» и «Жители леса») (Приложения 8, 9).

В старшей группе наряду с перечисленными методами использую скетчинг и синквейн.

Скетчинг – это техника скоростного рисунка, зарисовки, эскизы, наброски. Скетчинг хорош тем, что дает свободу фантазии и творчеству, в нём нет четких правил и границ. Каждый рисует так, как видит.

Скетчинги были использованы на занятиях по темам «Животные леса» и «Животные водоёмов» для составления пищевых цепочек в сообществах (Приложения 10, 11).

Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.

В дошкольных образовательных учреждениях синквейн на занятиях можно использовать следующим образом:

1-я строка: Предмет или явление, одним словом.
2-я строка: Описать, какой этот предмет.
3-я строка: Действия данного предмета.
4-я строка: Нравится ли данный предмет и как?
5-я строка: Как можно по-другому назвать этот предмет?

Примерные синквейны, которые мы составляли с детьми по темам раздела образовательной области:

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Полезные, дворовые
Охраняют, помогают, пасутся,
Живут рядом с человеком!
ЖИВОТНЫЕ

ЗАЯЦ
Трусливый, серый
Бегает, скачет, прячется
Очень похож на кролика
ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ

НАСЕКОМЫЕ
Полезные, удивительные
Летают, ползают, прыгают,
Очень нравятся красивые бабочки
ЖИВОТНЫЕ

 

Приложения: https://docs.google.com/document/d/1dh9KD6FR3NNxTGA4QJKSW0vB1eFiCLgi/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий