Весна. Дифференциация звуков [р] – [р’] в словах. Конспект индивидуального коррекционного занятия с ребенком старшего дошкольного возраста

- 14:03КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Конспект индивидуального коррекционного занятия с ребенком старшего дошкольного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

 

Наталья ДЕХТЕРЕВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 38 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Тема: «Весна. Дифференциация звуков [р] – [р’] в словах».

Задачи:

– формировать умение дифференцировать звуки [р] – [р’] в словах;
– развивать продолжительный речевой выдох, мелкую и артикуляционную моторику;
– закреплять умение составлять рассказ-описание по опорным картинкам;
– воспитывать любовь к природе.

Оборудование: настенное пособие «Приветственный поезд», гексы на тему «Весна», «бабочки», презентация «Весна», нарисованные проталины, цветы, объемное дерево, «Нейролабиринт», картинка с одеждой, стенд со смайликами.

Презентация: https://drive.google.com/file/d/1l2mYOcnr81adsNJIXDCrdE_g_U5hOhqT/view?usp=sharing

 

Ход занятия

Организационный момент «Приветственный поезд»

Ребенок заходит в кабинет и здоровается с учителем-дефектологом одним из вариантов приветствия, расположенным в вагончиках настенного пособия.

Загадка о весне

Птицы по небу летят,
Все на родину хотят,
Верба расцветает,
Трактор выезжает.
Все сугробы тают,
Когда это бывает? 

(Учитель-дефектолог вешает на доску гекс «весна»)

Учитель-дефектолог. Сегодня мы будем вспоминать приметы весны и будем учиться различать звуки [р] – [р’].

Дыхательная гимнастика «Помоги бабочкам взлететь»

К нам прилетели бабочки. Их крылышки еще не окрепли после зимы, давай поможем бабочкам взлететь. Носиком вдыхаем, щечки не надуваем. (Ребенок сдувает «бабочек» с ладошки)

Какие еще насекомые появляются весной? (Педагог вешает на доску гекс «насекомые»).

Зрительная гимнастика

Учитель-дефектолог. Бабочка хочет с тобой поиграть. Она будет летать в разные стороны, а ты следи за ней глазками, не поворачивая головой. (Учитель-дефектолог двигает «бабочкой» влево, вправо, вверх, вниз, по кругу. Ребенок следит глазками за «бабочкой»)

Артикуляционная гимнастика «Весна» (презентация)

А теперь выполним артикуляционную гимнастику. Следи в зеркале за язычком.  

1-й слайд. Наступила весна.
2-й слайд. Животные, насекомые, птицы, растения и люди радуются весне. (Упражнение «Улыбочка»).
3-й слайд.
Становится теплее, солнце ярче светит (зажмурим левый, затем правый глаз).
4-й слайд.
После зимней спячки медведь вылез из своей берлоги и позевал (имитация зевания). Проснулся исхудавший барсук (втянуть щеки).

5-й слайд. На крышах домов и деревьев появились сосульки (открыть рот, вытянуть «острый» язык). Когда они тают, мы слышим звук капели «Тдд-тдд-тдд» (поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд»).
6-й слайд. Солнце растапливает сугробы, бегут весенние ручьи то влево, то вправо (упражнение «Часики»).
7-й слайд. Вода напоит деревья, у них набухнут почки (спрятать «широкий» язык под верхнюю губу, затем под нижнюю).
8-й слайд. На весенние работы в поле выехал трактор (рот открыт, губы в улыбке, кончик языка ударяется об альвеолы (бугорки) за верхними зубами «ДР-Р-Р-Р, ТР-Р-Р», выполнять под счет до 10)
Как изменилась погода весной?

(Учитель-дефектолог вешает на доску гекс «погода»)

Упражнение «Проталины»

Снег растает и на земле появляются проталины. Давай будем прыгать с одной проталины на другую и повторять за мной слоговые цепочки: ра-ря-ра, ра-ря-ря, ря-ра-ря и т.д. (Ребенок прыгает по нарисованным проталинам и повторяет слоговые цепочки).

Молодец, мы получаем еще один гекс.

(Педагог вешает на доску гекс «проталины»).

Упражнение «Цветочная полянка»

По проталинкам мы пришли на цветочную полянку. На дерево мы прикрепим цветы со звуком [р’], под деревом посадим цветочки со звуком [р]. (Ребенок распределяет цветы)

Какие еще цветы вырастают весной? Молодец, мы получаем еще один гекс.

(Педагог вешает на доску гекс «цветы»).

Пальчиковая гимнастика «Грачи»

Мы лепили куличи. (Лепить пирожок)
Прилетели к нам грачи. (Помахать крыльями)
Первый грач испек пирог, (загибать пальчики по очереди на одной руке).
А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке.
Выходи грачей считать.

Упражнение «Нейролабиринт»

К нам прилетели грачи. Давай поможем им заселиться в скворечник. Проведи одновременно двумя пальчиками по дорожкам, собери червячков и повтори чистоговорки.

Ра-ра-ра – пришла весенняя пора
Ру-ру-ру – собирайте детвору
Ре-ре-ре – играют дети во дворе
Ры-ры-ры – зазвенели уже комары
Ре-ре-ре – зеленеет трава во дворе
Рёза-рёза-рёза – распустила сережки берёза
Рень-рень-рень – скоро расцветет сирень
Ра-ра-ра – весне рада детвора

Какие еще птицы прилетают весной? Молодец, мы получаем еще один гекс.

(Педагог вешает на доску гекс «перелетные птицы»).

    

«Весенняя прогулка»

Собери Рому и Риту на прогулку. Ромину одежду со звуком [р] закрой синим камешком, одежду для Риты со звуком [р’] – зеленым.

Как нужно одеваться весной на улицу? В какие игры можно играть на улице весной? Мы получаем еще один гекс.

(Учитель-дефектолог вешает на доску гекс «одежда»).

Составление рассказа-описания о весне по гексам

Составим рассказ о весне. (Ребенок составляет рассказ-описание по гексам).

Итог занятия. Рефлексия (стенд со смайликами)

О чем мы сегодня разговаривали? Какие звуки мы различали? Выбери смайлик на стенде и объясни, почему ты его взяла.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий