Проект по профессиональной ориентации учащихся в учреждении дополнительного образования детей и молодежи» из опыта работы объединения по интересам «Акварелька»
Юлия ЩЕГЕЛЬ,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
ГУО «Жлобинский городской центр творчества детей и молодежи «Эврика»,
Гомельская область,
Актуальность
В современном мире очень важно найти «свое место в жизни», правильно выбрать профессию, которая определит судьбу.
Ежегодно сотни юношей и девушек, окончив школу, начинают искать применение своим силам и способностям “во взрослой жизни”. Однако, как показывает практика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством. Причина состоит в том, что подавляющая часть старшеклассников недостаточно осведомлена о потребностях современного рынка труда в сфере творческих профессий. Молодые люди оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требований со своей индивидуальностью. И зачастую не способны соотнести свои возможности со способностями. Это проблема актуальна и для родителей, которые не понимают, что интерес к рисованию или лепке может перерасти в интерес к профессии, которая может обеспечить ему достойный уровень жизни в будущем.
Профориентационная работа на занятиях по изобразительному искусству в учреждении дополнительного образования – достаточно важное, требующее внимания, перспективное направление. Это помогает подросткам определиться со своими интересами, склонностями. Знакомство с новыми профессиями помогает узнать их особенности, определиться в выборе направления дальнейшего профиля обучения.
Сегодня перечень востребованных творческих профессий в художественной сфере достаточно велик: веб-дизайнер, дизайнер окружающей среды, графический дизайнер, художник, архитектор, архитектурный дизайнер, художник, педагог, ландшафтный дизайнер, реставратор, педагог-художник.
В связи с этим задача педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы сформировать адекватный образ этих профессий и способствовать мотивации учащихся на получение профессионального образования.
Цель: целенаправленная организация образовательного процесса по выбору профессии в области изобразительного искусства, самоопределение и самореализация.
Задачи:
– стимулировать интерес к изобразительному искусству;
– познакомить с историей искусства, жизнью и творчеством известных художников;
– сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
– организовать систематическое ознакомление с содержанием творческих профессий;
– участвовать в конкурсах и выставках по изобразительному искусству.
Основная идея проекта
Оказать учащимся поддержку в принятии решения о выборе профиля дальнейшего обучения. Выявить способности и талант, направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. А также создать условия для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению и саморазвитию.
Этапы и сроки реализации проекта
Сроки реализации проекта: действующий.
Тип проекта: практико-ориентированный
Продолжительность: 3 года
1 Диагностический (сентябрь)
– анкетирование;
– беседа.
2 Практический (сентябрь – май)
– знакомство с профессиями, в которых учащиеся могут применить свои способности и реализовать свои возможности;
– обучение способам собственной творческой деятельности и способам применения в профессиональной сфере деятельности.
3 Обобщающий (май)
– обобщение знаний учащихся о профессиях, связанных непосредственно с творческой деятельностью.
Модель профориентации учащихся на занятии изобразительного искусства
Содержание и механизм реализации проекта
Учреждениям дополнительного образования отведена важная роль в процессе профориентации. Учащиеся приходят в объединение по интересам по личному желанию, к тому педагогу, который понравился, занимаются на занятиях тем видом деятельности, к которому тянется душа.
Объединение по интересам «Акварелька» работает в центре творчества «Эврика» на протяжении 13 лет, руководит которым педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Тамара Емельяненко. Объединение по интересам является постоянным победителем республиканских выставок-конкурсов детского творчества. В своей работе Тамара Александровна использует компетентностный подход, что способствует раскрытию творческого потенциала учащихся.
В «Акварельке» занимаются учащиеся от 6 до 18 лет. Каждый год приходят новые учащиеся, но стабильный состав групп на протяжении нескольких лет составляет 90 %. При этом имеется стабильная ежегодная тенденция к увеличению численности, что свидетельствует о интереса учащихся и их родителей к этому виду искусства. За время работы объединения количество групп выросло от одной до шести, при наполняемости 15–18 учащихся.
Программа объединения по интересам «Акварелька» является образовательной, долгосрочной. Направлена на получение фундаментальных знаний в области изобразительного искусства.
Одна из задач педагога – показать учащимся необходимость выбора творческой профессии, соизмеряя свои возможности и способности.
На начальном этапе обучения в объединении по интересам проводятся беседы с учащимися «Кем быть?», «Моя будущая профессия» и анкетирование «Я и мои интересы».
Проведение анкетирования позволяет выявить склонности, способности, возможности учащихся. Педагог широко применяет тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо). Учащимся предлагается выполнить три задания: «Нарисуй картинку», «Незавершенные фигуры», «Повторяющиеся фигуры». Проанализировав выполненные задания, педагог определяет уровень креативности, которая дает возможность выдвигать разнообразные идеи и способность воплощать их наилучшим способом.
Большое место занимает практическая деятельность, где происходит обучение способам собственной творческой деятельности и способам ее применения в профессиональной сфере деятельности.
Чтобы сделать этот процесс наиболее эффективным, педагог использует творческие задания, упражнения на развитие воображения и фантазии, творческого мышления, работу с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель). Чтобы сформировать умения и навыки, необходимые для выполнения заданий, используются технические средства (мультимедиа) и наглядные пособия при изучении и творческом освоении лучших традиций мировой изобразительной деятельности.
Развивать способности помогает многократное выполнение упражнений.
«Этюды». Педагог показывает – учащиеся рисуют самостоятельно. Начинаем с одного, постепенно добавляя другие предметы. Для развития воображения применяется упражнение «Сказочное дерево», которое нужно нарисовать, используя свою фантазию. Если возникают затруднения, педагог направляет, говорит на что обратить внимание. В рисунке используется упражнение «Штриховка», где необходимо показать светотеневые отношения на предмете. Самое важное при выполнении упражнений – это наработка. Чем больше рисовать, тем лучше будет получаться. При этом задания постепенно усложняются.
Благодаря наблюдениям и зарисовкам приобретаются навыки работы с материалом, развиваются мышление, фантазия, основанные на реальных зрительных представлениях. Представления обогащаются фантазией и воображением художника. Работа по воображению – это важная часть творческого процесса. Память и воображение можно развивать и совершенствовать. Для обогащения творческих способностей человека необходимо регулярно работать над рисунками, набросками, выполняемыми с натуры, по памяти, по представлению и воображению.
Педагог стимулирует самостоятельную работу творческого, исследовательского характера, которая раскрывает индивидуальные качества каждого учащегося и призывает рисовать сознательно, не допуская копирования, используя полученные на занятиях знания по перспективе и композиционному построению рисунка, пользоваться знаниями по применению теней и света, использовать верно и по назначению материал для рисования.
Не менее важную роль в развитии способностей играет взаимодействие педагога с родителями. Это лекции, беседы на тему «Влияние изобразительного искусства на познавательные психические процессы», проведение совместных занятий родителей и учащихся. Педагог обращает внимание на то, чтобы родители интересовались творчеством своего ребенка и обязательно его хвалили. Похвала и одобрение родителей является огромным стимулом для успешной деятельности.
Начиная с младшего возраста, педагог знакомит с ремеслами и профессиями, говорит об их особенностях, формируя тем самым ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе. Развивает интерес к учебно-познавательной деятельности, используя беседы, познавательные занятия, выставки детского творчества «Мир профессий».
С учащимися среднего и старшего школьного возраста выполняются практические задания: эскиз дизайна своей комнаты, кухни, гостиной; пейзаж современного города, города будущего; эскиз макияжа, прически, одежды; эскиз собственной визитной карточки, рекламного баннера и т.п.
На занятиях проводятся беседы или готовится сообщение о профессиях, в которых данные эскизы были бы востребованы. Идет приобретение познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, формируется представление о собственных интересах и возможностях.
Происходит знакомство с профессиями, в которых учащиеся могут применить свои способности и реализовать свои возможности. В начале учебного года педагог рассказывает о своих выпускниках, выбранных ими профессиях. Знакомит с особенностями каждой из профессий, положительными моментами и трудностями при поступлении, обучении и трудоустройстве.
Однако, как показывает практика, одного желания стать, например, дизайнером не достаточно, необходимо подробно изучать художественную грамоту. Этому способствуют разделы программы.
Раздел «Мировая художественная культура» включает в себя изучение творчества художников разных направлений, как зарубежных, так и белорусских c помощью виртуальной галереи. Просмотр видеофильмов о жизни и деятельности художников. Изучение памятников скульптуры и архитектуры. Изучение этого раздела программы тесно связано с проектной деятельностью, которая широко применяется в работе объединения «Акварелька». Работа над проектом представляет совместную деятельность педагога и учащихся и проходит в несколько этапов. Итогом проектной деятельности являются многочисленные авторские творческие проекты учащихся, которые были победителями и призерами республиканских конкурсов.
При разработке проекта «Дети и авангард», учащиеся знакомились с художниками-авангардистами, их творчеством, особенностями данного направления. И на основе полученных знаний сделали свои разработки. Итогом стал проект «Помним. Чтим. Гордимся», где изображены Герои Советского Союза, в честь которых названы улицы города Жлобина. Проект занял первое место в республиканском конкурсе художественных проектов и выставлялся в Национальном художественном музее Республики Беларусь.
Раздел «Основы художественной грамотности» включает изучение таких дисциплин, как рисунок, живопись, композиция, знание которых необходимо для сдачи вступительных экзаменов.
Раздел «Пленер». В теплое время года учащиеся выходят на природу поработать, как настоящие художники, понаблюдать за состоянием природы, ее изменением в зависимости от времени суток, уловить красоту родной местности, максимально отобразить красочность природы, воздушность и освещенность, запечатлеть момент, движение, непостоянство пейзажа.
Чтобы учащиеся смогли правильно отобразить состояние природы, педагог пользуется определенными приемами обучения. Например, в акварели ствол, ветви, крону можно ровно окрашивать предметным цветом, стремясь в силуэте дерева с наибольшей остротой выявить характерное, а в цветовой гамме – гармонию целого. Можно создать обобщенный образ дерева, моделируя светлые поверхности объемной массы зеленой краской, полутемные сине-зеленой, а темные – черно-зеленой. А также используется такой прием: строить большую форму кроны мелкими мазочками-листиками, разными по светлоте и оттенку, как и изгибы стволов и веток деревьев. Выбор того или иного приема в рисунке и живописи диктуется формой и строением дерева и его частей, а также художественным замыслом самого автора.
Большое внимание на занятиях при подготовке к поступлению отводится академическому рисунку – это профессиональные знания в построении предметов и академической живописи, сочетание цветов. Не зная правил, учащиеся не могут дальше развиваться.
На начальном этапе академический рисунок и живопись изучаются в игровой форме, затем, в соответствии с возрастом, идет усложнение.
Учащиеся 10–11-х классов, которые уже определились с выбором профессии, в течение всего года занимаются только отработкой практических навыков. В конце года педагог проводит экзамен, максимально приближенный к экзамену при поступлении в средние и учреждения высшего образования.
Также организовывается выставка творческих работ и проектов учащихся.
План реализации проекта
Этап |
Сроки |
Вид деятельности |
Форма регистрации результата |
Ответственный |
Диагностический |
Сентябрь |
Проведение анкетирования среди учащихся с целью выявления уровня развития творческих способностей. Беседы «Моя будущая профессия» Тест П.Торренса на творческое мышление Анкета для родителей «Выявление художественных способностей у детей» |
Анкета
Характеристика учащихся
|
Педагог дополнительного образования |
Практический |
В течение года |
Просмотр презентаций, видеофильмов «Куда пойти учиться?»
Академический рисунок: – строение гипсовой головы; – рисование фигуры человека.
Академическая живопись
Формальная композиция: основы композиции, правила и приемы.
Виртуальная галерея: – самые известные музеи мира; – современные направления в изобразительном искусстве.
Пленер. Человек в пейзаже.
Проектная деятельность.
Участие в конкурсах и выставках по областному и республиканскому календарному плану.
|
Работы учащихся
Подбор видеоматериалов
Творческие проекты |
Педагог дополнительного образования |
Обобщающий |
Май |
Конкурс-зачет «Постановка с гипсовой головой»
Интерактивные задания на закрепление полученных знаний
Выставочная деятельность. Выставка «Мой проект», «Соло» |
Работы учащихся
Выставка творческих работ |
Педагог дополнительного образования |
Критерии результативности проекта
Профориентационная работа в объединении по интересам «Акварелька» является целенаправленной и систематической. Об этом свидетельствуют многочисленные победы в творческих конкурсах разного уровня (Приложение 1), а также высокий уровень поступивших по профилю. Ежегодно выпускники «Акварельки» становятся студентами средних специальных и высших учреждений образования художественного направления в Беларуси: Могилевский архитектурно-строительный колледж, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Витебский государственный технологический университет, Гомельский государственный художественный колледж и другие, в России Сочинский колледж поликультурного образования и другие.
С 2016 по 2021 годы 21 человек выбрали специальность: промышленная архитектура, архитектор, художник-дизайнер, художник росписи по дереву, декоративно-прикладное искусство: реставратор изделий, дизайнер виртуальной среды, графический дизайнер, дизайнер костюма и ткани, учитель-дизайнер, модельер и другие.
Ресурсное обеспечение проекта
Для успешной реализации проекта необходимо выполнение определенных условий:
– наличие квалифицированного педагога, который сможет обеспечить образовательный процесс на должном уровне;
– программа работы с учащимися, соответствующая с их возрастным особенностям и уровню знаний;
– творческие задания, которые будут направлены на развитие творческого мышления учащихся и их родителей;
– наличие информационно-методических и дидактических материалов, пособий для реализации проекта (методические рекомендации, памятки, опыт работы).
Образовательно-методический комплекс объединения по интересам «Акварелька»
Перспективы проекта
За время реализации проекта учащиеся осваивали основы изобразительного искусства соответственно программе обучения на базовом уровне. В дальнейшем планируется продолжить профориентационную работу на занятиях изобразительным искусством, ориентируя учащихся на востребованные профессии в творческой сфере. Планируется разработка программы обучения на повышенном уровне и программы для одаренных учащихся.
Литературы и информационные ресурсы
1 Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В Беда. – М. : Просвещение, 1989. – 192 с.
2 Дюваль, Матиас-Мария. Анатомия для художников/ М – М.Дюваль. – Эксмо, 2012. – 471 с.
3 Круг, М. Пособие для художника: материалы и техники: Пособие для художника / М.Круг. – Художественно-педагогическое издательство, 2008. – 256 с.
4 Материальная мастерская / А.К.Быстров, В.А.Кузьмичев, В.И.Тюлькин. – Живопись СПб, 2012.
5 Мастера натюрморта. Автор-составитель Г.В.Дятлева – М. : Вече, 2012.
6 Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Пособие для учителей / Л.Н.Миронова. – Мн. : Беларусь, 2003. – 152 с.
7 Пленэр: Практика по изобраз. искусству: Учеб. пособие для худож. – граф. фак. пед. ин-тов / Н.Я.Маслов. – М. : Просвещение, 1984. – 112 с.
8 Рисунок. Живопись. Композиция [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. … Академический рисунок [Текст] : учебник для студ. художественно-графических фак-в педагог. ин-в / Н. Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1984. – 240 с.
9 Профориентационная работа на уроках изобразительного искусства [ Электронный ресурс ]. – Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie-po-proforientacii-na-temu-proforientacionnaya-rabota-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-1007339.html. – Дата доступа: 20.06.2022.
Приложение 1
Мастер-класс «Натюрморт»
Цель: познакомить с основными техниками работы с гуашью на примере натюрморта.
Задачи:
– познакомить со светотеневой моделировкой;
– научить передавать фактуру керамики, драпировки;
– развивать пространственное воображение;
– воспитывать чувство прекрасного.
Технологическая карта мастер – класса «Натюрморт»
Организационная часть – 2 мин.
Теоретическая часть – 5 мин.
Практическая часть – 80 мин.
Комментирующая часть – в течение практической части.
Кульминация творческого процесса – 2 мин.
Рефлексия – 5 мин.
Подведение итогов – 5 мин.
Ход мастер – класса
1 Организационная часть
Приветствие.
2 Теоретическая часть
Педагог. Мастер-класс посвящён натюрморту, выполнять работу будем в технике живопись.
Натюрморт (франц. – мёртвая натура) это жанр в изобразительном искусстве, в котором изображаются неодушевленные предметы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию.
В ходе мастер-класса:
– познакомимся с основными техниками работы с гуашью;
– научимся передаче фактуры керамики, драпировки;
– разберёмся в рефлексах и отражениях;
– потренируемся работать со светотеневой моделировкой.
Практическая часть
1 Выбор формата листа (вертикальный, горизонтальный), компоновка, конструктивное построение натюрморта.
|
|
2 Выполнение работы в цвете. Нахождение тоновых и цветовых отношений больших пятен и в пределах общего тонового и цветового состояния и родства красок натуры. Проработка предметов натюрморта. |
|
3 Определение светотональных отношений, работа с драпировками. Цветовые «растяжки» в пределах больших цветовых отношений. Подробная цветовая разработка объёмной формы отдельных предметов. |
|
4 Уточнение предметов по форме и цвету, проработка драпировок. Подробная цветовая разработка объёмной формы отдельных предметов. |
|
5 Завершающий этап над натюрмортом. Уточнение цветовых рефлексов. Обобщение. Целостность всего изображения; выделение композиционного центра |
4 Комментирующая часть мастер-класса
Во время практической работы проводится теоретическое и практическое пояснение и индивидуальная помощь учащимся.
5 Кульминация творческого процесса
После завершения работы, учащиеся делают выставку из своих рисунков, коллективно обсуждают и задают вопросы педагогу.
6 Рефлексия
Учащимся предлагается оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.
Видео мастер-класса:
Приложение 2
Фрагменты мастер-класса «Натюрморт»