Формирование у учащихся интереса к достижениям нашей страны в области космических исследований.
Вероника КРЕЧИК,
учитель немецкого языка
ГУО «Большешиловичская базовая школа Слонимского района»,
Гродненская область
Цели: формирование у учащихся интереса к достижениям нашей страны в области космически исследований; воспитание чувства патриотизма и гордости за достижения нашей страны; уважение к людям, посвятившим свою жизнь покорению космоса; развитие познавательного интереса к изучению космоса.
Задачи:
– развивать память, творческие способности;
– расширять кругозор детей;
– воспитывать чувство коллективизма и способствовать сплочению коллектива.
Оборудование: звёзды с загадками, верёвки, проектор, ноутбук, две пачки сока, раздаточный материал.
Эпиграф: «Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди», – Ю.Гагарин.
Ход мероприятия
Учитель. Много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полёте к звёздам. Миллиарды мерцающих ночных светил заставляли его уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания. Шли века, человек приобретал всё большую власть над природой, но мечта о полёте к звёздам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. Легенды и мифы всех народов полны рассказов о полёте на Луну, к Солнцу и звёздам.
12 апреля 1961 года все мифы стали реальностью, так как первый полёт в космос совершил гражданин Советского Союза, лётчик-космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1». В Беларуси, как и во многих странах, этот день называют Днём космонавтики.
7 апреля 2011 на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, официально провозгласившая 12 апреля Международным днём полёта человека в космос.
23 марта 2024 года первая в истории суверенной Беларуси женщина-космонавт Марина Василевская отправилась с космодрома Байконур на Международную космическую станцию в составе основного экипажа 21-й экспедиции.
Просмотр видеосюжета «Марина Василевская – первая женщина-космонавт в истории суверенной Беларуси» https://yandex.by/video/preview/11328323297683731274
Учитель. Дети, вы знаете, что на данный момент в космосе побывало более 600 человек из 40 стран мира. И только четверо из них – белорусы. В четвёртом классе на уроке «Человек и мир» вы уже с ними знакомились. Это Пётр Климук, Владимир Ковалёнок, Олег Новицкий и уже знакомая вам Марина Василевская.
Я сейчас предлагаю вам из представленных фото найти нужные.
А давайте немного поработаем с мировой сетью и найдём информацию о наших известных космонавтах. Для этого мы разделимся на пары. Каждой паре необходимо подготовить рассказ о космонавте, уделив внимание наиболее интересным фактам об этом человеке. На презентацию у вас 5–7 минут.
А сейчас давайте закрепим наши знания, посмотрев видео «Белорусы в космосе»: https://www.youtube.com/watch?v=fh5VwElFovA
Теперь каждому из вас известны наши белорусские покорители космоса.
Давайте немного поиграем. Для этого мы разделимся на две команды. Ваша задача – за 3 минуты составить как можно больше слов из слова «КОСМОНАВТИКА». А, чтобы процесс шёл лучше, вы это будете делать под песню группы «Земляне» «Трава у дома».
Проверка результатов
Ребята, вы уже многое знаете из книг, из курса «Человек и мир» о космосе. Давайте в тех же командах поучаствуем в «Небесной викторине».
Вопросы:
1 Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)
2 Золотые цветы вечером расцветают, а утром исчезают. (Звёзды)
3 Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (Метеориты)
4 Чудо-птица, алый хвост, прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
5 Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
6 Имя нашей родной планеты, на которой мы все живём. (Земля)
7 Круглое застеклённое окно в самолёте, на морском судне или космическом корабле. (Иллюминатор)
8 Так называется профессия людей, которые летают на космических кораблях. (Космонавт)
9 Естественный спутник Земли. (Луна)
10 Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (Юрий Гагарин)
11 К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет)
12 Первый космонавт, ступивший на поверхность Луны? (Нил Армстронг)
Как известно, покорять космос могут только люди с крепким здоровьем. Посмотрим, есть ли среди нас такие? Продолжаем трудиться в группах!
Конкурс «Самый здоровый экипаж»
Ребята, вам предстоит надуть шары, завязать их, а затем связать между собой. В этом конкурсе оценивается качество и быстрота. (Звучит музыка, пока дети выполняют задание).
Отлично справились! Предлагаю принять участие в интерактивной игре «Космический лабиринт».
(На экране появляется таблица с вопросами). Вам необходимо поднять руку и ответить «Да» или «Нет».
Первая женщина – космонавт – Савицкая.
Да Нет
Полет Гагарина длился сутки.
Да Нет
Позывной Терешковой – «Чайка».
Да Нет
Гагарин – первый космонавт в мире.
Да Нет
Титов был первым в открытом космосе.
Да Нет
Конструктор первых ракет – Королев.
Да Нет
Основоположник космонавтики – Галилео Галилей.
Да Нет
Лайка – первая собака на орбите Земли.
Да Нет
Перед полетом Гагарин произнес: «Поехали!»
Да Нет
Гагарин облетел вокруг Земли два раза.
Да Нет
Земля – спутник Луны.
Да Нет
Солнце – ближайшая звезда к Земле.
Да Нет
Первый спутник Земли запустил СССР.
Да Нет
Да Нет
«Союз» – первая орбитальная станция.
Да Нет
«Кедр» – позывной Гагарина.
Да Нет
Молодцы! Мы продолжаем готовиться к космическому полёту и выполним задание «Лазерные лучи».
Вы видите натянутые между стульев и парт, расставленных по классу, верёвки. Давайте поочерёдно попытаемся пробраться сквозь эти «лазерные лучи», не касаясь их.
Отлично справились, возможно, среди вас есть будущие космонавты!
Наше следующее задание называется «Звездопад».
У меня в руках звезды, не простые, а загадочные (звезды из бумаги с загадками).
Каждый ученик, в порядке очереди подходит и вытаскивает по одной звезде. Читает загадку, написанную на обратной стороне, и даёт отгадку.
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает
(Ответ: звёзды)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар
(Ответ: Земля)
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдёт
И всех разбудит
(Ответ: Солнце)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…
(Ответ: комета)
Что за чудная машина
Смело по Луне идёт?
Вы ее узнали, дети?
Ну, конечно …
(Ответ: Луноход)
Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Этот вечный путник
Под названьем…
(Ответ: Спутник)
Там все знаки зодиака –
Водолея, Девы, Рака.
Светятся и ночью, и днём,
Туда смотрит астроном
(Ответ: Космос)
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Ответ: Большая Медведица)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит
(Ответ: Космонавт.)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический…
(Ответ: метеорит)
Вы меня приятно удивили своими знаниями о космосе. Мы сегодня уже говорили о Юрии Гагарине. Его полёт длился 1 час и 48 минут. За это время он благополучно облетел земной шар и вернулся на Землю. А скажите мне, пожалуйста, как увековечена память о Юрии Гагарине? (Ответы учащихся). Вы правы, в Москве на Октябрьской площади стоит памятник. А также его именем названы площади, улицы и города в России.
А знаете ли вы, в каких белорусских городах есть улицы и площади, названные в честь космонавтов? (Ответы учащихся).
А сейчас, ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту стелу. Как вы думаете, где она расположена и, кто на ней изображён? Правильно, в городе Минске, на улице Космонавтов, находится памятник скульптора Ивана Миско, на котором изображён барельеф с профилями Петра Климука, Владимира Ковалёнка и Олега Новицкого.
Итак, мы многое сегодня узнали о космосе, космонавтах, об освоении космоса. Какое значение имеет освоение космоса для человечества? (Ответы учащихся).
Я думаю, что наше сегодняшнее космическое приключение оказалось увлекательным и информативным, а как считаете вы? Поделитесь своими впечатлениями! (Ответы учащихся).
Я рада, что ваши отзывы о нашем уроке столь позитивны. На сегодня наш полёт завершился, но у него обязательно будет продолжение.