Безопасные каникулы. Игровой калейдоскоп в 5-м классе

- 11:39Классный час

Ожидается, что к концу занятия учащиеся составят памятку о правилах безопасного поведения в лесу, на воде.

 

Татьяна ИСТРАТЬКОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия г. Сморгони»,
Гродненская область

 

Тема: «Безопасные каникулы».

Цель: создание условий для планомерного и активного распространения знаний о правилах безопасности среди учащихся, соблюдения в жизни правил безопасности, сохранения жизни и здоровья детей; ожидается, что к концу занятия учащиеся составят памятку о правилах безопасного поведения в лесу, на воде.

Задачи:

– ознакомить с основными причинами возникновения несчастных случаев;
– закрепить знания о правилах безопасности;
– учить соблюдать правила безопасности;
– обучать действиям при возникновении несчастного случая;
– воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

Форма проведения: игровой калейдоскоп (мероприятие, построенное с быстрой сменой малых форм массовой работы (викторина, инфоминутка, блиц, и т.д.).

 

Ход мероприятия

1 Организационный момент. Тема, цель.

Совсем скоро наступит пора летних каникул, когда вы, ребята, большую часть времени проводите дома, на улице, в кругу сверстников. Как сделать летние каникулы, эту счастливую пору для каждого школьника по-настоящему безопасными? Сегодня наш классный час мы посвящаем вам, детям, и вопросам вашей безопасности. 

Исходя из темы, попробуйте определить задачи на сегодняшнее мероприятие.

Смогу:

повторить и усвоить основные правила безопасности во время летних каникул;
– создать памятку «Безопасные каникулы».

2 Создание благоприятной атмосферы, установление коммуникации

Актуализация знаний, отношения к ним, развитие положительной познавательной мотивации

Ребята, встаньте те, кто…

– приехал в школу на велосипеде;
– на автобусе;
– на машине;
– пришёл пешком;
– у кого рядом с домом есть водоём;
– кто любит пикники;
–  кто умеет плавать;
–  кто планирует отдых в деревне;

Прием «4 угла»

Какое время года наиболее любимо вами?

– зелёный – весна;
– красный – лето;
– жёлтый – осень;
– синий – зима.

Сегодня теме безопасности уделяется излишне много внимания. В этом нет необходимости.

– зелёный – согласен;
– красный – не согласен;
– жёлтый – частично согласен;
– синий – никогда не задумывался об этом.

Как вы оцениваете свой уровень знаний о безопасности?

– зелёный – высокий;
– красный – средний;
– жёлтый – низкий;
– синий – очень низкий.

Сколько ни говори про безопасность, всё равно случаются несчастья. Значит, говорить об этом бесполезно.

– зелёный – согласен;
– красный – не согласен;
– жёлтый – частично согласен;
– синий – никогда не задумывался об этом.

3 Работа над темой мероприятия

1) Определение проблемного поля. «Паутина»

Ученики встают в круг и передают друг другу клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями на тему «Какие опасности подстерегают детей летом?»

Вывод: много опасностей подстерегает детей летом!

2) Правила пребывания на солнце. Когда солнце не враг!

«Правда или миф?»

1 Кожа ребенка пропускает ультрафиолета в три раза больше, чем кожа взрослого? (Правда. Кожа детей в возрасте до двух лет практически не вырабатывает меланин – защитное вещество).
2 Принимать умеренные солнечные ванны – очень полезно. (Правда. Ведь солнце еще и источник витамина D3).
3 Купаясь в воде, мы не можем загореть. (Миф. Купаясь в воде, человек тоже подвергается УФ-облучению).
4 Свежий ветерок защищает от солнца. (Миф. Свежий ветерок не защищает от солнца, а еще больше высушивает кожу).
5 Гулять под прямыми солнечными лучами лучше с 11 до 17 часов. (Миф. В разгар солнечной активности, с 11 до 17 часов, лучше спрятаться в густой тени деревьев или в помещении).

Вывод: давайте сформулируем правила безопасного поведения на солнце. (Дети устно называют правила. Учитель обобщает и вывешивает на доску лучики-правила.)

3) Безопасность на воде. Купание – главный подарок лета! (Работа в группах)

Прочитаем рассказ «Теплым днем» (учитель читает). Обсудите в группе и запишите, какие правила нарушили дети.

Теплым днем

1-я группа       

Однажды, пока никого не было дома, Ваня, Миша и Лиза решили пойти купаться. Стояли солнечные дни, вода в реке была теплой. На пляже было много народа, и мальчики решили уйти подальше. Место незнакомое, но там им никто не будет мешать купаться. Они постелили на берегу покрывало и решили сначала позагорать на солнышке.

2-я группа

Ребята позагорали и решили с разбега прыгать воду. Мальчики долго купались, ни на минуту не вылезая из воды. Пытались, играя, топить друг друга. Потом начали соревноваться в прыжках в воду с обрывистого берега.

3-я группа

Затем Ваня предложил наперегонки доплыть до середины реки. Для подстраховки разрешалось взять с собой кусок пенопласта или пустую пластиковую бутылку.
Славно ребята отдохнули в этот день!

Представление работы групп. Учитель обобщает и вывешивает правила-лодочки на доску.

Правила поведения на воде

1 Нельзя купаться без взрослых – только в присутствии взрослых.
2 Нельзя купаться в необорудованных для этого местах, купаться следует в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах.

3 Нельзя перед купанием перегреваться на солнце.
4 Нельзя долго находиться в воде. В воде следует находиться не более 10–15 минут. При переохлаждении тела могут возникнуть судороги.
5 Нельзя баловаться в воде, потому что можно захлебнуться водой и утонуть.
6 Нельзя нырять в незнакомых местах.
7 Нельзя заплывать далеко.
8 Нельзя использовать самодельные плавательные средства.

 

4) Едем на пикник

Мы поговорили о том, какие опасности подстерегают нас на солнце, на воде, а сейчас узнаем, что же нас поджидает на земле!

Посмотрите на картинки. Что на них изображено? (Клещ. Борщевик Сосновского)

Клещи – подкласс членистоногих из класса паукообразных. Для человека представляют опасность тем, что являются переносчиками многих болезней, среди которых самым распространенным является клещевой вирусный энцефалит.
Информация для учащихся
Клещевой энцефалит – тяжелое вирусное заболевание, которое поражает головной и спинной мозг. От клеща болезнь передаётся сразу, в момент проникновения слюнной жидкости в человека при присасывании. Болезнь сопровождается ознобом, температурой, тошнотой, рвотой, головной болью в области глаз и лба, светобоязнью, эпилептическими припадками, нарушением сознания и иногда – комой. Из-за стойкого нарушения в работе нервной системы заболевание может привести к инвалидности и даже гибели больного.

Одним из наиболее опасных сорняков считается борщевик. Он относится к семейству Зонтичных. Не все эти растения ядовитые. Вредным для здоровья человека считается только одна разновидность – борщевик Сосновского. При воздействии сока растения на кожные покровы образуется сильный ожог.
Отличить ядовитую разновидность сорняка от других видов можно по характерным волоскам фиолетового цвета, расположенным на стебле. Ожоги от борщевика довольно опасные. 

а) «Продолжи фразу»

Учитель прикрепляет на доску знак «Осторожно, клещи!» А затем по ходу ответов – картинки-правила.

1 Для прогулок в лесу, лесопарках выбирайте светлую одежду, чтобы…(клеща было легче заметить). 
2 Собираясь в лес, лучше надеть спортивную куртку на молнии с манжетами на рукавах, а рубашку заправить в брюки, брюки – в носки, голову повязать платком или надеть плотно прилегающую шапочку, чтобы… (защитить себя от заползания клещей под одежду и присасывания к телу).
3 Репелленты – это … (вещества, отпугивающие (вызывающие реакцию избегания) у различных организмов. Чаще эти вещества применяют относительно членистоногих (насекомых и клещей), которые кусают людей и животных и могут переносить при укусах возбудителей опасных заболеваний).
4 Мы не чувствуем укус клеща, потому что …(во время присасывания клещ выделяет в ранку обезболивающее вещество.)
5 Нельзя пытаться давить или резко выдергивать клеща, так как … (вирус концентрируется в слюнных железах насекомого и на его головке, которая при отрыве остается в ранке.)
6 Если клещ присосался, нужно … (обратиться за медицинской помощью в ближайшее медицинское учреждение, где клеща извлекут и назначат профилактическое лечение.)

б) Первая помощь при поражении кожи соком борщевика

Обратите внимание на изображение. Мы нечасто вспоминаем о такой опасности, как ожог соком борщевика. Если контакта избежать не удалось, необходимо предпринять следующие главные меры:

1 Промойте пораженный участок мылом и смойте проточной водой.
2 Укройте кожу от попадания солнечных лучей во избежание сильного поражения и несколько суток не подвергайте кожу воздействию солнечных лучей. Ожог от борщевика формируется только при условии реакции его сока и ультрафиолета.

Важно!

Если сок растения попал на участки слизистой оболочки – требуется немедленная помощь врача.

4 Обобщение и рефлексия

Одной из задач в начале мероприятия было создание памятки по безопасности. Скажите, выполнили ли мы эту задачу? (Да, на доске получилась памятка). Что для вас было самым значимым на классном часу? (Ответы детей).

Как вы считаете, было ли вам полезно наше занятие? (Ответы детей).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий