Поможем другу Карлсона. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

- 9:32КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на автоматизацию звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Ирина ЧЕРКАС,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад №2 г. Ивье»,
Гродненская область

 

Задачи

Коррекционно-образовательные:

– закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [ш];
– продолжать учить четко произносить звук [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
– определять наличие звука [ш] в словах;

– продолжать учить навыкам словоизменения (образование существительных множественного числа от существительных единственного числа, образование прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, формы местоимений мой, моя, мои, мое).

Коррекционно-развивающие:

– продолжать развивать фонематическое восприятие, мышление, общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– способствовать воспитанию познавательного интереса, формированию положительной мотивации к учению.

Материалы и оборудование: логопедическое зеркало, картинки-символы к артикуляционным упражнениям, игрушка Карлсон, предметные картинки (в названии есть звук [ш]), карточки по автоматизации звука [ш], рисунок, на котором изображены шары с буквой Ш (её правильный и неправильные варианты), массажный шарик су-джок, аудиозапись, ручка.

 

Ход занятия

Приветствие

Педагог. (Называет имя ребёнка) Знаю одного сказочного персонажа. Он всегда такой веселый и озорной. И сегодня он прилетел к тебе в гости. Отгадай, кто он?

Все девчонки и мальчишки полюбить его успели!
Он – герой веселой книжки, за спиной его пропеллер! (Карлсон.)

Правильно, это Карлсон, который живет на крыше. У него есть маленький друг – Малыш. Как-то Малыш и Карлсон сидели на крыше и рассуждали. Карлсон говорил: «Важно, чтобы всегда было варенье, торт и конфеты», а Малыш возражал: «Главное – друзей иметь близких». Я задам тебе вопрос: «Как ты думаешь, кто прав? Но попрошу на него сразу не отвечать, ответишь в конце занятия.

А ещё Карлсон опечален тем, что Малыш не выговаривает последний звук в своем имени, и он очень страдает. И Карлсон озабочен проблемами друга. Мы с тобой можем помочь Малышу? (Да.) Так какой же звук не выговаривает Малыш? (Звук [ш].)

Объявление темы

Итак, сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Развитие артикуляционного аппарата и дыхания

Лучший в мире друг малышей приглашает тебя на удивительную экскурсию – на крышу! Ты уже понял, что путешествие нам предстоит непростое, значит, нужно подготовиться как следует.

Артикуляционная гимнастика

Давай напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться. (Ребенок выполняет упражнение «Блинчик»).

К блинам возьмем с собой вкусное варенье. (Ребенок выполняет упражнение «Вкусное варенье»).

Сладкий чай и нальем его в чашечку. (Ребенок выполняет упражнение «Чашечка»).

Чай горячий, подуем на него. (Ребенок выполняет упражнение «Фокус»).

После еды почистим зубки. (Ребенок выполняет упражнение «Почистим верхние зубки»).

Перед путешествием давай проверим, как перенесем качку. (Ребенок выполняет упражнение «Качели»). Качка нам не страшна!

Молодец, ты отлично справился. Однако нам нужно поторопиться.

Дыхательная гимнастика «Заведи пропеллер»

Карлсон – такой непоседа! Стоит ему только нажать на кнопку за спиной, тут же начинает работать хитроумный моторчик. Но вот беда, моторчик почему-то не заводится. Давай поможем Карлсону завести его. Сильно подуй на моторчик, чтобы он завелся. (Ребёнок выполняет).

Ты просто молодец! Карлсон очень доволен, что моторчик опять заработал.

Обучение Малыша мы с тобой начнем с того, что еще раз произнесем долго и красиво звук [ш]. (Ребёнок произносит).

Молодец, правильно произносил звук [ш]. А где в природе встречается звук [ш]? (Ответы ребёнка).

Автоматизация звука [ш]в слогах

Карлсон – большой шалун, он предлагает пошуршать. Повторяй за мной:

ша – шу – ши           аш – уш – ишшта – шту – шты
ши – ша – шу            иш – аш – ушшка – шко – шку
шу – ши – шауш – иш – ашшма – шмо – шма
шну – шна – шны (Ребёнок повторяет за педагогом).

А теперь будем перепрыгивать с кочки на кочку, вот так (Педагог показывает образец) и повторяй за мной:

аШта – аШва – аШка – анШа – амШа – акШа. (Ребенок пальчиками имитирует прыжки по половинкам массажного шарика су-джок, разложенным на столе и повторяет за педагогом).

Массаж ладошек колючим мячиком

Возьми в ручки массажный мячик и катай его между ладошками, проговаривая слова вместе со мной:

Этот мячик, словно ежик,
Меж ладошками кладем.
Им ладошки разотрем.
Вверх-вниз его катаем –
Свои ручки развиваем.

(Ребенок катает между ладошками массажный шарик су-джок и проговаривает слова вместе с педагогом).

Автоматизация звука [ш] в словах

Игра «Один и не один»

Карлсону так хочется помочь другу, что он, можно сказать, перекопал бабушкин сундук в поисках чего-то полезного и нашел вот такие карточки. Немного волшебства. Был один, а станет не один. Я назову один предмет, а ты не один такой же предмет. (Педагог по картинкам называет один предмет, а ребёнок не один такой же предмет).

Молодец!

Игра «Скажи ласково»

Карлсон очень любит превращения. Давай превратим большие предметы в маленькие. Называй маленькие предметы ласково. (Педагог по картинкам называет большой предмет, а ребёнок такой же только маленький, в уменьшительно-ласкательной форме).

Игра «Мой, моя, мои, моё»

А теперь назови только те картинки, про которые можно сказать «мой» (моя, мои, моё). (Ребёнок называет по предметным картинкам, например: моя шина, шуба, мои шорты, уши,…).

Физкультминутка (Педагог и ребёнок вместе выполняют соответствующие действия)

Карлсон зовет тебя на крышу,
Поднимайся ты неслышно.
Руки в стороны поднять,
На носочки срочно встать.
Выше, выше… Опустись,
Поклонись, улыбнись,
А теперь, прошу, садись.

Итак, мы у Карлсона на крыше.

Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях

Игра «Любимое лакомство»

Мы пришли в гости не с пустыми руками, а принесли Карлсону его любимое лакомство – варенье. Варенье из вишни – значит варенье какое? (Вишневое варенье). Из яблок? (Яблочное варенье). Из малины? (Малиновое варенье). Из клубники? (Клубничное варенье). Из груш? (Грушевое варенье).

Игра «Неправильная буква»

Карлсон так любит своего друга Малыша, что просит помочь ему собрать шарики, но не все, а с буквой Ш. Все ли буквы написаны правильно? Шарики, на которых буква Ш написана неправильно, пусть улетают. От шариков с буквой Ш нарисуй ниточку, а из шариков, где буква Ш написана неправильно, нарисуй выходящий воздух. (Звучит музыка из мультфильма и ребёнок выполняет задание).

Молодец, какой ты внимательный. Имя ребёнка, напомни Малышу, из чего же состоит буква Ш? (Из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх.)

Гимнастика для глаз

Устали глазки? Давай сделаем гимнастику для них. (Педагог выполняет вместе с ребёнком).

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

Игра «Найди» (на развитие фонематического восприятия)

Карлсон придумал забавную игру со звуком [ш]. Ему очень хочется помочь Малышу. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. (Ребёнок называет предметную картинку и определяет наличие звука в слове).

Автоматизация звука [ш] в предложениях

Игра «Составь предложение»

Я сорвала одну ромашку. А ты – сколько сорвал ромашек? (Я сорвал три ромашки).

Я увидела одну зеленую лягушку. А ты – сколько увидел зеленых лягушек? И т. д. (Ребенок выполняет задание по предметным картинкам).

Подведение итогов

Имя ребёнка, как ты думаешь, Малыш научился произносить звук [ш]? (Да). Кто ему в этом помог? (Мы).

Чем же мы сегодня занимались? (Ответ ребёнка).

Так кто же был прав, Карлсон или Малыш? (Малыш).

О чем же эта замечательная сказочная повесть? (Ответ ребёнка).

Рефлексия

Продолжи, пожалуйста, предложения.

Я учился… (Ответ ребёнка). Я научился…(Ответ ребёнка). Мне было интересно…(Ответ ребёнка). Мне было трудно…(Ответ ребёнка). Я узнал…(Ответ ребёнка).

Какое у тебя настроение? (Ответ ребёнка).

Молодец! Наше занятие прошло очень хорошо, ты отлично старался. До встречи!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий