В соответствии с концепцией учебного предмета «Биология» на уроке планируется использовать коммуникативно-когнитивный личностно-ориентированный подход. Все задания имеют коммуникативную направленность. Учитывалось, что у учащихся есть собственный опыт по предлагаемой ситуации общения, на который можно опираться в процессе урока.
Лариса ИСАЕВА,
учитель биологии первой квалификационной категории
ГУО «Средняя школа № 5 г. Новогрудка»,
Гродненская область
В соответствии с концепцией учебного предмета «Биология» на уроке планируется использовать коммуникативно-когнитивный личностно-ориентированный подход. Все задания имеют коммуникативную направленность. Учитывалось, что у учащихся есть собственный опыт по предлагаемой ситуации общения, на который можно опираться в процессе урока. В целях создания реальной ситуации общения использовался аутентичный материал (презентация). Использование мультиборда как средства, способствующего формированию коммуникативной компетенции, нацелено на повышение мотивации учащихся к изучению биологии, а также на создание оптимальных условий для развития у них навыка самоконтроля. Для организации обратной связи планируется осуществление различных видов контроля на всех этапах урока, что поможет учащимся самостоятельно оценить уровень усвоения материала, и послужит учителю основой для определения объёма и содержания домашнего задания.
Тема урока: «Гигиена зрения и его нарушения».
Тип урока: комбинированный.
Цель (прогнозируемый результат): предполагается, что к окончанию урока учащиеся систематизируют знания по гигиене зрения; смогут аргументировать важность соблюдения правил личной гигиены зрения; смогут оказать первую медицинскую помощь при травме глаз.
Задачи
Образовательные:
– обеспечить усвоение и развитие знаний о практической значимости гигиенических знаний для сохранения остроты зрения;
– обобщить и систематизировать полученные ранее знания о причинах нарушения остроты зрения, методах его коррекции и о способах сохранения зрения;
– расширить знания о причинах нарушения зрения, о способах защиты глаз от травм, о первой помощи при травме глаз.
Развивающие:
– применять полученные ранее знания о способах сохранения зрения;
– устанавливать причинно-следственные связи между воздействием вредных факторов и возникающими нарушениями зрения;
– обобщать при поиске ответа на проблемный вопрос;
– делать выводы при подведении итогов урока.
Воспитательные:
– содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о сохранении своего здоровья;
– способствовать воспитанию гигиенических навыков по сохранению зрения.
Задачи для учащихся:
– уметь систематизировать знания о строении глаза, излагать и обосновывать суждения о значении гигиены зрения;
– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– учиться высказывать свою точку зрения;
– уметь оценивать результат достижения цели;
– учиться применять полученные знания на практике.
Методы:
– коммуникативный (общение, беседа, письменное выполнение заданий);
– ценностно-смысловой (путем постоянного обращения к окружающей действительности);
– познавательный (получение конкретных знаний путем самостоятельного поиска).
Оснащение урока: Биология: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / О.Л.Борисов [и др.]. – Минск : Народная асвета, 2019. – 215 с., тренажер для глаз; муляж человеческого глаза; тесты проверочной работы.
Презентация «Гигиена зрения и его нарушения»
Ход урока
1 Организационное начало урока
2 Проверка домашнего задания
Учащимся предлагается тестовая работа по теме: «Строение органа зрения» (Приложение 1). Учащиеся проверяют правильность выполнения по ключу.
3 Сообщение темы, цели и задач урока
– Обратите внимание на слайд, здесь записана известная пословица: «Береги зрение как зеницу ока» (Слайд 2).
– Исходя из этих слов, подумайте, какая тема урока, по вашему мнению, будет сегодня? Итак, тема сегодняшнего урока: «Гигиена зрения и его нарушения» (Слайд 3).
– Посмотрите на картинки на слайде. Глядя на них, подумайте, какие вопросы сегодня будем изучать, какие цели урока перед собой поставим?
– Основными целями и задачами урока являются:
1. Изучить понятия: близорукость, дальнозоркость, дальтонизм, астигматизм, катаракта.
2. Обобщить и систематизировать знания о гигиене зрения.
3. Научиться оказывать первую медицинскую помощь при повреждении глаза.
– Предлагаю вам в конце урока ответить на вопрос: «Зачем нам такие плоды цивилизации, как книги, телевизор, компьютер, если они портят глаза, смотрящие в них?» (Слайд 4).
4 Изучение нового материала
– Анализ данных медицинских осмотров учащихся нашей школы за прошлый учебный год позволяет сделать вывод о росте количества учеников с различными нарушениями зрения. Зрение ухудшилось на 15 % от общего количество учащихся. Можно предположить, что основной причиной является несоблюдение правил гигиены зрения. Если учесть, что нагрузка на глаза у современного школьника существенно увеличилась, то можно смело утверждать, что незнание и несоблюдение правил гигиены зрения неизбежно приведет к серьезной проблеме по сохранению зрения у населения.
– Как вы думаете, каковы причины ухудшения зрения и появления заболевания глаз у человека? (Ответы учащихся).
– Проведем эксперимент.
1. Закройте глаза.
2. С закрытыми глазами поднимите вверх дневник. Положите назад.
3. Возьмите ластик. Протяните руку с ластиком вперед. Положите.
4. Возьмите пенал и положите его на дневник.
– Трудно ли вам сделать эти действия без глаз? Почему?
– С помощью эксперимента мы еще раз убедились, что беречь зрение нужно как зеницу ока (Слайд 5). Это выражение и станет девизом нашего урока. Давайте более подробно познакомимся с болезнями глаз.
В тетрадь учащиеся записывают тему урока и заполняют таблицу «Болезни глаз» из представленной информации в учебнике и сообщений, подготовленных дома. Учащиеся обмениваются результатами и проверяют внесенные данные, Слайд 13.
Что изменяется
Болезни | Что изменяется | Как проявляется |
1. Дальнозоркость | ||
2. Близорукость | ||
3. Астигматизм | ||
4. Дальтонизм | ||
5. Катаракта |
Проведение физкультминутки (Слайд 9).
– Обратите внимание на слайды 14, 15. Так видят мир люди, которые страдают данными болезнями.
– Подпункт «Повреждение глаза» мы рассмотрим отдельно. Назовите мне, какие бывают повреждения глаз, и какая первая медицинская помощь оказывается.
Примерные ответы: сильный удар; попадание в глаз щелочи или кислоты; попадание в глаз крупного инородного тела; попадание соринки, ресниц.
Учитель показывает на макете глаза оказание первой медицинской помощи при попадании соринки в глаз.
– А сейчас переходим к следующему вопросу. Давайте разработаем полезные и вредные советы для сохранения зрения и составим из них кластер на доске (Приложение 2). (Двое учащихся распределяют советы по группам).
– Теперь на основе полезных и вредных советов предложите мероприятия по сохранению зрения.
Примерные советы
1. Употреблять пищу, содержащую витамин А, который входит в состав зрительного белка, палочек (Слайд 16).
2. Не употреблять алкогольные напитки и не курить сигареты, разрушающие витамин А.
3. Соблюдать правила пользования компьютером, телефоном, телевизором.
4. Своевременно проходить медосмотры.
– Какие мероприятия у нас в школе и в Республике Беларусь проводятся, чтобы поддержать инвалидов по зрению?
Примерные ответы учащихся
1. Рельефные дорожки, крайние ступени лестницы при входе в школу покрашены в оранжевый цвет.
2. Дорожные сигналы на светофорах.
3. Поручни (Слайд 17).
5 Закрепление изученного материала
– Предлагаю вам вернуться к началу урока.
– Какие вопросы мы с вами изучили?
– Какие рекомендации бабушкам и друзьям мы можем дать по сохранению зрения?
– Что я могу сделать, чтобы сохранить свое зрение?
– Какой день отмечается 3 декабря? (Слайд 18)
– Я раздаю вам памятки «Правила гигиены зрения» и тренажер для глаз, поделитесь ими с родными и друзьями (Приложения 3, 4, Слайд 19).
– Вернемся к девизу нашего урока: «Береги зрение как зеницу ока». (Учащиеся рассуждают по проблемному вопросу: «Зачем нам такие плоды цивилизации, как книги, телевизор, компьютер, если они портят глаза, смотрящие в них?» Как сберечь свое зрение и суметь не отказаться от плодов цивилизации?)
6 Контрольно-оценочный этап. Рефлексия
Учитель оценивает учащихся и предлагает завершить предложения:
– Я знаю…
– Я могу…
– Я буду уметь… (Слайд 20).
7 Домашнее задание
§ 13, вопросы.
Приложение 1
Тест «Строение органа зрения»
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. Закончить предложения. |
1. Закончить предложения. |
2. Сколько палочек в сетчатке глаза? |
2. Сколько колбочек в сетчатке глаза? |
3. Аккомодация – ….. |
3. Слепое пятно – …. |
Ключ
Вариант 1
1.
1) Глаза, зрительные нервы, кора больших полушарий
2) Трех
3) Веки, брови, ресницы
4) Склера
5) Питанием и кровью.
2. 125.
3. Аккомодация – изменение кривизны хрусталика и его преломление.
Вариант 2
1.
1) Хрусталик
2) Светочувствительные клетки
3) Белый и черный цвет
4) Цвет глаз
5) Желтое пятно.
2. 6 млн.
3. Слепое пятно – место выхода зрительного нерва.
Приложение 2
Кластер «Полезные и вредные советы для сохранения зрения»
Приложение 3
Гимнастика для глаз
Приложение 4