В материале представлены игры с кварцевым песком на развитие координации движения руки и тонкой моторики, предназначенные для занятий с воспитанниками специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ирина ГАЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский ясли-сад № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
Игры с кварцевым песком отлично развивают мелкую моторику рук. Во время игр с кварцевым песком воспитанники специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи расслабляются, снимается их эмоциональное напряжение. Дети рисуют песком и на песке, не боясь совершить ошибку.
Световой планшет – отличное решение для игр с кварцевым песком.
Используя световой планшет для рисования кварцевым песком в коррекционной работе по развитию мелкой моторики рук, необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанников, темпы их развития и настроение, соблюдать временный перерыв, чтобы не вызвать переутомления у детей.
Игра «Собери предметы»
Цель: овладение «захватом щипцами», улучшение тонкомоторного контроля.
Материал: световой планшет, кварцевый песок, маленькое пластмассовое блюдо, семь маленьких предметов (пуговица, кубики, бусины, шурупы, карандаши, теннисный мячик, ключ)
Задание: поднять с поверхности кварцевого песка семь различных по размеру предметов, образовав тремя пальцами «захват щипцами» и положить их на блюдо.
Игра «Строитель»
Цель: улучшение контроля за пальцами при хватании и оперировании руками.
Материал: ложка, кварцевый песок, световой планшет, надувная песочница для песка.
Задание: перенести ложкой весь кварцевый песок из светового планшета в надувную песочницу.
Сначала световой планшет и надувная песочница должны стоять совсем рядом, но по мере овладения процессом расстояние нужно увеличить.
Игра «Слушай внимательно и рисуй старательно»
Цель: развитие контролируемого движения рук и пальцев.
Материал: световой планшет, кварцевый песок.
Задание: рисовать пальцами геометрические фигуры по словесной инструкции учителя-дефектолога, линии в заданном направлении.
Игра «Собери пирамидку»
Цель: улучшение координации глаз, рук и тонкомоторного управления.
Материал: световой планшет, кварцевый песок, пластмассовая (либо деревянная) пирамидка.
Задание: ощупывая пальцами песок, извлечь из песка кольца и собрать пирамидку.
Игра «Щипцы»
Цель: улучшение координации глаз, рук, тонкомоторный контроль и целенаправленные движения.
Материал: световой планшет, кварцевый песок, маленькие, хорошо работающие щипцы для сахара, подставка для яиц, игрушки из киндер-сюрприза.
Задание: взять щипцами для сахара пять игрушек из киндер-сюрприза, которые лежат на поверхности кварцевого песка, и положить их в ячейки подставки для яиц.
Игра «Обведи картинку»
Цель: улучшение координации глаз, рук и способности рисовать.
Материал: световой планшет, кварцевый песок, шаблоны-картинки из плотного картона (геометрические фигуры, силуэты животных).
Задание: нарисовать простые геометрические фигуры сначала с помощью шаблона, потом без вспомогательных средств. Обвести силуэты животных.
Игра «Волшебник»
Цель: улучшение координации глаз, рук; развитие воображения.
Материал: световой планшет, кварцевый песок.
Задание: «превратить» геометрические фигуры, нарисованные учителем-дефектологом на песке, в картинки.
Игра «Художник»
Цель: развитие контролируемого движения рук и пальцев, развитие зрительного восприятия.
Вариант 1
Материал: световой планшет, кварцевый песок, карандаш.
Задание: рассмотреть рисунок, созданный учителем-дефектологом, ведя указательным пальцем ведущей руки по контурным линиям рисунка. Заметить, что в нем отсутствует, и дорисовать недостающую деталь карандашом либо указательным пальцем ведущей руки.
Вариант 2
Материал: световой планшет, кварцевый песок, на котором нанесены точки (углубления) для соединения.
Задание: рисовать формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб) соединением точек.
Игра «Рисуем цифры»
Цель: улучшение графомоторного контроля; формирование художественного образа цифры.
Материал: световой планшет, кварцевый песок
Задание: учитель-дефектолог рисует пальцем цифру на песке, ребенок угадывает ее. Затем учитель-дефектолог и ребенок меняются местами.
Игра «Узнай цифру на ощупь»
Цель: развитие контролируемого движения рук и пальцев.
Материал: световой планшет, кварцевый песок, пластмассовые цифры.
Задание: медленно ощупать пальцами цифры, находящиеся в песке и назвать их.
Необходимо отметить, что использование игр с кварцевым песком в коррекционной работе с воспитанниками специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи одновременно решает две задачи: во-первых, готовит руку ребенка к письму, во-вторых, косвенно влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка.