Гигиена зрения и его нарушения. Урок биологии в 9-м классе

- 9:36II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Сценарии, Методичка

В соответствии с концепцией учебного предмета «Биология» на уроке планируется использовать коммуникативно-когнитивный личностно-ориентированный подход. Все задания имеют коммуникативную направленность. Учитывалось, что у учащихся есть собственный опыт по предлагаемой ситуации общения, на который можно опираться в процессе урока.

Лариса ИСАЕВА,
учитель биологии первой квалификационной категории
ГУО «Средняя школа № 5 г. Новогрудка»,
Гродненская область

 

 

 

В соответствии с концепцией учебного предмета «Биология» на уроке планируется использовать коммуникативно-когнитивный личностно-ориентированный подход. Все задания имеют коммуникативную направленность. Учитывалось, что у учащихся есть собственный опыт по предлагаемой ситуации общения, на который можно опираться в процессе урока. В целях создания реальной ситуации общения использовался аутентичный материал (презентация). Использование мультиборда как средства, способствующего формированию коммуникативной компетенции, нацелено на повышение мотивации учащихся к изучению биологии, а также на создание оптимальных условий для развития у них навыка самоконтроля. Для организации обратной связи планируется осуществление различных видов контроля на всех этапах урока, что поможет учащимся самостоятельно оценить уровень усвоения материала, и послужит учителю основой для определения объёма и содержания домашнего задания.

 

Тема урока: «Гигиена зрения и его нарушения».

Тип урока: комбинированный.

Цель (прогнозируемый результат): предполагается, что к окончанию урока учащиеся систематизируют знания по гигиене зрения; смогут аргументировать важность соблюдения правил личной гигиены зрения; смогут оказать первую медицинскую помощь при травме глаз.

Задачи

Образовательные:

– обеспечить усвоение и развитие знаний о практической значимости гигиенических знаний для сохранения остроты зрения;
– обобщить и систематизировать полученные ранее знания о причинах нарушения остроты зрения, методах его коррекции и о способах сохранения зрения;
– расширить знания о причинах нарушения зрения, о способах защиты глаз от травм, о первой помощи при травме глаз.

Развивающие:

– применять полученные ранее знания о способах сохранения зрения;
– устанавливать причинно-следственные связи между воздействием вредных факторов и возникающими нарушениями зрения;
– обобщать при поиске ответа на проблемный вопрос;
– делать выводы при подведении итогов урока.

Воспитательные:

– содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о сохранении своего здоровья;
– способствовать воспитанию гигиенических навыков по сохранению зрения.

Задачи для учащихся:

– уметь систематизировать знания о строении глаза, излагать и обосновывать суждения о значении гигиены зрения;
– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– учиться высказывать свою точку зрения;
– уметь оценивать результат достижения цели;
– учиться применять полученные знания на практике.

Методы:  

– коммуникативный (общение, беседа, письменное выполнение заданий);
– ценностно-смысловой (путем постоянного обращения к окружающей действительности);
– познавательный (получение конкретных знаний путем самостоятельного поиска).

Оснащение урока: Биология: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / О.Л.Борисов [и др.]. – Минск : Народная асвета, 2019. – 215 с., тренажер для глаз; муляж человеческого глаза; тесты проверочной работы.

Презентация «Гигиена зрения и его нарушения»

https://docs.google.com/presentation/d/1vqzZGQFpAstHDfKsrUivSeYU1dzS61SQ/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

Ход урока

1 Организационное начало урока

 

2 Проверка домашнего задания

Учащимся предлагается тестовая работа по теме: «Строение органа зрения» (Приложение 1). Учащиеся проверяют правильность выполнения по ключу.

 

3 Сообщение темы, цели и задач урока

– Обратите внимание на слайд, здесь записана известная пословица: «Береги зрение как зеницу ока» (Слайд 2).

– Исходя из этих слов, подумайте, какая тема урока, по вашему мнению, будет сегодня? Итак, тема сегодняшнего урока: «Гигиена зрения и его нарушения» (Слайд 3).

– Посмотрите на картинки на слайде. Глядя на них, подумайте, какие вопросы сегодня будем изучать, какие цели урока перед собой поставим?

– Основными целями и задачами урока являются:

1. Изучить понятия: близорукость, дальнозоркость, дальтонизм, астигматизм, катаракта.

2. Обобщить и систематизировать знания о гигиене зрения.

3. Научиться оказывать первую медицинскую помощь при повреждении глаза.

– Предлагаю вам в конце урока ответить на вопрос: «Зачем нам такие плоды цивилизации, как книги, телевизор, компьютер, если они портят глаза, смотрящие в них?» (Слайд 4).

 

4 Изучение нового материала

 Анализ данных медицинских осмотров учащихся нашей школы за прошлый учебный год позволяет сделать вывод о росте количества учеников с различными нарушениями зрения. Зрение ухудшилось на 15 % от общего количество учащихся. Можно предположить, что основной причиной является несоблюдение правил гигиены зрения. Если учесть, что нагрузка на глаза у современного школьника существенно увеличилась, то можно смело утверждать, что незнание и несоблюдение правил гигиены зрения неизбежно приведет к серьезной проблеме по сохранению зрения у населения.  

– Как вы думаете, каковы причины ухудшения зрения и появления заболевания глаз у человека? (Ответы учащихся).

– Проведем эксперимент.

1. Закройте глаза.

2. С закрытыми глазами поднимите вверх дневник. Положите назад.

3. Возьмите ластик. Протяните руку с ластиком вперед. Положите.

4. Возьмите пенал и положите его на дневник.

– Трудно ли вам сделать эти действия без глаз? Почему?

– С помощью эксперимента мы еще раз убедились, что беречь зрение нужно как зеницу ока (Слайд 5). Это выражение и станет девизом нашего урока. Давайте более подробно познакомимся с болезнями глаз.

В тетрадь учащиеся записывают тему урока и заполняют таблицу «Болезни глаз» из представленной информации в учебнике и сообщений, подготовленных дома. Учащиеся обмениваются результатами и проверяют внесенные данные, Слайд 13.

Что изменяется

Болезни Что изменяется Как проявляется
1. Дальнозоркость    
2. Близорукость    
3. Астигматизм    
4. Дальтонизм    
5. Катаракта    

 

Проведение физкультминутки (Слайд 9).

– Обратите внимание на слайды 14, 15. Так видят мир люди, которые страдают данными болезнями.

– Подпункт «Повреждение глаза» мы рассмотрим отдельно. Назовите мне, какие бывают повреждения глаз, и какая первая медицинская помощь оказывается.

Примерные ответы: сильный удар; попадание в глаз щелочи или кислоты; попадание в глаз крупного инородного тела; попадание соринки, ресниц.

Учитель показывает на макете глаза оказание первой медицинской помощи при попадании соринки в глаз.

– А сейчас переходим к следующему вопросу. Давайте разработаем полезные и вредные советы для сохранения зрения и составим из них кластер на доске (Приложение 2). (Двое учащихся распределяют советы по группам).

– Теперь на основе полезных и вредных советов предложите мероприятия по сохранению зрения.

Примерные советы

1. Употреблять пищу, содержащую витамин А, который входит в состав зрительного белка, палочек (Слайд 16).

2. Не употреблять алкогольные напитки и не курить сигареты, разрушающие витамин А.

3. Соблюдать правила пользования компьютером, телефоном, телевизором.

4. Своевременно проходить медосмотры.

– Какие мероприятия у нас в школе и  в Республике Беларусь проводятся, чтобы поддержать инвалидов по зрению?

Примерные ответы учащихся

1. Рельефные дорожки, крайние ступени лестницы при входе в школу покрашены в оранжевый цвет.

2. Дорожные сигналы на светофорах.

3. Поручни (Слайд 17).

 

5 Закрепление изученного материала

– Предлагаю вам вернуться к началу урока.

– Какие вопросы мы с вами изучили?

– Какие рекомендации бабушкам и друзьям мы можем дать по сохранению зрения?

– Что я могу сделать, чтобы сохранить свое зрение?

– Какой день отмечается 3 декабря? (Слайд 18)

– Я раздаю вам памятки «Правила гигиены зрения» и тренажер для глаз, поделитесь ими с родными и друзьями (Приложения 3, 4, Слайд 19).

– Вернемся к девизу нашего урока: «Береги зрение как зеницу ока». (Учащиеся рассуждают по проблемному вопросу: «Зачем нам такие плоды цивилизации, как книги, телевизор, компьютер, если они портят глаза, смотрящие в них?» Как сберечь свое зрение и суметь не отказаться от плодов цивилизации?)

 

6 Контрольно-оценочный этап. Рефлексия

Учитель оценивает учащихся и предлагает завершить предложения:

– Я знаю…
– Я могу…
– Я буду уметь… (Слайд 20).

 

7 Домашнее задание

§ 13, вопросы.

 

Приложение 1

Тест «Строение органа зрения»

Вариант 1

Вариант 2

1. Закончить предложения.
       1) Зрительный анализатор состоит из …

       2) Глазное яблоко состоит из внутреннего ядра и … оболочек
       3) Во вспомогательный аппарат глаза входят
       4) Наружная оболочка называется
       5) Сосудистая оболочка обеспечивает глаз…

1. Закончить предложения.
       1) Двояковыпуклая линза называется…

       2) В сетчатке глаза находятся…
       3) Палочки воспринимают …
       4) Радужка содержит пигмент, который придает…
       5) Место в сетчатке, где располагается много колбочек– это…

2. Сколько палочек в сетчатке глаза?
       1) 125

       2) 215
       3) 315
       4) 415

2. Сколько колбочек в сетчатке глаза?
       1) 5 млн.

       2) 6 млн
       3) 3 млн.
       4) 1 млн.

3.  Аккомодация – …..

3. Слепое пятно – ….

Ключ

Вариант 1

1.

1) Глаза, зрительные нервы, кора больших полушарий 
2) Трех
3) Веки, брови, ресницы
4) Склера
5) Питанием и кровью.

2. 125.

3. Аккомодация – изменение кривизны хрусталика и его преломление.

 

Вариант 2

1.

1) Хрусталик
2) Светочувствительные клетки
3) Белый и черный цвет
4) Цвет глаз
5) Желтое пятно.

2. 6 млн.

3. Слепое пятно – место выхода зрительного нерва.

 

 

Приложение 2

 Кластер «Полезные и вредные советы для сохранения зрения»

                             

 

Приложение 3

Гимнастика для глаз

 

Приложение 4

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий