В поисках «Азбуки Доброты». Геокэшинг для воспитанников старшей группы (5 – 6 лет)

- 17:30ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Формирование социально-нравственных и личностных компетенций у воспитанников 5–6 лет посредством использования в образовательном процессе инновационных педагогических технологий.

 

Снежана АХРАНОВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка»
Гродненская область

 

 

Цель: формирование социально-нравственных и личностных компетенций у воспитанников 5–6 лет посредством использования в образовательном процессе инновационных педагогических технологий.

Задачи:

– формировать умение проявлять личностные качества, поступки, действия, эмоциональные состояния, переживания, чувства;
– познавать в совместной разнообразной деятельности особенности сверстников, проявлять к ним внимание, позитивно оценивать поступки, понимать социальное окружение с ориентацией на морально-этические ценности;
– формировать умение проявлять чуткость к эмоциональным и физическим состояниям сверстников и взрослых, оказывать помощь младшим детям;
– развивать умение рассказывать о своей семье, с помощью взрослого объяснять значение семьи в жизни человека; понимать трудности, которые возникают в жизни пожилых людей, проявлять к ним внимание и заботу;
– развивать умение самостоятельно соблюдать правила культуры поведения в общественных местах, семье, группе сверстников;
– воспитывать основы моральных ценностей, личностные качества, навыки и умения, способствующие успеху в общении;
– воспитывать уважение к родителям;
– воспитывать ответственность за состояние животных ближайшего окружения, нравственное отношение к ним.

Используемые технологии: геокэшинг, кроссенс-технология, скрайбинг (аппликационный, «компьютерный»), таймлайн-технология, интеллект-карта, «Говорящая стена», «Волонтерство», синквейн, ТРИЗ-технология, технология тактильной релаксации.

Материал и оборудование: мобильный телефон, кроссенс-карта, план внутреннего помещения учреждения с изображенным маршрутом и точками назначений, музыкальная колонка, набор карточек «Эмоции», мольберты – 3 шт., «Говорящая стена» (полотно из фетра с наклеенными липучками), набор картинок «Хорошие и плохие поступки», Ларчик Желаний, изображение синквейна, интеллект-карта «Семья – это хорошо или плохо?», электровикторина «Я и взрослые», «лента времени» (липкая лента, закрепленная на твердой поверхности), матрицы для составления сюжетного рассказа «История брошенного котенка», книга «Азбука Доброты».

 

Ход геокэшинга

Воспитатель. Ребята, посмотрите вокруг. Светит солнышко, на дворе весна, вы среди друзей. С каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? (Ответы детей). Давайте возьмемся за руки, передадим друг другу частичку своего тепла, своего хорошего настроения и обязательно улыбнемся.

Хочу рассказать вам о странном происшествии, которое случилось со мной утром. Мне на телефон пришло сообщение (читает):

– Ребята дошкольного центра! Пожалуйста, помогите! Я – Фея Добрина, правительница страны Доброделия. Мы в нашей стране всегда жили по законам добра и любви, которые были прописаны в нашей древней книге, «Азбуке Доброты». Сейчас книга пропала. Мои подданные из добрых, честных, любящих человечков превратились в злых, несправедливых, жадных вредин. Найдите и верните «Азбуку Доброты», иначе наша страна и мы, ее жители, погибнем!

Ребята, что вы думаете по поводу этого сообщения?

Пока дети высказываются, раздается телефонный звонок.

Воспитатель (берет в руки телефон). Ребята, номер какой-то незнакомый. Давайте ответим на этот звонок, поставим разговор на громкую связь (делает).

Голос звонящего.

– Вы никогда не найдете «Азбуку Доброты», я, волшебник Зловред этого не позволю. Хочу, чтобы все жители страны Доброделия навсегда остались злыми, черствыми и жадными. А если все-таки рискнете помочь Фее Добрине, то знайте – книгу я сделал невидимой, снять с нее это заклятие можно волшебным словом, которое зашифровано в 9-м секторе Волшебной карты (воспитатель показывает детям кроссенс-карту). Все восемь секторов – это 8 подсказок для вас к этому ключевому слову. Но их-то сначала нужно найти! (Смеется) А для этого вы должны пройти очень долгий и трудный путь, выполнить мои сложные задания. Путь указан на Плане маршрута. НЕ желаю вам удачи! (Смеется).

Воспитатель. Да, ребята, фантастическая и не очень красивая история. Что будем делать? (Ответы детей, в результате которых решено отправиться на поиски «Азбуки Доброты»)

Воспитатель показывает и знакомит детей с планом маршрута (предстоящего геокэшинга). Дети рассматривают его, находят точку «Старт». https://cloud.mail.ru/public/5jfS/BLmEZ7mJU

Воспитатель. Итак, мы с вами на старте, в точке № 1. Знакомимся с первым заданием.

Задание 1. Расскажите друг другу о своем настроении, не используя для этого слов.

Воспитатель. Ребята, а ведь действительно, рассказать друг другу о чем-то можно и без слов. А как? (Мимикой, жестами, движениями). И лучше всего в этом может помочь музыка и танец. Давайте попробуем выполнить это задание Зловреда. Заодно и разминку проведем перед долгим и трудным путешествием. Под музыку вы покажете своей мимикой на лице, жестами, танцевальными движениями какое у вас сегодня настроение, какие вы испытываете эмоции. А может быть, вы заметите и поймете, какие эмоции и настроение у ваших друзей, что они пытаются сказать и рассказать нам о них.

Воспитатель включает музыку. Дети «рассказывают» о своем настроении. После разминки они обмениваются мнениями, что хотел показать и сказать своим танцем каждый из них. https://cloud.mail.ru/public/j7Ff/weiZnYdcT

Мы выполнили задание, и вот первая подсказка (показывает картинку № 1, дети прикрепляют ее к кроссенс-карте). Итак, в путь!

https://cloud.mail.ru/public/P3pg/RCahMwkNa

Используя план маршрута, дети с воспитателем перемещаются в точку 2, оказываются в средней группе, подходят к «Говорящей стене».

 

Задание 2. Разделите поступки детей на хорошие и плохие

(Используются сразу две технологии – «Говорящая стена» и аппликационный скрайбинг).

Воспитатель. Ребята, волшебник Зловред специально смешал картинки с хорошими и плохими поступками, чтобы запутать нас. Давайте разбираться – на верхнюю полоску нашей «Говорящей Стены» мы прикрепим картинки с добрыми, хорошими поступками детей, а на нижнюю – с плохими и злыми.

Дети размещают картинки, комментируя и обосновывая свой выбор.

Мы справились с этим заданием злого волшебника, и вот вторая подсказка (показывает картинку № 2, дети прикрепляют ее к кроссенс-карте).

https://cloud.mail.ru/public/ypNc/RwBa6tr56

Продолжаем наше путешествие, для этого сверимся с планом маршрута!

Используя план маршрута, дети с воспитателем перемещаются в точку 3, оказываются в 1-й младшей группе.

 

Задание 3. Выполните просьбу малышей (Используется технология «Волонтерство»).

Воспитатель. Ребята, я вижу Ларчик Желаний, сегодня он оказался в группе у малышей. Давайте откроем его и посмотрим, какие у них трудности, о чем они нас просят.

Дети открывают Ларчик. Там рисунки, на которых детьми первой младшей группы нарисованы человечек и солнышко. Дети «расшифровывают» рисунок, догадываются, что малыши просят их помочь одеться на прогулку. Дети помогают, одевают малышей и помогают им выйти на улицу.

Воспитатель. Нам удалось выполнить и это задание, следующая подсказка тоже у нас в руках (показывает картинку № 3, дети прикрепляют ее к кроссенс-карте).

https://cloud.mail.ru/public/4h8X/W6zumtXT4 Смотрим на план, куда нам надо двигаться дальше.

Используя план маршрута, дети с воспитателем перемещаются в точку 4, оказываются в кабинете педагога-психолога.

 

Задание 4. Расшифруйте ребус (Используется технология синквейн)

Воспитатель. Ребята, смотрим на ребус! Какая интересная схема! А вы узнали, что это за значки? (Предполагаемые ответы детей: «Это схема нужна, когда мы составляем маленький стих – синквейн; ребус показывает, что нужно составить синквейн…). Мы с вами уже работали с такой схемой – составляли синквейн с разными словами. Давайте составим синквейн к слову – друг.

– Друг.
– Какой он? (Добрый, веселый).
– Что делает? (Помогает, делится, заботится.)
– Предложение из четырех слов (Друг всегда делится игрушками).
– Как можно назвать другим словом? (Варианты: мальчик, девочка, котенок)

Замечательно, интересный получился синквейн! И очередное задание выполнено, подсказка у нас (показывает картинку № 4, дети прикрепляют ее к кроссенс-карте). https://cloud.mail.ru/public/8avG/WeziyFV5L

Куда же дальше ведет наш путь?

Дети с воспитателем перемещаются согласно плану маршрута по учреждению в точку 5, оказываются в музыкальном зале.

 

Задание 5. Ответьте на вопрос «Семья – это хорошо или плохо?» (Используются две технологии – интеллект-карта и ТРИЗ-технология)

Воспитатель. Вот это задание по-настоящему трудное. Чтобы ответить на такой каверзный вопрос, мы составим карту на эту тему.

В середине карты у нас понятие «Семья» (словесно на карте обозначаются понятия для читающих детей). Из кого состоит семья? (Показывает) Это ребенок (вы) и остальные члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братики и сестрички). Сначала заполним сторону, которая касается ребенка, т.е. вас. Сторона состоит из двух частей – слова и поступки, которые вы произносите и совершаете, находясь в семье. В свою очередь, слова делятся на плохие и хорошие, поступки тоже. По такому же принципу мы заполним и сторону, касающуюся членов вашей семьи.

Воспитатель помогает детям заполнить интеллект-карту, для которой используются специальные значки-сердечки (красные и фиолетовые) для обозначения положительных и отрицательных слов в определении понятия «Семья», картинки для обозначения положительных и отрицательных поступков в оценке этого понятия.

Мы заполнили карту, теперь нужно ответить на вопрос: «Семья – это хорошо или плохо?»

Дети делают однозначный вывод, комментируя и обосновывая свой ответ.

Задание выполнено. Вот очередная подсказка (показывает картинку № 5, дети прикрепляют ее к кроссенс-карте). https://cloud.mail.ru/public/tNQK/UXCfSyMNP

Куда же дальше идти?

Дети с воспитателем перемещаются согласно плану маршрута по учреждению в точку 6, оказываются в методическом кабинете.

 

Задание 6. Сыграйте в «Электровикторину», не сделав ни одной ошибки (используется технология компьютерного скрайбинга)

Детям предлагается сыграть в интеллектуальную игру «Электровикторина. Я и взрослые», тема «Пусть запомнит каждый это – старость надо уважать!»

Воспитатель. Ребята, вы должны соединить электроручками вопросы-картинки в середине поля с ответами-картинками по краям поля. Если ответ правильный, загорается лампочка, и играет музыка. Итак, электроручки в руки!

Дети выполняют задания, обосновывая и комментируя свой выбор, свой ответ.

И с этим заданием мы справились. Получите подсказку (дает картинку № 6, дети прикрепляют ее к кроссенс-карте). https://cloud.mail.ru/public/9RNx/nHzqMwcjk

Куда же дальше поведет нас план?

Дети с воспитателем перемещаются согласно плану маршрута по учреждению в точку 7, оказываются во 2-й младшей группе.

 

Задание 7. Придумай историю брошенного котенка (используется таймлайн-технология)

Воспитатель. Ребята, я вижу здесь различные фотографии, по которым нам нужно придумать историю про котенка, что же с ним произошло, и рассказать ее маленьким детям, которые находятся в этой группе. Давайте подумаем и прикрепим фото к «ленте времени» согласно очередности событий, изображенных на них.

Дети рассматривают фото, выстраивают их по порядку происходящих на них событий. В итоге получается рассказ:

«Однажды мама подарила Роме маленького пушистого котенка, Рома его очень просил у мамы. Он каждый день с ним играл, гладил его, целовал. Но потом родители подарили ему на день рождения новый телефон. И Роме он понравился больше, чем котенок, он стал только с ним играть. Для котенка у него не хватало времени, а малыш все время просил кушать, играть. Рома решил выбросить его. Он выгнал котенка из дома. Котенку было холодно на улице, он плакал и от голода, и от холода. А потом пошел дождь, и котенок заболел. Он сидел и плакал на улице, никому не был нужен».

Воспитатель. Да, ребята, грустный получился рассказ. Такой рассказ малышам точно не расскажешь – расплачутся! Что же делать? (Дети предлагают варианты, решают, что нужно нарисовать еще одну картинку и разместить ее последней на ленту времени. На ней котенка подбирает и забирает к себе домой добрая девочка Вера, котенок остается жить у нее). Правильно, ребята! Я очень надеялась, что вы предложите именно этот вариант, и даю вам последнюю фотографию, чтоб «История брошенного котенка» получилась у нас с хорошим концом. Ведь животные – слабые, беззащитные, доверчивые существа, а мы с вами – люди, и относиться к нашим братьям меньшим должны по-человечески. Это как? (Ответы детей)

Воспитатель. Ура, опять победа! Держите подсказку. (Дает картинку № 7, дети прикрепляют ее к кроссенс-карте). https://cloud.mail.ru/public/EBtS/RBTGiuDGZ

Куда же дальше идти, давайте сверимся с нашим планом.

Дети с воспитателем перемещаются согласно плану маршрута по учреждению в точку 8, оказываются в Ресурсном центре. https://cloud.mail.ru/public/diYf/6e3WfEyXn

 

Задание 8. Построй «Пирамидку добрых дел (используется технология тактильной релаксации)

Воспитатель. Я знаю, как выполнить это задание. Каждый из вас вспомнит хороший добрый поступок, который недавно совершил, о котором бы хотелось шепнуть Фее Добрине. А теперь «положите» его на свою ладошку, построим из ладошек с добрыми делами пирамидку.

Дети с воспитателем строят пирамидку из ладошек, положив одну на другую, называя доброе дело. (Убрал свои вещи, покормил котёнка, подарил цветок, вымыл посуду, помогал маме и т. д.)

Воспитатель. Мы справились с последним заданием Зловреда, вот последняя подсказка (показывает картинку № 8, дети прикрепляют ее к кроссенс-карте). На нашем плане точка № 8 обозначена словом «финиш». Наше путешествие закончено. Осталось по подсказкам, которые мы получили, догадаться, каким же волшебным словом заколдовал злой колдун «Азбуку Доброты».

Дети рассматривают картинки-подсказки, делают вывод, что это слово «СЕРДЦЕ», произносят его, «появляется» «Азбука Доброты». https://cloud.mail.ru/public/GV6x/iVGHhb6y4

Воспитатель. Колдовство злого волшебника пропало, мы нашли книгу – закон человечков страны Доброделия и вернем ее им. Вы молодцы! А сейчас давайте на минутку откроем ее и прочтем, о чем же пишется в этой книге, почему так дорожат ею добродельцы (открывает и читает).

 

А – Азбуку доброты должен знать и я, и ты.
Б – Будь добр со всеми.
В – Всегда помогай взрослым.
Г – Говори людям добрые слова.
Д – Делай добрые дела.
Е – Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот – плохо.
Ж – Желай всем только добра.
З – Зло прогони из сердца своего.
И – Имей сто друзей.
К – Каждому, кто попал в беду, помоги.
Л – Люби природу и животных, их береги.
М – Мой девиз – делай добрые дела.
Н – Никогда не обижай малышей.
О – От улыбок станут все добрей.
П – Помоги своим младшим братьям – покорми птиц.
Р – Радуйся чужим успехам.
С – Спеши делать добро.
Т – Твои добрые поступки к тебе и вернутся.
У – Улыбайся всем своим друзьям.
Ф – Формируй в себе добрые качества.
Х – Храни свое доброе сердце.
Ц – Цени доброту в людях.
Ч – Чудо делай своими руками.
Ш – Шар земной согрей своей добротой.
Щ – Щебет птиц, звон ручья – будьте добрыми, друзья.
Э – Этой азбуке хвала – делай добрые дела.
Ю – Юный друг, будь честным всегда.
Я – Я эту азбуку учу, я очень добрым быть хочу!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий