Использование технологии «перевёрнутого обучения» на уроках русского языка посредством использования материалов Единого информационно-образовательного ресурса eior.by. Материалы для изучения русского языка в 10-м и 11-м классах

- 9:25Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Материалы к урокам

Изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования, требуя от неё шагать в ногу со временем. Современному педагогу стоит обратить внимание на модель перевёрнутого обучения, которая позволит сделать учебное занятие как можно более эффективным и персонализированным. В построении уроков по этой технологии педагог может эффективно использовать материалы Единого информационно-образовательного ресурса eior.by.

Ольга БЕЛЯЕВА,
учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза П.А.Акуционка г.п. Шумилино»,
Витебская область

 

 

 

 

 

Удивительная профессия – педагог. Он учит и учится каждый день, каждую минуту, постоянно осваивает новые методы, приёмы, формы, технологии. Проектируя урок, все мы, педагоги, задаёмся одним и тем же вопросом: как сделать урок не только эффектным, но и эффективным, как повысить уровень познавательной активности учащихся?

Особенно актуален этот вопрос в настоящее время, ведь за партами совсем не такие учащиеся, которых мы обучали ещё пять-десять лет назад. И современный учитель, конечно, сталкивается с тем, что ранее эффективные методы, приёмы и формы оказываются уже менее действенными.

Объяснимо это достаточно просто. Современное поколение – поколение «зумеров», «геймеров», «юзеров», поколение «альфа», дети, живущие в цифровой среде. Они умеют обращаться с компьютером, мобильным телефоном, планшетом раньше, чем учатся читать и писать. Эти учащиеся обладают «клиповым» мышлением. Они не могут сразу усвоить большой объём материала, но легко справляются с этим же объёмом, но разделённым на дозированные части и преподнесённым в виде инфографики, презентаций, видеороликов. Поэтому в работе с подрастающим поколением визуализация – соратник и помощник каждого современного учителя.

Изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования, требуя от неё шагать в ногу со временем. Исходя из этого современному педагогу стоит обратить внимание на модель перевёрнутого обучения, которая позволит сделать учебное занятие как можно более эффективным и персонализированным.

Отличие перевёрнутого обучения от традиционного заключается в том, что теоретический материал изучается учащимися самостоятельно до начала урока с помощью ИКТ (видеолекций, интерактивных материалов, презентаций), а высвобожденное на уроке время направлено на решение практических заданий, взаимодействие, применение знаний и умений в новой ситуации и на создание обучающимися нового учебного продукта.

Основная цель применения технологии перевёрнутого обучения заключается в такой организации учебной работы, при которой происходит следующее:

1) формирование универсальных учебных действий учащихся;

2) развитие личностных качеств и общей культуры обучающихся;

3) обеспечивается возможность для формирования важных качеств человека XXI века (активность, грамотность в области ИКТ, гибкость и способность к адаптации, продуктивность и вовлечённость, лидерство и ответственность и т.д.).

Однако, если выстраивать урок по традиционным правилам, далеко не все эти компетенции могут быть сформированы. Почему? Потому что преподаватели выступают в роли основного источника знаний и информации, а пассивное присутствие в классе и механическое переписывание не способствуют учению. И наверняка все сталкивались с проблемой, что по окончании урока всегда найдутся обучающиеся, которые не усвоили тему. Также зачастую наблюдается отсутствие активности на уроках, потеря интереса к учебной деятельности.

Одной из возможностей вовлечения обучающихся в активную учебную деятельность является технология перевёрнутого обучения.

Среди популярных форм проведения «перевёрнутого урока» – выполнение упражнений, дискуссии, защита проектов. Таким образом, «переворот» смещает акцент от обзорного знакомства с новой темой в сторону её совместного изучения, исследования. Вопросы, возникающие у ребят во время просмотра подготовленных преподавателем видеоуроков, становятся хорошим стимулом развития и активизации познавательной деятельности. При этом время урока уходит не на запоминание материала, а на более глубокое понимание и анализ. Отсутствие необходимости донести информацию всему классу позволяет учителю больше времени и внимания уделять отдельным обучающимся небольшим группам в том случае, если у них возникли проблемы с пониманием. Работая совместно, обучающиеся могут свободно помогать друг другу, не завися от темпа работы других или инструкции преподавателя.

У технологии перевёрнутого обучения есть свои особенности. К ним можно отнести следующее:

– учителю требуется больше времени на планирование и подготовку;

– присутствуют трудности вовлечения в учебный процесс отдельных категорий обучающихся;

– необходим постоянный доступ обучающихся к компьютерам и сети интернет.

Технология проведения урока в «Перевёрнутом классе»:

– занятие начинается с короткого повтора или дискуссии по материалам, которые были представлены на видео или в опорном конспекте;

– просмотр записей конспекта или проверка тестовых работ, связанных с соответствующим материалом;

– выполнение обучающимися практических заданий, отработка навыков.

Контроль и мотивация активизации учебной деятельности обучающихся:

– использование тестовых заданий для учёта их в общей оценке учебной деятельности обучающихся;

– система блицопроса, что побуждает обучающихся к сосредоточению внимания на обучении.

При изучении курса русского языка эта система, на мой взгляд, достаточно эффективна в старших классах, когда роль самостоятельности учащихся значительно увеличивается. В качестве предваряющих видеоуроков учителю достаточно целесообразно использовать материалы учебных модулей Единого информационно-образовательного ресурса eior.by.

Структура учебного модуля:

– цели и задачи, спроектированные для учащихся;

– видеофрагмент урока (с теоретической и практической частью);

– интерактивные задания (2–3);

– тестовые задания по аналогии с заданиями ЦТ и ЦЭ (8–10).

Учебный модуль – продукт многофункциональный. Он может быть использован учителем как на любом этапе урока, так и учащимся в процессе самостоятельной работы или в режиме дистанционного обучения.

Преимущества учебного модуля:

– содержание обобщённого и структурированного в виде инфографики учебного материала;

– наличие системы заданий с комментарием-проверкой учителя и возможностью самопроверки;

– повышение уровня познавательной активности учащихся при выполнении интерактивных заданий;

– возможность выявления уровня усвоения учебного материала посредством тестовой работы.

К недостаткам, конечно же, можно отнести отсутствие личностного подхода и живого слова учителя, но учебный модуль при малых затратах (нужен только гаджет для выхода в интернет) может стать помощником учителя и учащегося.

Учебный модуль может быть использован учителем в различных вариантах:

– при проектировании учебного занятия;

– на любом этапе урока фрагментарно;

– на факультативном занятии;

– при подготовке к централизованному тестированию и централизованному экзамену по русскому языку.

Таким образом, хочется отметить, что Единый информационно-образовательный ресурс eior.by в настоящее время – полноправный компонент учебно-методического обеспечения общего среднего образования. Использование его возможностей, как и других возможностей цифровой образовательной среды, несомненно, способствует повышению уровня познавательной активности учащихся по предмету.

Учитывая тенденции развития науки и техники, требования общества к качеству образовательных услуг, технология перевёрнутого обучения действительно решает на уроке ситуацию открытого общения, позволяет каждому обучающемуся проявить инициативу и активность, самостоятельность и избирательность в способах деятельности, обеспечивает условия для самостоятельного осмысленного изучения темы, помогает при анализе и оценивании новых знаний.

 

 Приложение

Материалы Единого информационно-образовательного ресурса eior.by для изучения русского языка в 10-м и 11-м классах

10-й класс

1. Общие сведения о языке

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/1.php

https://eior.by/
2020

2. Текст и его признаки

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/2.php

https://eior.by/
2020

3. Культура речи. Функциональные стили речи

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/3.php

https://eior.by/
2020

4. Диалогические жанры речи. Дискуссия как вид спора

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/4.php

https://eior.by/
2020

5. Звуковая сторона слова. Изменение качества звуков. Произносительная норма

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/5.php

https://eior.by/
2020

6. Смысловая сторона слова. Фразеологические обороты. Речевая (лексическая) норма

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/6.php

https://eior.by/
2020

7. Состав слова. Образование слов. Словообразовательная норма

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/7.php

https://eior.by/
2020

8. Изменение слова (части речи). Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Морфологическая норма

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/8.php

https://eior.by/
2020

9. Глагол и глагольные формы. Морфологическая норма

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/9.php

https://eior.by/
2020

10. Наречие. Служебные части речи и междометия. Морфологическая норма

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/10.php

https://eior.by/
2020

11. Доклад как жанр речи. Научный доклад, его подготовка, композиция, языковое оформление

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/11.php

https://eior.by/
2020

12. Орфография как система правил правописания. Проверяемые, фонетические, непроверяемые написания

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/12.php

https://eior.by/
2020

13. Правописание букв ь и ъ. Правописание приставок пре- и при-

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/13.php

https://eior.by/
2020

14. Правописание окончаний и суффиксов имён существительных и имён прилагательных

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/14.php

https://eior.by/
2020

15. Правописание глаголов и глагольных форм

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/15.php

https://eior.by/
2020

16. Правописание н и нн в разных частях речи. Правописание суффиксов наречий

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/16.php

https://eior.by/
2020

17. Слитные, раздельные и дефисные написания слов разных частей речи

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/17.php

https://eior.by/
2020

18. Правописание не и ни со словами разных частей речи

https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/rusyaz/18.php

https://eior.by/
2020

11-й класс

1. Словосочетание

https://eior.by/catalog_lecture/11-klass/rusyaz/4.php

https://eior.by/
2021

2. Простое предложение: интонационное оформление, стилистическая значимость порядка слов, роль логического ударения

https://eior.by/catalog_lecture/11-klass/rusyaz/5.php

https://eior.by/
2021

3. Главные члены предложения

https://eior.by/catalog_lecture/11-klass/rusyaz/6.php

https://eior.by/
2021

4. Второстепенные члены предложения

https://eior.by/catalog_lecture/11-klass/rusyaz/7.php

https://eior.by/
2021

Список использованной литературы

1 Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. ФГОС / А.Г.Асмолов, И.А.Володарская, Г.В.Бурменская. – М : Просвещение, 2017.
2 Ищенко, А. «Перевёрнутый класс» – инновационная модель обучения / А.Ищенко // Учительская газета. – 2014. – 21 декабря.
3 Логинова, А.В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «перевёрнутый класс» /А.В.Логинова // Молодой учёный – 2015. – № 9 (89).
4 Образовательный блог Мастерская Марины Курвитс. URL:  http://marinakurvits.com

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий