Игры с кварцевым песком в коррекционной работе с воспитанниками специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

- 17:55КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

В материале представлены игры с кварцевым песком на развитие координации движения руки и тонкой моторики, предназначенные для занятий с воспитанниками специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Ирина ГАЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский ясли-сад № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

Игры с кварцевым песком отлично развивают мелкую моторику рук. Во время игр с кварцевым песком воспитанники специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи расслабляются, снимается их эмоциональное напряжение. Дети рисуют песком и на песке, не боясь совершить ошибку.

Световой планшет – отличное решение для игр с кварцевым песком.

Используя световой планшет для рисования кварцевым песком в коррекционной работе по развитию мелкой моторики рук, необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанников, темпы их развития и настроение, соблюдать временный перерыв, чтобы не вызвать переутомления у детей.

 

Игра «Собери предметы»

Цель: овладение «захватом щипцами», улучшение тонкомоторного контроля.

Материал: световой планшет, кварцевый песок, маленькое пластмассовое блюдо, семь маленьких предметов (пуговица, кубики, бусины, шурупы, карандаши, теннисный мячик, ключ)

Задание: поднять с поверхности кварцевого песка семь различных по размеру предметов, образовав тремя пальцами «захват щипцами» и положить их на блюдо.

 

Игра «Строитель»

Цель: улучшение контроля за пальцами при хватании и оперировании руками.

Материал: ложка, кварцевый песок, световой планшет, надувная песочница для песка.

Задание: перенести ложкой весь кварцевый песок из светового планшета в надувную песочницу.

Сначала световой планшет и надувная песочница должны стоять совсем рядом, но по мере овладения процессом расстояние нужно увеличить.

 

Игра «Слушай внимательно и рисуй старательно»

Цель: развитие контролируемого движения рук и пальцев.

Материал: световой планшет, кварцевый песок.

Задание: рисовать пальцами геометрические фигуры по словесной инструкции учителя-дефектолога, линии в заданном направлении.

 

Игра «Собери пирамидку»

Цель: улучшение координации глаз, рук и тонкомоторного управления.

Материал: световой планшет, кварцевый песок, пластмассовая (либо деревянная) пирамидка.

Задание: ощупывая пальцами песок, извлечь из песка кольца и собрать пирамидку.

 

Игра «Щипцы»

Цель: улучшение координации глаз, рук, тонкомоторный контроль и целенаправленные движения.

Материал: световой планшет, кварцевый песок, маленькие, хорошо работающие щипцы для сахара, подставка для яиц, игрушки из киндер-сюрприза.

Задание: взять щипцами для сахара пять игрушек из киндер-сюрприза, которые лежат на поверхности кварцевого песка, и положить их в ячейки подставки для яиц.

 

Игра «Обведи картинку»

Цель: улучшение координации глаз, рук и способности рисовать.

Материал: световой планшет, кварцевый песок, шаблоны-картинки из плотного картона (геометрические фигуры, силуэты животных).

Задание: нарисовать простые геометрические фигуры сначала с помощью шаблона, потом без вспомогательных средств. Обвести силуэты животных.

 

Игра «Волшебник»

Цель: улучшение координации глаз, рук; развитие воображения.

Материал: световой планшет, кварцевый песок.

Задание: «превратить» геометрические фигуры, нарисованные учителем-дефектологом на песке, в картинки.

 

Игра «Художник»

Цель: развитие контролируемого движения рук и пальцев, развитие зрительного восприятия.

Вариант 1

Материал: световой планшет, кварцевый песок, карандаш.

Задание: рассмотреть рисунок, созданный учителем-дефектологом, ведя указательным пальцем ведущей руки по контурным линиям рисунка. Заметить, что в нем отсутствует, и дорисовать недостающую деталь карандашом либо указательным пальцем ведущей руки.

Вариант 2

Материал: световой планшет, кварцевый песок, на котором нанесены точки (углубления) для соединения.

Задание: рисовать формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб) соединением точек.

 

Игра «Рисуем цифры»

Цель: улучшение графомоторного контроля; формирование художественного образа цифры.

Материал: световой планшет, кварцевый песок

Задание: учитель-дефектолог рисует пальцем цифру на песке, ребенок угадывает ее. Затем учитель-дефектолог и ребенок меняются местами.

 

Игра «Узнай цифру на ощупь»

Цель: развитие контролируемого движения рук и пальцев.

Материал: световой планшет, кварцевый песок, пластмассовые цифры.

Задание: медленно ощупать пальцами цифры, находящиеся в песке и назвать их.

 

Необходимо отметить, что использование игр с кварцевым песком в коррекционной работе с воспитанниками специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи одновременно решает две задачи: во-первых, готовит руку ребенка к письму, во-вторых, косвенно влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий