Интерактивный классный час «Давайте поклоняться ДОБРОТЕ» (урок нравственности), 8-й класс

- 11:31Классный час

Воспитание милосердия, человечности, умения прийти на помощь нуждающимся в ней.

 

Елена ДОРОНИНА,
учитель музыки
ГУО «Средняя школа № 8 г. Орши»,
Витебская область
lenulia.d@mail.ru

 

 

Цели: воспитание милосердия, человечности, умения прийти на помощь нуждающимся в ней.

Задачи:

– помочь учащимся раскрыть содержание понятий «доброта», «милосердие», «гуманность»;
– способствовать развитию нравственных качеств учащихся;
– развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации, делать выводы;
– обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Оборудование: на доске – надпись «Давайте поклоняться доброте», афоризмы и высказывания о доброте, милосердии, чуткости, гуманности; на столах у команд стикеры, ручки, листы ватмана, вырезанные лепестки цветка, изображение планеты, словосочетания для пословиц; на стенде – выставка фотографий «Твори добро».

 

Ход классного часа

Организационный этап

При входе в класс каждый ребёнок берёт из шкатулки заранее подготовленное сердечко, и по цветовой гамме ребята делятся на группы.

– Добрый день! Сегодня наш классный час я назвала «Давайте поклоняться Доброте». А начать его хочу со стихотворения:

У доброты нет имени, лица,
Нет города, нет улицы, нет дома.
У доброты есть только добрая душа,
Которая всегда помочь готова.
У доброты есть искренность, тепло,
Есть чудо, что идёт от сердца к сердцу.
Нам очень нужно в жизни всем добро,
Оно даёт заботу и надежду.
Оно даёт терпение и жизнь,
Из темноты нас выведет дорогой.
Даёт нам радость, любит и хранит,
У Доброты уютно, как у Бога.

Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на нашей встрече? (Ответы детей)

Вступление. Упражнение «Алфавит»

На доске слова «МИЛОСЕРДИЕ», «ДОБРОТА», на столах у детей стикеры с буквами этих слов.

Ребята, у вас на столах стикеры. Ваша задача придумать слова-ассоциации или синонимы по теме нашего урока нравственности к каждой букве слов «МИЛОСЕРДИЕ», «ДОБРОТА».

Слова, придуманные детьми, крепятся к соответствующей букве на ватмане, совместно придумываются слова на оставшиеся буквы. Проходит обсуждение, выделяются слова, которые более всего отражают сущность темы. 

Основная часть

– Послушайте рассказ «Перед вами две дороги. Выбирайте…» 

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
– Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил парень, сжав ее руку.
– Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, кровь на штанине.
– А нам-то что? Он сам виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует. Зачем ему помогать?
– Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. Вызови «скорую».
– Еще что!
– Ему же больно! Да как ты можешь? Больно, понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня, подошла к человеку.
– Что с вами?
– У меня сломана нога. Я не знаю, что мне делать и где в этом городе больница.
Парень подошел к ним.
– Позвони, вызови «скорую», пожалуйста, – обратилась девушка к парню.
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она приблизилась к парню.
– Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
– Неужели ты из-за какого-то бомжа можешь так поступить? Глупая. Ты пожалеешь об этом.
Парень ушел.
Девушка вызвала «скорую помощь» по телефонному автомату.
– Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдете свое счастье.

– Как вы думаете, можно ли оценить доброту, милосердие, заботу? (Ответы детей)

Вопросы для обсуждения:

– Почему молодой человек отказался помочь?
– Как бы вы поступили в этом случае?
– Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Сделав добро, проявив милосердие, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то попутчик, бродяга, друг – это и будет проявлением доброты и милосердия.

– Одно из самых красивых слов на свете – слово «милосердие». Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

– Обратите внимание, из частей каких слов состоит слово «милосердие»:

«мил» – милость – это любовь, жалость.

«серд» – сердце, сердечный, добрый человек.

– Как вы понимаете значение словосочетания «милое сердце»? (Ответы детей)

Вспомните ситуации из своей жизни, когда по отношению к вам проявили милосердие (Ответы детей).

Упражнение «Цветы милосердия и доброты»

У каждого ребёнка лепесток, на котором он должен записать свой хороший, добрый поступок. Лепесток в конце упражнения приклеивается на заранее подготовленные листы со стеблями.

А сейчас я предлагаю вспомнить и написать на лепестках, лежащих у вас на столах о своих добрых поступках.

В конце упражнения делается общий вывод.

Получается, что добро и милосердие, так или иначе, сопровождают нашу жизнь.

В наше время очень ценны такие качества, как милосердие и доброта. Очень важно оставаться человеком с добрым сердцем и душой, чтобы наш мир становился добрее и светлее в окружении жестокости, материальных ценностей и неосознанности. Очень важно помогать слабым и беспомощным, и это добро обязательно вернётся.

А какие профессии на ваш взгляд являются «милосердными»? Почему?

(Ответы детей: спасатели, врачи, медсёстры, священнослужителя, сёстры милосердия при монастырях)

Любая профессия требует от человека особых знаний, умений, которые приобретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости нигде не учат. Поэтому, выбирая будущую профессию, вы всегда должны помнить о важности этих качеств.

Игра «Собери пословицы»

Многие великие умы человечества высказывались о доброте, милосердии, человечности, и эти мудрые высказывания вы прочитали на доске.

Я хочу предложить из словосочетаний, лежащих у вас на столах, собрать пословицы, обсудить смысл и поделиться со всеми своими мыслями.

1-я группа:

Доброе слово дом построит, / злое слово дом разрушит.
Худо тому, / кто добра не делает никому.
Жизнь дана / на добрые дела.

2-я группа:

Сколько в человеке доброты, / столько в нём и жизни.
Кто добро творит, / того Бог благословит.
Где есть добро, / там исчезает зло.

А сейчас мы совершим путешествие во времена правления Николая II. Я хочу рассказать вам о Великой княгине Елизавете Фёдоровне, сестре императрицы.

Видео о Великой княгине Елизавете Фёдоровне

Она, несмотря на своё высокое положение в обществе, не гнушалась грязной работы, ухаживала за ранеными в госпитале: убирала за ними, кормила с ложечки, поила. Она является ярким примером проявления милосердия и сострадания к людям.

Разве не сестра Императрицы?
Как же это – без обиняков
Деньги все – на нищих и больницы,
Силы – на больных и бедняков?

Были ведь богаты, в самом деле.
Что же не в шелках, не в соболях?
Руки от работы огрубели,
Ночи напролёт в госпиталях.

Где же Ваши слуги и кареты?
Отчего не в злате-серебре?
…Но не все бездомные согреты,
И толпа голодных на дворе…

В современном мире то, чем занималась княгиня, называется волонтёрством. Кто такие волонтёры? Чем они занимаются? (Ответы детей, обсуждение)

Волонтёры – это люди, которые добровольно и бескорыстно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.

Показ фотографий людей, нуждающихся в помощи и сострадании.

– Рассмотрите фото и расскажите, какую помощь можно оказать этим людям?
– Какие у вас возникли чувства?
– Всегда ли нужно проявлять милосердие?

Творческое задание

Перед вами на листах изображена наша планета, хочу предложить вам побывать сейчас волонтёрами и украсить нашу планету добрыми, милосердными делами. (Пишут на стикерах дела, которые выполняют волонтёры, и приклеивают на изображение земного шара. Подводится итог задания: выполненные работы вывешиваются на доску, и представители от группы называют волонтёрские дела).

Заключительный этап

Посмотрите, как красив наш мир, наша страна, где есть добрые, милосердные люди, готовые прийти на помощь.

Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.

Прошу, не будьте люди равнодушны,
Пусть лёд в сердцах растает навсегда,
От доброты мир станет непременно лучше,
И не страшны нам будут непогода и беда.
Спешите руку протянуть, прийти на помощь,
Любовь и состраданье проявив.
И стену безразличия к чужому горю
Делами добрыми, участием разбив.

Рефлексия

Учитель достаёт заранее приготовленные памятки в виде сердца «Быть милосердным…», раздаёт детям.

В конце нашего урока нравственности я хочу передать вам частичку знаний по теме нашей встречи, а вы мне в ответ скажите то важное качество, которое необходимо доброму, милосердному человеку.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий