Тематическая самостоятельная работа по обществоведению по теме «Социальная сфера общества», 10-й класс

- 9:07II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Материалы к урокам, Методичка

Дидактический материал может быть использован на уроках по учебному предмету «Обществоведение» в 10-м классе для проведения тематической самостоятельной работы по теме «Социальная сфера общества». Содержание заданий соответствует учебной программе. Время выполнения работы – 25 минут.

Екатерина СЕМЁНОВА,
учитель истории
ГУО «Гимназия № 1 г. Орши имени Г.В.Семёнова»,
Витебская область

 

 

Цель: создание условий для систематизации, обобщения и проверки знаний учащихся о социальной сфере общества.

Задачи:

– содействовать формированию умений аргументировать собственную точку зрения по изучаемым вопросам;

– давать оценку изученным общественным явлениям и процессам; применять усвоенные знания и умения при решении учебно-познавательных и практических задач;

– способствовать развитию смысловой памяти, таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение; совершенствованию навыков самоконтроля.

 

Вариант 1

1. Определите верный ответ.

1) Большие социальные группы, различные по их месту и роли в системе производства и распределения благ, а также – по относительной доле потребляемых благ – это…

а) социальные страты;
б) социальные классы;
в) социальная структура общества.

2) Однонаправленные и повторяющиеся социальные действия, которые сохраняют или изменяют текущую ситуацию – это…

а) социальный процесс;
б) социальная мобильность;         
в) социальное движение.

 

2. Дайте определение понятию.

1) Социальный статус – …
2)  Молодежь – …

 

3. Соотнесите вид социальной мобильности и пример.

1

Горизонтальная индивидуальная мобильность

А

слесаря П.Иванова назначили мастером участка

2

Горизонтальная коллективная мобильность

Б

дворник И.Потапов согласился убирать еще один дополнительный участок

3

Вертикальная восходящая индивидуальная мобильность

В

предприниматель О.Кац закрыл автосалон и открыл магазин подержанных электротоваров

4

Вертикальная восходящая коллективная мобильность

Г

сокращение отдела копирования в компании «ИнТранс»

5

Вертикальная нисходящая индивидуальная мобильность

Д

на основе выпускников одного курса создана труппы нового молодежного театра

6

Вертикальная нисходящая коллективная мобильность

Е

семья Васильевых переехала из Могилева в Брест

 

4. Преобразуйте предложенные примеры действий в социальные действия, ориентируясь на суть понятия «социальное действие».

1. Плавание на спине
2. Игра на гитаре
3. Подъем на колесе обозрения
4. Чихание

 

5. Используя информацию, определите, о каком социальном явлении идет речь, охарактеризуйте его свойства. Составьте памятку о том, как вести себя, если столкнулся с данным социальным явлением.

«16 июня 1883 года в концертном зале Виктории-Холл в Сандерленде, Великобритания, проходило шоу для детей, где показывали фокусы. В конце шоу было объявлено, что детям с билетами, на которых имеются определенные номера, будут вручены подарки. Когда артисты начали раздавать со сцены подарки детям в партере, обеспокоенные тем, что они не получат презенты, другие зрители в количестве более 1000 человек бросились к лестнице, чтобы попасть на первый этаж. Однако лестница была слишком узкой, и образовалось бутылочное горлышко, в котором началась давка».

 

Вариант 2

1. Определите верный ответ.

1) Процесс взаимодействия между субъектами (индивидами, группами, организациями и т. п.) с целью передачи информации или обмена ею – это…

а) общение;   
б) массовая коммуникация;  
в)  социальная коммуникация.

2) Форма организации совместной жизнедеятельности людей посредством установленных правил, норм, санкций – это…

а)  социальный класс;    
б)  социальный институт;    
в) социальная структура общества. 

 

2. Дайте определение понятию.

1) Общество – …
2) Социальное движение – …

 

3. Соотнесите вид социальной мобильности и пример.

1

Горизонтальная индивидуальная мобильность

А

выпускница БГУ Т.Лисова приступила к работе в соответствии с распределением

2

Горизонтальная коллективная мобильность

Б

Генерал О.Шемякин разжалован в рядовые и осужден

3

Вертикальная восходящая индивидуальная мобильность

В

в связи с увольнением отца и матери с завода семья Волиных переехала в деревню к бабке

4

Вертикальная восходящая коллективная мобильность

Г

жильцы аварийного дома получили квартиры в новостройке

5

Вертикальная нисходящая индивидуальная мобильность

Д

Октябрьская революция привела к возвышению большевиков

6

Вертикальная нисходящая коллективная мобильность

Е

С.Васильев перешел с должности учителя химии в школе № 135 на должность учителя биологии в гимназии № 3

 

4. Преобразуйте предложенные примеры действий в социальные действия, ориентируясь на суть понятия «социальное действие».

1. Чтение новости в Telegram
2. Решение задачи по химии
3. Выполнение дыхательных упражнений
4. Прикосновение к кончику собственного носа

 

5. Используя информацию, определите, о каком социальном явлении идет речь, охарактеризуйте его виды. Составьте памятку о том, как вести себя, если столкнулся с данным социальным явлением.

«30 декабря 1903 года в чикагском театре «Ирокез» показывали популярный мюзикл, посмотреть который собрались около 2200 человек. Это при том, что в зале было всего 1602 сидячих места, а остальные либо сидели в проходах, либо стояли там же. В 3 часа дня произошло короткое замыкание одной из ламп, из-за чего загорелась занавеска. Огонь быстро охватил зал, началась паника. В панике люди ринулись к выходам, но из-за того, что зал был переполнен, многие проходы были заблокированы».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий