Использование интерактивного плаката «Играем с пальчиками» на коррекционных занятиях в школьном пункте коррекционно-педагогической помощи

- 15:20КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

В статье представлен опыт работы учителей-дефектологов школьного пункта коррекционно-педагогической помощи по внедрению в практику здоровьесберегающих методов и приемов коррекционной работы путем использования интерактивного плаката «Играем с пальчиками».

 

 

Светлана    АВГУСТОВА, Наталья МОРОЗ,
учителя-дефектологи
ГУО «Средняя школа № 16 г. Полоцка»,
Витебская область

 

Роль учителя-дефектолога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка младшего школьного возраста. Специфика работы в школьном пункте коррекционно-педагогической помощи предполагает оказание помощи детям с различными нарушениями речи. У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование методов и приемов обучения, в основе которых имеется здоровьесбережение, является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога. Одна из главных проблем современной школы – низкая мотивация учения. Электронные обучающие задания оказывают положительное влияние на мотивацию младшего школьника и повышают их интерес к образовательной деятельности.

Инструктивно-методическое письмо «О работе в 2019/2020 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» рекомендует: коррекционная работа с учащимися I класса с нарушениями речи (тяжелыми нарушениями речи и нарушениями речи, которые исправляются в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи), включает предупреждение дислексии, дисграфии и дизорфографии и направлена на развитие психических процессов и функций, лежащих в основе овладения чтением и письмом.

Работа по предупреждению дислексии, дисграфии и дизорфографии необходимо осуществлять по следующим направлениям:

– развитие сенсомоторной сферы (зрительного и слухового восприятия, темпо-ритмического чувства, графомоторных умений);
– развитие внимания, памяти, мышления;
– развитие всех сторон речи устной речи (произносительной, лексико-грамматической, а также связной речи), совершенствование фонематического слуха и на их основе формирование базовых операций языкового анализа и синтеза и обучение грамоте;
– развитие мотивации, умений планировать свою деятельность, обнаруживать ошибки в процессе деятельности и т.д. [2, с. 12].

Эти методические рекомендации предполагают, что использование интерактивного плаката «Играем с пальчиками» в коррекционно-развивающем процессе позволит повысить учебную мотивацию учащихся и обеспечит эффективность коррекционной работы с учащимися младшего школьного возраста.

При разработке интерактивного плаката «Играем с пальчиками» как средства повышения положительной учебной мотивации и способа повышения эффективности коррекционной работы с учащимися младшего школьного возраста с нарушениями речи, решались следующие задачи:

– проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по данной проблеме;
– внедрить и адаптировать кинезиологические упражнения к условиям работы в школьном ПКПП в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей;
– развивать внимание, память, мышление;
– развивать речь;
– формировать пространственные представления;
– совершенствовать мелкую моторику;
– способствовать снятию эмоционального напряжения и повышению позитивной мотивации к учебной деятельности.

При создании интерактивного плаката учитывались теоретические положения. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики – кисти и пальцев рук [3, с. 8].

Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин возникновения нарушений речи является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями. Для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия [4, с. 45].

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения педагог должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.

Кинезиологические упражнения влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга [4, с. 47].

Задачи кинезиологических упражнений: развитие межполушарной специализации; развитие межполушарного взаимодействия; развитие межполушарных связей; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания; развитие речи; развитие мышления.

Для создания интерактивного плаката «Играем с пальчиками» за основу взят один из приемов кинезиологических упражнений – пальчиковая гимнастика. Разработано десять комплексов пальчиковых упражнений, которые сопровождаются стихотворным текстом. Эти комплексы пальчиковой гимнастики оформлены в виде видеороликов, что помогает отлично видеть правильность выполнения упражнений.

Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в выполнение упражнений, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-дефектолога и детей. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

Пальчиковая гимнастика полезна следующим:

1) выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи;
2) если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль над выполнением движений;
3) игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, повышают речевую активность ребенка;
4) благодаря пальчиковым играм ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
5) развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений;
6) у детей развиваются творческие способности, воображение, фантазия; овладев всеми упражнениями, они смогут «рассказывать руками» целые истории;
7) в результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость;
8) пальчиковые упражнения формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Таким образом, пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей, способствует овладению навыками мелкой моторики, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимает тревожность (Приложение).

Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

Интерактивный плакат «Играем с пальчиками» предназначен для использования в коррекционной работе учителями-дефектологами школьных ПКПП, учителями начальных классов и родителями детей с речевыми нарушениями.

Разработанные комплексы пальчиковой гимнастики позволяют стимулировать познавательную активность учащихся, избегать переутомления и поддерживать интерес к занятиям. Все упражнения подобраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Использование интерактивного плаката «Играем с пальчиками» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога позволяет решить несколько задач:

– способствует повышению речевой активности;
– развивает речевые умения и навыки;
– снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
– активизирует познавательный интерес;
– улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Применение этого метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Учителя-дефектологи, использующие пальчиковую гимнастику на коррекционных занятиях, отмечают улучшение почерка, повышение работоспособности, активизацию интеллектуальных и познавательных процессов.

Для повышения эффективности коррекционной работы уделяется внимание вопросу взаимодействия с родителями. Для повышения уровня компетентности родителей, оказания помощи родителям в овладении практическими приемами по проведению пальчиковой гимнастики в домашних условиях проведены консультации, оформлены информационные стенды, разработаны буклеты. Такое взаимодействие с родителями детей с нарушениями речи позволяет создать атмосферу общности интересов, повысить грамотность родителей в области здоровьесбережения, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми.

Для корректной работы интерактивного плаката «Играем с пальчиками» требуется следующее техническое и программное обеспечение: компьютер с операционной системой Windows XP (и выше) и офисным приложением Microsoft PowerPoint, монитор, мультимедийный проектор, экран.

Необходимо помнить, что пребывание учащихся за компьютером должно быть наиболее безопасным, поэтому необходимо соблюдать режим работы на ПК. Продолжительность непрерывной работы на компьютере детей 6–8 лет составляет 10–15 минут.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они развивают мозолистое тело, повышают синхронную работу полушарий, стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс обучения чтению и письму. Применение таких упражнений позволяет совершенствовать общую, мелкую и речевую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев руки оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. 

Использование интерактивного плаката «Играем с пальчиками» можно отнести к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей школьного возраста.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми с нарушениями речи с применением кинезиологических упражнений позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

 

Список литературы

  1. Инструктивно-методическое письмо ««О работе в 2019/2020 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью». – Минск, 2019.
  2. Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
  3. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

 

 

Приложение

https://docs.google.com/presentation/d/1MVhNXyNNHcPpZKzlSb9j3p9MFenreCAW/edit?usp=drive_link&ouid=102526248956911126522&rtpof=true&sd=true

Видеопрезентация «Играем с пальчиками»

Грибы

Массаж подушечек пальцев. На каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца.

Выросли на кочке (Мизинец правой руки)
Мелкие грибочки: (Безымянный)

Грузди и горькушки, (Средний)
Рыжики, волнушки. (Указательный)
Даже маленький пенёк (Большой)

Удивленья скрыть не мог. (Большой левой руки)
Выросли опята, (Указательный)
Скользкие маслята, (Средний)
Бледные поганки (Безымянный)
Встали на полянке. (Мизинец)

Осенний букет

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, (Загибать большой пальчик)
Листья рябины, (Загибать указательный пальчик)
Листики тополя, (Загибать средний пальчик)
Листья осины, (Загибать безымянный пальчик)
Листики дуба (Загибаем мизинец)
Мы соберём.  (Сжимать и разжимать кулачки)
Маме осенний букет отнесём.

 

Фрукты

Соединение подушечками пальцев по очереди, начиная с мизинца.

На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины.
Но купили арбуз –
Это самый вкусный груз!

(На последней фразе пальцы сжимаются в кулак, большой отводится вверх)

 

Птицы

Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка.
(Сжимать и разжимать кулачки)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – соловей,

Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развесёлый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
(Массаж подушечек пальцев.)
Птички, птички, по домам.

 

Ягоды

Раз, два, три, четыре, пять –
В лес идём мы погулять:
(Сжимать и разжимать кулачки)
За черникой,

За малиной,
За брусникой,
Зв калиной.
(Соединять все пальцы с большим – «Колечки»)
Будем ягоды искать.

Раз, два, три, четыре, пять –
(Сжимать и разжимать кулачки)

 

Овощи

На каждую строчку загибаем один пальчик.

Вырос у нас чесночок, (Мизинец левой руки)
Перец, томат, кабачок, (Безымянный)
Тыква, капуста, картошка, (Средний)
Лук и немножко горошка. (Указательный)
Овощи мы собирали, (Мизинец правой руки)
Ими друзей угощали, (Безымянный)
Квасили, ели, солили, (Средний)
С дачи домой увозили. (Указательный)
Прощай же на год,
(Большой пальчик левой руки прячем в кулачок)
Наш друг – огород!
(Большой пальчик правой руки прячем в кулачок)

 

Мебель

Эту мебель мы купили
С папой вместе в магазине.
(Круговые вращения указательными пальцами)
Это стул, на нём сидят. (Загибаем один палец)
Это стол, за ним едят.    (Загибаем второй палец)
На диване отдыхают, (Загибаем третий палец)

Книжки умные читают.
На кровати крепко спят.          (Загибаем четвёртый палец)
Вещи все в шкафу хранят. (Загибаем пятый палец)
Эту мебель мы купили
С папой вместе в магазине.
(Круговые вращения указательными пальцами)

 

Транспорт

Поочерёдное соединение всех пальцев с большим в прямом и обратном порядке – упр. «Цепочка».

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.

Прогулка по городу

Мы по городу шагаем,
Много видим, называем:
(«Шагают» пальчиками по столу)
Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины.
Скверы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты.
(Загибать поочерёдно пальчики, начиная с большого)

 

Звери

Упражнение «Цепочка» – поочерёдное соединение всех пальцев с большим в прямом и обратном порядке.

Ёж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.

Зайца, волка, рысь, лису
И зимой найдёшь в лесу.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий