Приёмы и методы формирования функциональной грамотности при подготовке учащихся к итоговой аттестации по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования

- 14:39История Беларуси (9-й класс). Подготовка к экзамену

 

Лилия РАКУ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Россь»
Волковысского района,
Гродненская область

 

 

Презентация к материалу

 

Изучение истории в 5–11-х классах является одним из этапов формирования функциональной грамотности, поскольку обеспечивает учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками для нормальной жизнедеятельности в конкретной социально-культурной среде.

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводится обязательный выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси». Цель выпускного экзамена – оценить уровень усвоения выпускниками базовой школы содержания исторического образования, предусмотренного учебными программами по учебному предмету.

Билет включает два вопроса. Первый вопрос направлен на проверку усвоения учащимися важнейших событий истории Беларуси, изученных в 6–9-х классах, и предусматривает воспроизведение учебного материала. Ответ на первый вопрос билета должен включать:

– описание указанных исторических фактов;
– определение их хронологических рамок;
– информацию об исторических личностях;
– определения исторических понятий;
– объяснение наиболее существенных причинно-следственных связей между историческими фактами.

Ответ на первый вопрос билета должен обязательно сопровождаться локализацией исторических фактов на исторической карте.

Формирование функциональной грамотности при подготовке к экзамену необходимо начинать с формирования грамотности читательской, ведь она основа работы с текстом.

Основные группы читательских умений, на развитие которых и нацелена читательская грамотность:

– умение находить и извлекать информацию из текста;
– умение интегрировать и интерпретировать текст;
– умение осмыслить и оценить текст;
– умение использовать знания, полученные из текста, в практических целях.

Весь процесс работы с текстом можно условно разделить на три этапа.

1. Предтекстовый этап деятельности.

Основная цель данного этапа – создание ориентировочной основы деятельности, определение цели и задач чтения, формирование мотивов и установок чтения.

2. Текстовый этап деятельности.

На данном этапе главная задача – чтение и обработка информации. Текстовые задания ориентируют восприятие, способствуют формированию умения понимать и запоминать смысловую информацию.

3. Послетекстовый этап деятельности.

Предназначение данного этапа – обеспечение глубокого понимания содержания текста, формирования личностного отношения к прочитанному, т.е. то, что предполагает ответ на второй вопрос билета, выполнение практического задания, направленного на проверку умений учащихся работать с разными источниками исторической информации: фрагментом исторического документа, исторической картой, схемой, таблицей, диаграммой, графиком, фрагментом статьи, иллюстрацией и иными источниками.

Задания вторых вопросов билетов направлены на проверку следующих умений:

– находить и извлекать информацию из предложенных источников;
– интегрировать и интерпретировать информацию;
– обобщать, критически оценивать информацию, формулировать на ее основе выводы;
– использовать информацию из представленных источников для решения поставленной задачи; аргументировать свою точку зрения с использованием информации из источников.

 

Для подготовки по теоретическим вопросам билетов использую метод «Графический органайзер» или опорный конспект.

Графические органайзеры – это все, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги (или экране компьютера), чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ или применение. Графические органайзеры являются наилучшим способом, позволяющим учащимся организовать свои мысли, постигать информацию с помощью визуализации и обеспечивать структуру для краткосрочной и долговременной памяти; учат не просто читать текст, а понимать.

Графические органайзеры также могут использоваться:

– при изложении нового материала;
– для осмысления и закрепления изучаемого материала;
– на этапе контроля знаний, умений и навыков.

Составлять графические органайзеры учащиеся учатся на уроках последовательно; используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы.

Структура графического органайзера

План ответа на вопрос

Даты

Ключевые понятия

Люди, участники, персоналии

Выводы:

При организации подготовки к экзамену, учащиеся получают домашнее задание по составлению графического органайзера по определённым билетам, а на уроках, факультативе, стимулирующих и поддерживающих занятиях идёт работа по закреплению материала.

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

 

Приёмы и методы работы по осознанному пониманию текста

Составление плана включает: выделение основных смыслов данного текста, передачу главной идеи текста структурирование текста через выделение главных тезисов и второстепенных, раскрытие более полного и глубокого содержания текста путем отражения его содержания через логику структуры плана, передачу содержания текста через пересказ с опорой на озаглавленные фрагменты текста.

 

Приёмы работы с понятиями

1. «Облако слов» (Слайды 19, 20)  

Облако тегов (облачные теги, облако слов) – это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда, цвета.

Примеры использования облака слов:

– Дайте определение понятиям из облака слов.

– Определите, какие понятия относятся к крестьянской реформе 1861 года, а какие – к Столыпинской аграрной реформе.

– Сделайте вывод об особенностях проведения данных реформ, их итогах и значении.

– Сравните «прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве Беларуси.

2. Работа с кроссвордами (Слайд 21)

Работа с кроссвордами на уроках истории может быть очень эффективным методом обучения, который помогает учащимся углубить знания об исторических событиях, личностях, понятиях и терминах. Кроссворды могут быть отличным способом повторения материала, который был изучен на уроке. Работа с кроссвордами может способствовать улучшению памяти учащихся, так как они должны вспомнить и правильно использовать информацию, которую они ранее изучали. Решение кроссворда требует логического мышления и аналитических навыков, может быть интересным и захватывающим способом обучения. Учащиеся могут работать в группах или индивидуально, соревноваться друг с другом. Кроссворды могут стимулировать учащихся к активной работе и самостоятельному изучению материала. Они создают интерес к уроку и могут быть использованы как дополнительное задание или домашнее задание.

 

3. «Ассоциации к термину» (Слайды 22, 23)

Анализ термина с использованием клише. Учащиеся создают ассоциации к историческим терминам, дают определение, визуализируют с помощью рисунков, диаграмм, схем или других графических элементов, что способствует более глубокому пониманию и запоминанию материала.

Каждый ученик может создавать свои собственные ассоциации в соответствии с его предпочтениями и особенностями восприятия информации. Создание ассоциаций требует от учащихся креативного мышления и способствует развитию их творческих способностей.

 

4. «Денотатный граф» (Слайды 24, 25)

Используется для систематизации и наглядного графического представления существенных признаков рассматриваемого понятия или исторической личности.

Правила составления денотатного графа:

1-й этап – выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.

2-й этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки.

3-й этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1–3 признака.

Этот приём применяется как для работы с понятиями, так и для работы с историческими личностями. Работа с денотатами требует от учащихся аналитического мышления и способности интерпретировать информацию. Работа с денотатами может быть интересным и захватывающим способом обучения, который мотивирует учащихся к активной деятельности и самостоятельному изучению материала.

Педагогический приём «денотатный граф» может быть использован как инструмент для групповой работы, обсуждения текстов или выполнения заданий совместно с другими учащимися.

 

Приемы работы с текстом и картой

1. Составление таблицы по тексту (Слайды 26–29)

Этапы составления сравнительных таблиц:

1) выделить существенные признаки (линии), по которым целесообразно провести сопоставление; сформулировать их в виде краткого плана, записать в таблицу;

2) в соответствующие графы заносятся сведения по каждой линии сравнения;

3) формулируется частный вывод о сходстве и различии сравниваемых объектов;

4) итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе.

 

Примеры:

1) Сравнительная таблица «Развитие белорусской литературы второй половины XVII в. – второй половины XVIII в.»

Признаки сравнения

Вторая половина XVII в. –
первая половина XVIII в.

Вторая половина XVIII в.

Литературный стиль

 

 

Язык произведений

 

 

Виды произведений

 

 

Деятели литературы, их основные произведения

 

 

Вывод

 

 

Вывод о сходстве и различии развития белорусской литературы.

2) Сравнительная таблица «Органы власти Речи Посполитой»

Признаки сравнения

Король

Сейм

Поветовый сеймик

Как формировался

 

 

 

Полномочия

 

 

 

Вывод

 

Кроме того, к текстовой информации можно добавлять работу с картиной и картосхемой.

Задание. Сравните битвы под Клецком и Оршей. Укажите общие и отличительные черты, используя иллюстрацию и картосхему как подсказку.

 

2. Работа с учебными картами (Слайды 30–34)

Особое внимание при обучении истории необходимо обратить на формирование у учащихся умений локализовать изучаемые исторические факты в пространстве, «читать» историческую карту, использовать ее как источник знаний, развивать с помощью карты пространственное воображение.

Работа с учебными картами в процессе обучения истории является обязательной. Сформированность картографических умений и навыков учащихся – одно из требований к результатам учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси». Учебные карты необходимо использовать на всех этапах обучения: при изучении нового учебного материала, закреплении и обобщении изученного материала, проверке знаний и умений.

Системное использование на уроках картографического материала позволит перейти от заучивания к пониманию материала, развитию мышления, памяти, а значит, к формированию функциональной грамотности.

Виды картографических заданий:

– задания на локализацию исторических фактов;
– задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников;
– проблемные задачи на картографическом материале;
– систематизация изученного материала;
– творческие задания.

Задание. Используя карту «Великое Княжество Литовское в XIII – XV вв.» ответьте на вопросы и задания.

1. Назовите:

а) территории, вошедшие в состав ВКЛ при Миндовге, при Витене и Гедимине, при Ольгерде, при Витовте;
б) города, которые в разные годы являлись столицами ВКЛ;
в) государства, граничившие с ВКЛ во время правления Витовта;
г) область, полученную крестоносцами в результате Салинского соглашения;
д) место решающей битву «Великой войны».

2. При каком князе территория ВКЛ достигла размеров «от моря до моря».

3. Определите преимущества, которые давал выход к морю.

Задание. Составьте рассказ о Грюнвальдской битве, используя картосхему.

Задание. Проанализируйте карту «Берестейская уния 1596 г. Униатство в Беларуси в конце XVI – XVII в.» и ответьте на вопросы.

1. Назовите центры униатских епархий и их глав.
2. В каком городе находилась резиденция униатского митрополита в конце XVI века?
3. Назовите основные города – центры сопротивления униатству.
4. Определите центры восстановленных православных епархий и даты их восстановления.
5. Перечислите униатские и православные монастыри в XVII в. Каких больше? Объясните почему.

К карте можно добавлять диаграммы, иллюстрации, для более глубокого анализа.

 

3. Приём скетчноутинг (Слайды 35–37)

Ещё один метод «записывания» информации – скетчноутинг. Скетчноутинг – это процесс создания скетчей, особая техника конспектирования, характерными элементами которой являются короткие тексты, сопровождаемые графическими иллюстрациями (визуальными изображениями), представленными в виде пиктограмм, символов, знаков.

Скетчноутинг разработан для развития навыков усвоения информации и направлен на оптимизацию работы мозга. Применять его можно на уроках для записи повествования учителя, при мозговых штурмах или, как в нашем случае, чтобы закрепить в памяти содержание экзаменационных билетов.

Учащиеся могут выразить свою креативность через создание графических элементов, что способствует развитию творческого мышления и воображения. Использование визуальных элементов помогает учащимся лучше запомнить информацию, так как ассоциации с изображениями облегчают процесс запоминания. Скетчноутинг стимулирует активное участие учащихся в уроке, так как они должны активно работать над созданием рисунков и схем, а не просто слушать учителя. Скетчноутинг может быть использован для групповой работы, обсуждения и обмена мнениями между учащимися.

Техника скетчноутинга не позволяет делать подробные конспекты, однако скетчи всегда просты и основаны на доступной системе перекрестных ссылок в итоге листая виртуальные конспекты, человек способным вспомнить то, о чем говорилось на презентации, уроки было написано в учебнике, быстрее, чем если бы пришлось перечитывать традиционные буквенные заметки. То есть визуальный конспект позволяет структурировать информацию прощать её запоминание.

Кроме того, видами работы по формированию читательской грамотности средствами учебного предмета, «История Беларуси» могут быть следующие:

1. Анализ учебных, документальных, публицистических, художественных текстов (или их фрагментов) как исторических источников с элементами критической проверки (уточнения) информации;

2. Сравнение информации из различных исторических источников, представляющих различные версии исторических событий;

3. Постановка вопросов к различным видам исторических текстов
и поиск ответов на них;

4. Словесная характеристика исторических источников с использованием принятой научной терминологии;

5. Построение ассоциативных рядов исторических понятий (исторических образов);

6. Высказывание предположений об отношении автора исторического текста к описываемому им историческому событию или исторической личности и иные виды работы с историческими источниками.

 

Формирование умений, необходимых для работы с текстом во время итоговой аттестации, невозможно осуществить в короткий срок, это требует большого количества учебного времени, системной организации познавательной деятельности в процессе изучения истории Беларуси. Важно, чтобы каждый учащийся, готовясь к итоговой аттестации, не только знал памятки и алгоритмы работы с различными видами текста, но и мог бы сконцентрировать свое внимание непосредственно на выполняемой работе, справиться с волнением и осознанно, самостоятельно спланировать учебную деятельность непосредственно на экзамене.

Огромная роль в формировании функциональной грамотности учащихся принадлежит используемой учителем системы обучения. Применение описанных педагогических приемов и методов будет эффективным, если применять их постепенно, последовательно, систематически.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий