Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО “Ясли-сад № 2 г. Свислочи”,
Гродненская область
Тема: «Ирисы».
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования
Задачи:
– формировать умение рисовать целлофановым комочком и стекой;
– продолжать формировать умение рисовать ватной палочкой, выполнять набрызг, используя зубную щетку или жесткую кисть;
– формировать умение передавать форму, величину предметов;
– развивать зрительное восприятие, воображение, фантазию;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– развивать позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе.
Предварительная работа:
– рассматривание цветов ирисов (иллюстраций или в природе) и картины белорусской художницы Татьяны Потворовой «Ирисы в Липово»;
– подготовить целлофановые комочки следующим образом: кусочек целлофана (упаковка от коробки конфет, от пачки чая и т.д., размером примерно 10×10) сложить за четыре уголка мешочком, закрепить «хвостик» канцелярской резинкой, придать форму овала).
Оборудование:
– образец рисунка,
– магнитная доска,
– магниты.
Материалы:
– альбомный лист (формат А4);
– целлофановый комочек;
– гуашь;
– стаканчик-непроливайка с водой;
– стека;
– палитра (можно заменить бумагой, клеенкой и т.д.)
– зубная щетка или жесткая кисть;
– ватная палочка;
– ложечки или им подобное для выкладки гуаши на палитру,
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Познавательная беседа
Ребята, отгадайте мою загадку:
Зовусь я также как конфета,
Но только я цветок такой.
Цвету в саду и огороде летом,
И глаз ваш радую собой. (Ирис)
Правильно, это – цветок ирис. Он начинает цвести примерно в середине мая. Существует множество видов и окрасов ирисов. И каждый по-своему прекрасен.
Сегодня я хочу предложить вам нарисовать этот простенький, но очень красивый цветок с «конфетным» названием ирис. Почему он так назван? Может быть, его аромат так же сладок, как и всем известные конфетки – ириски? Но это не так. Легенда нам говорит о том, что своё имя цветок получил в Древней Греции по имени богини Ириды, которая как посланница богов сходила по радуге на землю, поэтому слово «ирис» в переводе с греческого означает радуга. Название этому цветку много-много веков назад дал великий греческий врач Гиппократ.
2 Пальчиковая гимнастика «Цветок на поляне»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, пальцы округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальчики в стороны)
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмичное движение пальцами вместе – врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения).
II Основная часть
1 Рассматривание образца
Предложить детям рассмотреть образец рисунка. Обратить внимание, как лепестки цветка похожи на живые. Добиться такого эффекта позволяет техника рисования целлофановым комочком: благодаря его неровностям и складочкам выполненный им отпечаток получается очень реалистичным, то есть похожим на настоящий лепесточек ириса. Стебелек и стрельчатые листочки выполнены при помощи стеки.
2 Выполнение рисунка
1. Наносим на палитру (или ее заменитель) ложечкой гуашь фиолетового цвета, слегка размазываем, придавая овальную форму. Вплотную выкладываем гуашь белого цвета, так же придаем форму овала. Макаем целлофановый комочек в полученное двухцветное пятнышко краски. По центру альбомного листа (помочь детям найти правильное место) выполняем отпечаток и получаем первый лепесток ириса.
2. Добавляем на палитру красок и таким же способом выполняем отпечатки еще двух верхних боковых лепестков. Уточняем, что эти лепестки выходят из одной точки, как и первый лепесток, но слегка наклонены в стороны и немного заходят на его поверхность. Тем же способом рисуем два нижних лепестка. Обращаем внимание на то, что в этом случае лепестки тоже выходят из той же точки, но уже находятся на некотором расстоянии, не заходя друг от друга. Также заостряем внимание на том, что при выполнении печатания лепестков необходимо учитывать цвет гуаши, нанесенный на целлофановый комочек: его белый кончик должен быть направлен к центру цветка.
3. Ватной палочкой гуашью желтого цвета наносим точки, характерные для окраса лепестков ириса. Стекой прорисовываем прожилки.
3 Физкультминутка «Цветы»
Раз-два-три, выросли цветы. (Сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (Тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (Смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал. (Раскачивают руками влево-вправо над головой)
Влево качнулись – низко прогнулись. (Наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (Наклоняются вправо)
Ветерок, убегай! (Грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (Приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (Медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
4 Дорисовка деталей рисунка и его украшение
1. Гуашью зеленого цвета при помощи стеки (узкой стороной) рисуем наброски будущих стебля и листочков. Далее погружаем стеку в баночку с гуашью и, прижав стеку к листу бумаги боковой поверхностью, выполняем протягивающее движение сверху вниз по предварительно выполненному наброску листочка.
Предупредить, что нарисовать одним движением листочек не получится: не хватит нанесенной на стеку краски. Необходимо будет несколько раз повторить манипуляцию с погружением стеки в баночку с гуашью. Каждый раз продолжаем рисовать листочек с того места, на котором остановились, чтобы набрать дополнительную порцию краски.
2. Зубной щеткой или жесткой кистью выполняем набрызг (производим резкие отрывистые движения указательным пальцем по щетине, с нанесенной на нее краской желтого и салатового цветов).
III Заключительная часть
Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают свое оценочное мнение.
Детям задаются вопросы: понравилось ли рисовать в новой технике? было ли сложно? что именно?
Если ребятам понравилось рисовать в новой технике и они хотели бы порисовать, используя ее, дома, объяснить, что такой целлофан можно получить из обычных упаковок: коробок конфет, пачек чая, печенья и т.д. Рисовать целлофановым комочком можно не только ирисы, но и другие цветы. Например, тюльпаны, пионы и другие.
Рисунки собираются, просушиваются, затем помещаются в портфолио воспитанников.