Сказ про то, как мы блины печь учились. Физкультурный досуг в форме квест-игры

- 9:10ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Приобщение детей к культурному наследию через знакомство с народными традициями и праздниками.

 

Анна ЕРЕМЕНКО,
руководитель  физического воспитания,
ГУО «Детский сад № 24 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

Цель:  приобщение детей к культурному наследию через знакомство с народными традициями и праздниками.

Задачи:

– формировать знания детей о календарно-обрядовом празднике, развивать интерес к народным играм и забавам;
– развивать силу, выносливость, ловкость, закреплять навыки выполнения основных движений в эстафетных и подвижных играх, в преодолении полосы препятствий;
– развивать речь детей, внимание, наблюдательность, мышление;
– способствовать эмоциональному сплочению воспитанников, развивать социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Оборудование и демонстрационный материал: карта квеста, демонстрационный материал «Как к нам пришёл хлеб», «Молочные продукты», муляжи муки, молока и яиц, корзинка, рисунок или макет мельницы, цветные стрелки, «кочки», обручи, барьеры для перешагивания, воротца для подлезания, гимнастический коврик, 2 лопаты, блины по числу детей, стол, 2 тарелки, игровая карусель с лентами, костюм Масленицы, Скомороха, Молочника и Курочки.

 

Ход мероприятия

Педагог.

Как на масляной неделе
Все блиночков захотели.
Скомороха мы позвали,
Где найти блины узнали.

В группу вбегает Скоморох

Скоморох.  

Собирайся, народ!
Весна красная идёт!

Надо Зиму провожать,
Весну красную встречать!
Собирайтесь, торопитесь!
Вместе с нами веселитесь!
К нам Масленица идёт!
Угощения несёт!
Чтоб на масленицу прийти
Путь-дорогу нужно найти.
Но прежде чем в дорогу отправляться,
Нужно нам немного размяться.
Становитесь в хоровод,
Вас игра, друзья, зовёт!
Будем с вами мы играть,
Весну красную зазывать.

Игра для координации речи с движением «Весна»

Дети двигаются по кругу, взявшись за руки, поднимают руки вверх и сходятся в круг; опускают руки, расходясь из круга.

Весна, Весна красная,
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С цветами обильными.

Скоморох.

А теперь отгадайте загадку:
Жёлтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем. И с медком,
Со сгущённым молочком! (Блин)

Скоморох. Молодцы! Блины яркие, румяные, ароматные! Масленица всегда была шумной, весёлой, с песнями и играми. Но самое главное на празднике – это блины. Блин – символ солнца, он такой же круглый и горячий. Предлагаю и вам отправиться в путь и найти продукты, необходимые для приготовления блинов. Как вы думаете, какие продукты нам предстоит отыскать? (Предположительные ответы детей: мука, яйца, молоко).

Чтобы нам в пути не сбиться и все продукты отыскать, мы воспользуемся помощью карты. На ней указан путь, который нам нужно пройти. Давайте рассмотрим карту, и определим маршрут.

Дети рассматривают карту, определяют порядок следования.

Скоморох.

Во все стороны смотрите,
Зелёную стрелку вы поищите!
Зелёный цвет! Ура! Нашли!
Ох, поедим сейчас блины!

Дети ищут в группе зелёную стрелку и по направлению, которое она указывает, выходят из группы. В раздевалке они находят «мельницу».

Скоморох.

Шли по зелёным стрелкам мы,
И вдруг к мельнице пришли.
Вы, ребята, не зевайте,
А загадку отгадайте:
Из неё пекут ватрушки, и оладьи, и блины.
Если делаете тесто, положить её должны. (Мука)

Скоморох.

Правильно! Хоть к блинку, хоть к пирогу,
Припаси-ка ты муку!

Но, чтобы муку нам получить, мы должны рассказать, как мука к нам на стол приходит.

По картинкам-подсказкам дети рассказывают о том, как получается мука. В конце все находят пакет с мукой.

Скоморох.

Мельница нам открыла секрет:
«Чтоб блинов наесться вдоволь,
Поищи ты жёлтый цвет!»
Жёлтый цвет! Ура! Нашли!
И к тёте Курочке пришли!

По жёлтым стрелкам дети выходят в коридор и проходят полосу препятствий, выполняя ходьбу змейкой, перешагивание барьеров, прыжки из обруча в обруч, подлезание в воротца.

Курочка. Здравствуйте, ребята! Знаю, зачем вы ко мне пришли. Есть у меня то, без чего не испечь блинов. Но найдёте вы их, только если отгадаете загадку:

Зимой заклеено оно,  
А летом открывается.
Оно кончается на «О»
И так же начинается. (Окно)  

Дети находят «яйца» и, выстроившись друг за другом, по цепочке передают их в корзину.     

Скоморох.

Весело мы поиграли,
На блины яиц собрали!
Теперь наберём мы молока,
Для блиночка, для блинка.
К молочнику отправимся
И с ним мы пообщаемся.

Молочник. Здравствуйте, друзья! Что привело вас всех сюда?

Скоморох: Нужно нам молоко для блинов. Можем ли мы попросить у тебя молока?

Молочник. Конечно! С удовольствием помогу вам, но сначала расскажите мне, что можно получить из молока. Какие молочные продукты вы знаете, и какая польза в них содержится.

Предполагаемые ответы детей: кефир, сметана, ряженка, йогурт, сыр, творог, масло. В молочных продуктах содержится много кальция, белка, витаминов и микроэлементов. Из питательных веществ, содержащихся в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

В конце молочник угощает детей молоком и желает доброго пути.

Скоморох.

Много мы всего узнали, о кефире и сметане!
И для вкусного блина раздобыли молока.
В гости к Масленице теперь пойдём,
И блины мы печь начнём.

Дети идут в музыкальный зал, где их встречает Масленица.

Масленица. Здравствуйте, гости дорогие! Много народных обычаев и праздников есть у нас в Беларуси, один из самых весёлых – Масленица. Народ отмечает праздник шутками, играми, плясками и сытным застольем.

Празднуют масленицу обычно семь дней, и каждый из них имеет своё название. А вы знаете, как эти дни называются? Первый – понедельник, и называется он «Встреча», потому что он Масленицу встречает. В этот день наряжают чучело Масленицы, возят его в санях, поют песни. За понедельником вторник идёт, и называется он «Заигрыш», потому что начинаются игры и потехи. Во вторник строили снежные крепости, катались с гор, играли в различные игры. Среда – «Лакомка». Четверг называли широким. В этот день больше всего веселились, устраивали ярмарки, пели частушки, плясали. Пятница и суббота – дни посиделок. В эти дни принято в гости ходить, в гостях много есть и шутить. А в воскресенье «Прощёный день». В этот день все друг у друга прощения просят.

Ну а для вас есть много игр в зале у нас.

Пальчиковая игра «Замесим тесто»

В день весенний, (Ладони к груди)
В день чудесный, (Поднять руки вверх, развести в стороны)

Для блинов замесим тесто. («вертушка» перед грудью)
Я три горсточки муки (Движения – имитация пальцами рук)
Сыплю в миску из руки.
Молока налью немножко, (Наклон вперёд, руки вперёд)      
Размешаю тесто ложкой. (Круговые движения правой рукой)
На сковородку блин я положу, (Повороты ладоней вверх и вниз)

И в печке я его испеку (Наклон вперёд, руки вперёд)      

Эстафета «Перенеси блин»

У первых игроков в руках деревянные лопатки с «блином» на них. Задача участников пробежать змейкой до стола и переложить «блин» с лопатки на тарелку, стоящую на столе.

Подвижная игра «Блин и оладушки»

При помощи длинного шнура обозначается большой круг – «блин». Вокруг него раскладывают маленькие обручи по числу игроков. По сигналу дети начинают спокойный бег по кругу. По команде «Блин!» все бегут в большой круг, обозначенный шнуром. По команде «Оладушки!» каждый занимает место в обруче.

Подвижная игра «Масленичные горелки»

Дети образуют «ручеёк» – становятся парами в колонну, берутся за руки и поднимают их вверх. Пара, стоящая в самом конце, бежит вперёд в «коридорчике» под сцепленными ручками. Когда таким образом пробегут все пары, дети хором поют песню «Гори, гори ясно!»

Гори, гори ясно!
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
– Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!

После этого пара, стоящая впереди, разбегается в стороны и подбегает к водящему, который стоит на расстоянии 3–4 метров впереди (сначала роль водящего выполняет взрослый). Каждый бегущий старается взять из рук водящего платок. Тот, кому это удалось, становится новым водящим. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары игроков.

Подвижная игра «Карусель»

Масленица стоит в центре с каруселью в руках. Дети, держась за ленту, стоят по кругу друг за другом. Начинается постепенное движение по кругу, то ускоряя, то замедляя темп движения в соответствии со словами:

Еле, еле, еле, еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два –  
Вот и кончилась игра!

Масленица.

Жаль мне с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Я желаю вам добра,
Но не злата-серебра,
А цветущих садов
И в саду соловьёв.
Всем здоровья и тепла,
Счастья, радости, добра!

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий