Умение начать, поддержать и завершить общение, соблюдать сдержанность, дистанцию и рамки приличия в беседе с незнакомыми людьми является очень важным для детей с тяжёлыми, множественными нарушениями. В материале описан опыт проведения занятий, на которых закрепляются знания и умения поведения в быту, обществе, безопасности.
Ирина РОМАШ,
учитель
ГУО «Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гродненская область
Как научить «особенного» ребёнка поведению в обществе? Как сделать занятия интересными для него? Эти и другие вопросы мы ставили перед собой при подготовке к занятиям и пришли к мысли, что использование игровых ситуаций на занятиях – это наиболее эффективный способ формирования социального поведения у детей. Ведь игровые ситуации занимательны, вызывают у учащихся интерес, способствуют максимально возможному самостоятельному решению определённых задач и проблем. Играя, проще понимать и запоминать.
Главной задачей деятельности специалистов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации является подготовка детей с тяжёлыми, множественными нарушениями к максимально возможной для них социализации и интеграции в общество. Коррекционные занятия «Формирование социального поведения» являются практико-ориентированными и направлены именно на решение этой задачи.
Дети с тяжёлыми, множественными нарушениями самостоятельно не проявляют интереса к организации коммуникативной деятельности. Они не всегда адекватно реагируют на неудачи других людей, не испытывают интереса к оказанию помощи в быту (не понимают её значения), не умеют правильно регулировать собственное поведение в общественных местах и дома.
Основными направлениями работы по формированию социального поведения нами выбраны:
1. Поведение в общении.
2. Поведение в быту.
3. Безопасное поведение.
4. Поведение в общественных местах (Приложение 1).
Игровые ситуации для занятий разрабатываются нами с учётом уровня развития и возможностей учащихся. При их разработке учитываются следующие принципы: связь с повседневной жизнью; полезность и практическая направленность; разнообразие; доступность; систематичность.
Игровая ситуация предполагает обязательное (непосредственное или опосредованное) присутствие на занятии игрового персонажа. Для применения игровых ситуаций в работе с учащимися с тяжёлыми, множественными нарушениями нами использовались постоянные игровые персонажи – бумажные куклы Таня и Ваня. Постоянство использования этих персонажей предупреждало отвлекаемость учащихся на новые объекты, помогало избегать проявления негативных эмоций по отношению к одноклассникам в тех случаях, когда кому-то было необходимо играть не совсем положительную роль: например, «Давай помиримся» или «Прошу прощения» (Приложение 2). Также появление постоянных знакомых героев являлось сигналом к началу интересного познавательного занятия.
Одним из основных направлений работы является формирование поведения в общении. Учащиеся с тяжёлыми, множественными нарушениями даже в подростковом возрасте не всегда правильно, в соответствии с ситуацией, реагируют на общение с другими людьми (на их обращение, реплики). Умение начать, поддержать и завершить общение, соблюдать сдержанность, дистанцию и рамки приличия в беседе с незнакомыми людьми является очень важным для детей с тяжёлыми, множественными нарушениями. Поэтому на занятиях закрепляются знания и умения вежливого общения со знакомыми и незнакомыми людьми в различных условиях («Разговор по телефону», «Хочу познакомиться» и т.д.).
Игровые ситуации блока «Поведение в быту» предусматривают решение бытовых вопросов, которые встречаются в повседневной жизни. Культура общения и поведения в быту является основой благоприятной обстановки в семье. В игровых ситуациях формируется умение правильно вести себя при встрече гостей, за столом, при получении подарков, дети учатся предлагать и оказывать помощь близким на бытовом уровне (в уборке, в организации приёма гостей и т.д.). Адекватная реакция учащихся на семейные проблемы, умение сочувствовать, оказывать помощь формируются при использовании таких игровых ситуаций, как «Помогаю маме убираться в комнате», «Грязная скатерть» и др.
Одной из основных забот родителей учащихся с тяжёлыми, множественными нарушениями являются вопросы безопасности их детей и людей их окружающих. Поэтому в блок «Безопасное поведение» включены игровые ситуации, при использовании которых дети учатся оповещать о собственном плохом самочувствии, оказывать элементарную помощь и обращаться за помощью при несчастных случаях, узнают об опасных бытовых предметах, о правилах безопасного поведения на улице и в чрезвычайных ситуациях («Мой друг упал», «Опасные предметы» и т.д.). Ситуации, в которых дети учатся быть осторожными, заботиться о собственной безопасности и безопасности окружающих, отрабатываются на коррекционных занятиях по «Формированию социального поведения» до автоматизма. Игровые ситуации данного блока также предваряют практическую отработку полученных знаний («Пожарная тревога»).
Часто родители учащихся с тяжёлыми, множественными нарушениями избегают посещения общественных мест со своими детьми. Это обусловлено тем, что дети не всегда адекватно ведут себя в новой для них обстановке (требуют что-то купить, кричат, бегают, толкают посторонних людей). Также не все родители позволяют детям проявлять самостоятельность при посещении учреждений, заведений, магазинов. Игровые ситуации блока «Поведение в общественных местах» позволяют отработать на занятиях алгоритм действий учащихся в самых распространённых, часто встречающихся ситуациях вне дома. Для организации игровых ситуаций здесь требуется определённая подготовка. Например, ситуацию «Покупки в магазине» учащиеся проигрывают на занятии. Они учатся называть (показывать) необходимый им товар, не отвлекаясь на другие, выбирать то, что из предложенного им больше нравится, культурно обращаться к продавцу. С согласия родителей на занятиях может проводиться видеосъёмка, затем сюжет обсуждается учителем совместно с ними, даётся задание по практической отработке умений, приобретённых на занятии.
Успешных результатов в формировании социального поведения учащихся с тяжёлыми, множественными нарушениями с помощью игровых ситуаций в процессе коррекционных занятий можно достичь, соблюдая ряд условий:
1) учёт особенностей и возможности детей, создание доступных их пониманию ситуаций, использование дополнительных средств коммуникации;
2) опора на имеющийся у детей опыт, создание положительного настроя на занятия;
3) обоснованность формируемых умений и навыков, их практическая направленность и значимость;
4) использование разнообразных наглядных пособий, натуральных предметов, составление и оформление самих ситуаций (приёмы создания и поддержание искусственно созданных ситуаций), эмоциональность педагога;
5) тесное взаимодействие учителя, воспитателя и законных представителей учащихся;
6) систематическое использование игровых ситуаций в процессе коррекционных занятий «Формирование социального поведения» и закрепление полученных умений и навыков на других учебных занятиях, во внеучебное время, в домашних условиях.
Уровень сформированности социального поведения у детей с тяжёлыми, множественными нарушениями диагностировался методом наблюдения, который включал и метод независимых характеристик (наблюдения учителя, воспитателей, законных представителей учащихся). Критерии оценки разработаны нами на основе выбранных направлений работы и формируемых умений (Приложение 3).
Приложение 1
№ п/п |
Блоки игровых ситуаций |
Названия игровых ситуаций |
1 |
Поведение в общении |
«Разговор по телефону» |
2 |
Поведение в быту |
«Встречаю гостей» |
3 |
Безопасное поведение |
«Мой друг упал» |
4 |
Поведение в общественных местах |
«В столовой» |
Приложение 2
Игровые ситуации
Игровая ситуация «Давай помиримся»
Задачи:
– формировать у детей умение находить компромиссные способы взаимодействия, мириться с другим человеком;
– закреплять умение проговаривать стихи-«мирилки»;
– воспитывать умение общаться с окружающими людьми.
Оборудование: картинки, кукла Таня, музыкальная колонка, флэшка.
Игровая ситуация: проблема – девочки поссорились, их надо научить мириться.
Диалоговая речь:
– Ребята, вы слышите, кто-то плачет?
(идём и открываем дверь – Таня плачет)
– Здравствуй, Таня! Что случилось, почему ты плачешь?
– Я поссорилась со своей подружкой, а она мне сказала: «Давай помиримся». Я не знаю, как мириться, и убежала от неё.
– Таня, не плачь. Наши ребята тебе помогут (повторяем правила, которые нужно соблюдать, чтобы не ссориться)
– Но если, так случилось и вы поссорились – что нужно сделать?
– Помириться.
– Какие слова нужно сказать?
– Давай помиримся.
– А ещё можно сказать вместе какую-нибудь «мирилку» (вместе с детьми повторяем знакомые «мирилки», которые разучивали на других занятиях)
Предполагаемая помощь: совместное проговаривание с детьми «мирилок».
Игровая ситуация «Прошу прощения»
Задачи:
– обогащать знания детей о понятии «прощение» в жизни человека;
– формировать умение просить прощение у своего товарища;
– воспитывать доброжелательность.
Оборудование: картинки, кукла Таня, мальчик Ваня.
Игровая ситуация: проблема – Таня обидела Ваню. Они пришли к ребятам за помощью. Как им помириться?
Диалоговая речь: (стук в дверь)
– Ребята, кто-то к нам стучится (идём и открываем дверь, а там Таня и Ваня).
– Здравствуйте, Таня и Ваня! Что случилось, почему вы грустные?
– Меня обидела Таня, и я с ней не хочу дружить.
– Таня, а ты почему грустная?
– Со мной не дружит Ваня, а я хочу с ним играть, но, как помириться, я не знаю.
– Ребята, поможем нашим друзьям помириться?
– Да.
– Ссорятся многие: и дети, и взрослые, но для того чтобы помириться, нужно уметь просить прощения. И если так случилось, что вы кого-то обидели, то, в первую очередь, вам нужно попросить прощения. Надо сказать: «Прости!»
– Таня, тебе нужно сказать Ване: «Прости меня, пожалуйста, Ваня».
– Ваня, прости меня, пожалуйста.
– Я тебя прощаю, Таня.
– Спасибо вам, ребята. Мы помирились и сейчас не будем ссориться, не будем обижать друг друга.
Примечание: данная ситуация используется для сообщения темы занятия.
Игровая ситуация «Разговор по телефону»
Задачи:
– знакомить детей с правилами вежливого телефонного разговора;
– развивать диалогическую речь;
– закреплять умение детей пользоваться телефонным аппаратом;
– воспитывать уважение к собеседнику.
Оборудование: телефонный аппарат, карточки-таблички с номерами, картинки.
Игровая ситуация: проблема – надо передать информацию отсутствующим друзьям.
– Ребята, завтра у нас спортивный праздник – нужно пригласить к нам в гости Таню и Ваню.
– Как же нам это сделать? Ведь их сегодня нет, и они не знают, про праздник?
– Правильно, нужно позвонить им. Кто знает, как им позвонить?
– Нужно взять телефон и набрать номер.
– У меня есть их номера телефонов (карточки)
– Сначала позвоним мальчику Ване.
– Набираем номер:
Ваня – 2 5 1
– Здравствуйте, меня зовут Надя. Пригласите, пожалуйста, Ваню к телефону. Здравствуй, Ваня. Как твои дела? Чем ты сейчас занимаешься? Я приглашаю тебя завтра к нам на спортивный праздник. Ты придёшь к нам? Мы будем тебя ждать. До свидания.
– Ребята, а кто сейчас позвонит Тане?
(Дети по очереди звонят и приглашают)
– Набираем номер:
Таня – 4 2 6
– Здравствуйте, меня зовут Кирилл – пригласите, пожалуйста, Таню к телефону.
– Здравствуй, Таня. Я приглашаю тебя завтра к нам на спортивный праздник. Ты придёшь к нам? Мы будем тебя ждать. До свидания.
– Молодцы, ребята, вы так хорошо запомнили, как нужно культурно разговаривать по телефону и, как сообщать нужную информацию.
Примечание: используются карточки с телефонными номерами и фотографией того, чей номер. Номер набирать помогает (при необходимости) взрослый. Можно позвонить детям из класса, которых нет на занятии и предупредить, что им нужно взять с собой спортивный костюм.
Игровая ситуация «Хочу познакомиться»
Задачи:
– формировать умение у детей знакомиться с другими людьми (детьми);
– развивать умение подчиняться правилам и социальным нормам;
– воспитывать уважение к другим людям, приветливость.
Оборудование: картинки, кукла Ваня.
Игровая ситуация: проблема – хочу познакомиться, но не знаю, как это сделать
Диалоговая речь:
– Здравствуйте! (незнакомец – Ваня).
– Здравствуйте!
– К нам сегодня кто-то пришёл. Вы знаете, кто это? Нет?
– Давайте познакомимся. Что нужно сказать или спросить?
– Как тебя зовут?
– Меня зовут – Ваня. А как зовут вас?
– Ребята, давайте мы сейчас назовём свои имена по очереди. (По очереди дети называют своё имя).
– Мы сейчас познакомились с Ваней, а чтобы он запомнил наши имена – поиграем вместе в игру «Моё имя» (перекатывая мяч друг другу, дети называют своё имя).
Примечание: первое знакомство с «мальчиком Ваней».
Игровая ситуация «Помогаю маме убираться в комнате»
Задачи:
– побуждать детей оказывать посильную помощь родным в работе по дому;
– закреплять знания детей о том, как заботиться о родителях, беречь их, любить;
– воспитывать чувства любви и уважения к родителям.
Оборудование: кукла Таня, сюжетная картинка, тряпка, таз с водой, веник, совок, ведро, тряпка.
Игровая ситуация: проблема – как порадовать маму.
– Ребята, к нам сегодня пришла Таня (здороваются). Таня очень любит свою маму и хочет ей сделать что-нибудь приятное. А что можно сделать, чтобы мама обрадовалась?
– Нужно маме помочь, например: убрать игрушки, подмести пол, вытереть пыль, полить цветы, помыть посуду.
– А как вы помогаете маме дома?
– Убираем игрушки, вытираем пыль, подметаем пол, выносим мусор.
– Посмотрите на картинку, как дети помогают своим мамам?
Ребята демонстрируют действия, показанные на картинке: вытирают пыль тряпкой, моют пол шваброй, поливают цветы и т.д.
– Таня увидела, как можно помогать маме, и сейчас будет сама маме помогать.
– Спасибо, ребята, за помощь.
Предполагаемая помощь: напоминание при проговаривании работ по помощи при уборке в квартире, помощь взрослого при выкручивании тряпки.
Игровая ситуация «Грязная скатерть»
Задачи:
– развивать умение детей замачивать скатерть;
– формировать умение находить решение при возникновении проблемы (завтра придут гости, а скатерть грязная);
– воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к чистым вещам.
Оборудование: таз с водой, скатерть (грязная), стиральный порошок, кукла Таня.
Игровая ситуация: проблема – завтра придут гости, а скатерть испачкана.
Диалоговая речь:
– Здравствуйте, ребята!
– Здравствуй, Таня. Ты сегодня что-то грустная пришла к нам. Что у тебя случилось?
– Да, ребята. Ко мне завтра в гости придёт Ваня, а у меня грязная скатерть. Что же мне сейчас делать?
– Нужно постирать её и она станет чистой.
– А как стирать, у меня даже стиральной машины нет?
– Сначала надо замочить скатерть в воде с порошком, а потом стирать руками. Нужно взять таз, затем налить туда тёплой воды и насыпать стирального порошка, размешать стиральный порошок, чтобы он растворился, и опустить в воду скатерть на несколько минут или часов. Давайте приступим к стирке.
Дети замачивают скатерть под контролем взрослого.
– Спасибо, ребята, вам за помощь.
Примечание: игровая ситуация используется в начале занятия, как сообщение темы занятия «Ручная стирка»; стиральный порошок насыпает ребёнок под чётким контролем взрослого.
Игровая ситуация «Мой друг упал»
Задачи:
– формировать у учащихся умение оказывать посильную помощь друг другу;
– закреплять умение сообщать о собственном самочувствии;
– воспитывать чувство сопереживания.
Оборудование: грелка с холодной водой, бинт, лейкопластырь.
Игровая ситуация: проблема – мальчик Ваня упал, у него болит нога.
– Что случилось?
– Ваня упал.
– Как помочь Ване? Что нужно делать?
– Нужно поднять Ваню и посадить на диванчик.
– Ваня, у тебя болит нога? Покажи, где?
– Нужно приложить что-нибудь холодное к колену и показать ногу врачу.
Дети прикладывают грелку к колену Вани.
– А сейчас нужно ехать к врачу. Давайте вызовем скорую помощь. (Имитируем вызов скорой помощи по телефону)
– Ване некоторое время нужно полежать.
Примечание: оказание первой помощи дети выполняют под чётким руководством взрослого, отрабатывая приёмы друг на друге.
Игровая ситуация «Опасные предметы»
Задачи:
– развивать знания детей об опасных для жизни и здоровья предметах, встречающихся в быту;
– закреплять знания детей о правилах использования режущих и колющих предметов;
– воспитывать аккуратность и осторожность.
Оборудование: картинки, утюг, нож (деревянный), стеклянная банка, булавки, спички, мальчик Ваня.
Игровая ситуация: проблема – Ваня неосторожно обращается с опасными предметами и может пораниться.
– К нам пришёл мальчик Ваня (здороваются).
– Ой, что это у вас? (Ваня хватает нож: рассматривает и размахивает).
– Стой, Ваня! Так нельзя обращаться с опасными предметами!
– Ребята, давайте расскажем Ване, как нужно обращаться с электроприборами, колющими и режущими предметами.
Правила пользования опасными предметами:
1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно нужно класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
2. Не включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.
3. Не играть со спичками, чтобы не устроить пожар.
4. Стеклянные предметы аккуратно брать и ставить, т.к. они легко могут разбиться, а мы порезать палец.
– Ваня, ты запомнил правила?
– Да, спасибо, ребята.
– Молодцы, ребята, вы рассказали Ване, как нужно обращаться с опасными предметами. А сейчас познакомимся с другими предметами, с которыми тоже надо быть осторожными.
Примечание: Игровая ситуация используется в начале занятия для знакомства с темой занятия «Опасные предметы и правила обращения с ними».
Игровая ситуация «Пожарная тревога»
Задачи:
– учить детей действовать в опасной ситуации;
– развивать умение детей набирать номер экстренной службы и сообщать свою фамилию, имя и адрес;
– воспитывать стремление помогать ближнему человеку в опасных ситуациях.
Оборудование: телефонный аппарат, карточки-таблички с номерами экстренных служб, музыкальная колонка (звук пожарной тревоги).
Игровая ситуация: проблема – раздаётся звук пожарной тревоги – что делать?
– Ребята, что звучит? Что нужно делать? (Эвакуируемся, соблюдая все правила, помогаем детям, которые самостоятельно не передвигаются, затем возвращаемся в класс и разбираем ситуацию).
– Когда пожар или чувствуете запах дыма, нужно срочно позвать родителей или кого-то из взрослых. Если никого нет, нужно вызвать спасателей по телефону.
– Какой надо набирать номер?
– 101
– Что нужно говорить спасателям?
– Свою фамилию, имя, домашний адрес и рассказать, что случилось.
Рассматриваем сюжетную картинку «Пожар».
Предполагаемая помощь: использование карточек с телефонными номерами.
Игровая ситуация «Покупки в магазине»
Задачи:
– закреплять знания детей о покупке товаров;
– развивать умение детей делать выбор из нескольких товаров;
– воспитывать культуру общения.
Оборудование: набор канцтоваров, денежные купюры, кукла Ваня, таблички с ценами.
Игровая ситуация: проблема – Ваня не знает, как вести себя в магазине без мамы.
– Вы слышите, кто-то стучит? Давайте посмотрим, кто там (открываем дверь).
– Ребята, это Ваня. Ваня говорит мне, что он пришёл к нам в гости с просьбой. Он просит, чтобы мы ему помогли. Его друзья отправили в магазин, а он там без мамы ни разу не был и даже не знает, как себя нужно вести в магазине. Ему даже немного страшно. Поможем?
– Да.
– Что же его друзья попросили купить? А, вот в записке написано. (Открываем конверт и читаем – смотрим картинку с изображением товаров). Что нужно купить?
– Альбом и краски.
– А в каком магазине продаются альбомы и краски?
– В магазине «Канцтовары».
– Давайте научим Ваню, как нужно покупать товары.
– Нам нужно выбрать продавца и покупателя (распределение ролей).
– А сейчас поиграем.
Сюжетно-ролевая игра «Покупаю краски и альбом»
– Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, у вас есть альбом и краски?
– Здравствуйте. Да, у нас есть альбомы: большие и маленькие. Вам какой нужен? Посмотрите, вот здесь на витрине есть и альбомы, и краски. Выбирайте.
– Спасибо. Дайте, пожалуйста, этот альбом и эти краски.
– Вам нужно заплатить 4 рубля.
– Возьмите, пожалуйста, деньги.
– Спасибо за покупку. Приходите ещё к нам. До свидания.
Примечание: при выборе карточки с ценами, выдачи сдачи активную помощь оказывает взрослый.
Приложение 3
Критерии оценки сформированности социального поведения