Дидактический материал может быть использован на уроках по учебному предмету «Обществоведение» в 10-м классе для проведения тематической самостоятельной работы по теме «Социальная сфера общества». Содержание заданий соответствует учебной программе. Время выполнения работы – 25 минут.
Екатерина СЕМЁНОВА,
учитель истории
ГУО «Гимназия № 1 г. Орши имени Г.В.Семёнова»,
Витебская область
Цель: создание условий для систематизации, обобщения и проверки знаний учащихся о социальной сфере общества.
Задачи:
– содействовать формированию умений аргументировать собственную точку зрения по изучаемым вопросам;
– давать оценку изученным общественным явлениям и процессам; применять усвоенные знания и умения при решении учебно-познавательных и практических задач;
– способствовать развитию смысловой памяти, таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение; совершенствованию навыков самоконтроля.
Вариант 1
1. Определите верный ответ.
1) Большие социальные группы, различные по их месту и роли в системе производства и распределения благ, а также – по относительной доле потребляемых благ – это…
а) социальные страты;
б) социальные классы;
в) социальная структура общества.
2) Однонаправленные и повторяющиеся социальные действия, которые сохраняют или изменяют текущую ситуацию – это…
а) социальный процесс;
б) социальная мобильность;
в) социальное движение.
2. Дайте определение понятию.
1) Социальный статус – …
2) Молодежь – …
3. Соотнесите вид социальной мобильности и пример.
1 |
Горизонтальная индивидуальная мобильность |
А |
слесаря П.Иванова назначили мастером участка |
2 |
Горизонтальная коллективная мобильность |
Б |
дворник И.Потапов согласился убирать еще один дополнительный участок |
3 |
Вертикальная восходящая индивидуальная мобильность |
В |
предприниматель О.Кац закрыл автосалон и открыл магазин подержанных электротоваров |
4 |
Вертикальная восходящая коллективная мобильность |
Г |
сокращение отдела копирования в компании «ИнТранс» |
5 |
Вертикальная нисходящая индивидуальная мобильность |
Д |
на основе выпускников одного курса создана труппы нового молодежного театра |
6 |
Вертикальная нисходящая коллективная мобильность |
Е |
семья Васильевых переехала из Могилева в Брест |
4. Преобразуйте предложенные примеры действий в социальные действия, ориентируясь на суть понятия «социальное действие».
1. Плавание на спине
2. Игра на гитаре
3. Подъем на колесе обозрения
4. Чихание
5. Используя информацию, определите, о каком социальном явлении идет речь, охарактеризуйте его свойства. Составьте памятку о том, как вести себя, если столкнулся с данным социальным явлением.
«16 июня 1883 года в концертном зале Виктории-Холл в Сандерленде, Великобритания, проходило шоу для детей, где показывали фокусы. В конце шоу было объявлено, что детям с билетами, на которых имеются определенные номера, будут вручены подарки. Когда артисты начали раздавать со сцены подарки детям в партере, обеспокоенные тем, что они не получат презенты, другие зрители в количестве более 1000 человек бросились к лестнице, чтобы попасть на первый этаж. Однако лестница была слишком узкой, и образовалось бутылочное горлышко, в котором началась давка».
Вариант 2
1. Определите верный ответ.
1) Процесс взаимодействия между субъектами (индивидами, группами, организациями и т. п.) с целью передачи информации или обмена ею – это…
а) общение;
б) массовая коммуникация;
в) социальная коммуникация.
2) Форма организации совместной жизнедеятельности людей посредством установленных правил, норм, санкций – это…
а) социальный класс;
б) социальный институт;
в) социальная структура общества.
2. Дайте определение понятию.
1) Общество – …
2) Социальное движение – …
3. Соотнесите вид социальной мобильности и пример.
1 |
Горизонтальная индивидуальная мобильность |
А |
выпускница БГУ Т.Лисова приступила к работе в соответствии с распределением |
2 |
Горизонтальная коллективная мобильность |
Б |
Генерал О.Шемякин разжалован в рядовые и осужден |
3 |
Вертикальная восходящая индивидуальная мобильность |
В |
в связи с увольнением отца и матери с завода семья Волиных переехала в деревню к бабке |
4 |
Вертикальная восходящая коллективная мобильность |
Г |
жильцы аварийного дома получили квартиры в новостройке |
5 |
Вертикальная нисходящая индивидуальная мобильность |
Д |
Октябрьская революция привела к возвышению большевиков |
6 |
Вертикальная нисходящая коллективная мобильность |
Е |
С.Васильев перешел с должности учителя химии в школе № 135 на должность учителя биологии в гимназии № 3 |
4. Преобразуйте предложенные примеры действий в социальные действия, ориентируясь на суть понятия «социальное действие».
1. Чтение новости в Telegram
2. Решение задачи по химии
3. Выполнение дыхательных упражнений
4. Прикосновение к кончику собственного носа
5. Используя информацию, определите, о каком социальном явлении идет речь, охарактеризуйте его виды. Составьте памятку о том, как вести себя, если столкнулся с данным социальным явлением.
«30 декабря 1903 года в чикагском театре «Ирокез» показывали популярный мюзикл, посмотреть который собрались около 2200 человек. Это при том, что в зале было всего 1602 сидячих места, а остальные либо сидели в проходах, либо стояли там же. В 3 часа дня произошло короткое замыкание одной из ламп, из-за чего загорелась занавеска. Огонь быстро охватил зал, началась паника. В панике люди ринулись к выходам, но из-за того, что зал был переполнен, многие проходы были заблокированы».