Урок разработан с использованием ЭОР с различной формой предъявления информации (иллюстрация, интерактив), что позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Структура и содержание урока соответствует требованиям образовательной программы общего среднего образования.
Татьяна ИБРАГИМОВА,
учитель английского языка
ГУО «Cредняя школа № 25 г. Борисова»,
Минская область
Коммуникативная ситуация урока: «Портрет Республики Беларусь»/«The portrait of Belarus».
Цель: формирование коммуникативной компетенции в рамках коммуникативной ситуации урока на основе текста, визуальных опор и речевых фраз-клише.
Прогнозируемый результат: к концу урока учащиеся смогут составить диалог-обмен мнениями в объёме не менее 7–8 реплик на каждого учащегося на основе восприятия и понимания речи на слух и прочитанного текста.
Задачи
Образовательная: способствовать формированию умения извлекать необходимую информацию из текста, развивать умения письменной речи и устной речи.
Развивающая: создать условия для активного взаимодействия и личностного развития учащихся, развивать воображение и эмоционально-чувственную сферу, развивать критическое мышление и способности к логическому изложению содержания высказывания.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости у подрастающего поколения за свою страну; воспитывать культуру мышления.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Оборудование урока: смарт-стол, мобильные телефоны, раздаточный материал.
Методы: коммуникативный, интерактивный, объяснительно-иллюстративный.
Принципы: коммуникативный, интерактивный.
Ознакомиться с видео- и аудиоматериалами к уроку можно по ссылке:
https://drive.google.com/drive/folders/1SUYdbJupGvtm4ToVdDTpv2kE5L7VUvJX?usp=sharing
Ход урока
1 Организационно-мотивационный этап. Этап актуализации знаний. Совместное целеполагание (8 минут)
Цель этапа: создание благоприятной атмосферы на уроке, психологической готовности класса к уроку, актуализация личностного опыта, совместное определение целей урока и его конечного результата, мотивация на познавательную деятельность.
Задачи этапа: подготовить учащихся к работе, снять эмоциональное напряжение, создать ситуацию успеха и условия для активного взаимодействия, создать условия для определения личностно значимых целей урока.
Приветствие
– Good morning, students. Welcome to the world of English! We are going to travel today. Guess what country we are visiting.
Развитие навыков восприятия и понимания речи на слух (работа с видеоматериалом)
– Let’s watch a video about the University professor visiting Belarus. Аnswer the questions on the video [3]:
– What was Bob’s first impression of Belarus? Was it positive?
– What sight was he going to visit not far from Minsk?
Развитие навыков монологической речи
– Think of 3 things to do in Belarus. Rank the activities in the order of importance.
Possible answers: travelling, go sightseeing, studying, visiting friends, working
Possible variants:to drive a car/to travel by bike; to travel by train/motorbike
Imagine you have won a three-week tour around Belarus. You have enough money. You arrive in Minsk. How would you plan your stay? Decide between three variants and explain your choice, report to the class.
What do tourists want to know about Belarus? Brainstorm questions about the given topic (Таблица 1).
Таблица 1 – Знаю. Хочу. Изучил
2 Операционно-познавательный этап. Восприятие и понимание иноязычной речи на слух. Работа с текстом (15 минут)
Цель этапа: понимание учащимися основного содержания аудио- и видеофрагмента, развитие умений говорения на основе информации, полученной в ходе восприятия иноязычной речи на слух; совершенствование лексических навыков через поисковое чтение, обучение приёмам анализа и обобщение материала.
Задачи этапа: создать условия для совершенствования умений восприятия иноязычной речи на слух; подготовить учащихся к прочтению информации, использованию приёмов дедукции и обобщения, способствовать совершенствованию коммуникативных навыков и критического мышления; oрганизовать ситуации для развития умений самоконтроля и самокоррекции.
Развитие навыков восприятия и понимания иноязычной речи на слух
– Let’s listen to the radio programme about Belarus, complete the chart with the main facts about our country (Таблица 2) [1, c. 170, 171].
Таблица 2 – A Quiz on Belarus
– Do you know any sights of Belarus? Watch the video «Welcome to Belarus! » and name the famous ones [3].
Работа с текстом. Метод «Зигзаг»
– Now, let’s learn some more facts about our country. In groups read a part of the text. Everyone reads a different section. Read and study your section individually. Have students meet in Expert groups. Choose four facts you have learnt from text. Compare your ideas in expert groups, check up your understanding and return to your jigsaw group. Share the highlights of your section with the group. Complete the mind map (Таблица 3) [2].
Таблица 3 – Пример интеллект-карты на чтение с использованием приёма «Зигзаг»
3 Организационно-деятельностный этап (15 минут)
Цель этапа: формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе предложенного дидактического материала; умение аргументированно высказать свою точку зрения.
Задачи этапа: создать условия для развития умений диалогической речи с опорой на содержание текста; совершенствовать языковую и речевую компетенции для выражения собственного мнения путём обобщения единичных знаний по теме в систему.
Работа с ЭОР, созданными в веб-конструкторах TinyTap, Lumio для повторения лексического материала на смарт-столе [3]
– Let’s see what you have learnt about our country. Come up to the smart table and do some activities about Belarus on it.
Веб-конструктор Lumio. Пример упражнения |
Веб-конструктор TinyTap. Пример упражнения |
Развитие навыков диалогической речи
– Now by using the mind map and your handouts complete the dialogue about touring Belarus. Be ready to roleplay your dialogues in class. Vote for the best one (Таблица 4).
Таблица 4 – Dialogue
Have a discussion about touring on Belarus. Give your arguments. Use the following expressions, fill in the missing gaps:
Student 1: – We’ll have three weeks in Belarus. How can we spend them?
Student 2: – Oh, great! Our friends from Minsk can help us. Have you ever heard of … ? It’s … …
Student 1: – I’m afraid, I haven’t. But I like your idea. What would you suggest?
Student 1: And I think it would be great if we could spend a night at the hotel in … .
Student 2: Great! You know, I’ve always dreamt of watching … and stay at … . It’s … … .
Student 1: Isn’t … on the way to Minsk ?
Student 2: Yes, it is not far away from it. Let’s call our friends and let them know we are coming.
4 Оценочно-рефлексивный этап (7 минут)
Цель этапа: осознание учащимися значимости знаний, полученных на уроке, осуществление контроля полученного продукта (результата) урока.
Задачи этапа: создать условия для осознания личностно значимого результата учебной деятельности на уроке и оценки уровня усвоения предложенного материала; определить объём и содержание домашнего задания.
– Well, it’s time to end up. You have done a great job! Let’s reflect on today’s lesson. Name: 3 reasons to visit Вelarus, 2 sights to see and 1 question to ask (3-2-1 activity).
– Now, give your mark to your lesson. Was it educational or not? Was it difficult or easy for you? Was it interesting or boring? Or maybe it was very useful!
– Please, give your mark for each point (Таблица 5).
Таблица 5 – Оценочная таблица
5 Домашнее задание
– Your homework is to make up dialogues about touring on Belarus.Thank you for the lesson.
Список литературы
1 Юхнель, Н.В. Английский язык 10, 2021: учебное пособие для 10 класса учреждений общ. сред. образования, часть 2/ Н.В.Юхнель, Е.Г.Наумова, Н.В.Демченко – Минск, Вышэйшая школа, 2021.
2 Reading Comprehension –The Republic of Belarus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/reading-comprehension-the-republic-of-belarus.html – Дата обращения 02.12.2023.
3 Материалы к уроку английского языка в 10 классе «Портрет Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://drive.google.com/drive/folders/1SUYdbJupGvtm4ToVdDTpv2kE5L7VUvJX?usp=sharing – Дата обращения 12.12.2023.