Формирование гражданственности, ответственности, патриотизма и гордости за свою Родину.
Вероника КРЕЧИК,
учитель немецкого языка
ГУО «Большешиловичская базовая школа Слонимского района»,
Гродненская область
Тема: «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!»
Цель: формирование гражданственности, ответственности, патриотизма и гордости за свою страну, свою Родину.
Задачи:
– помочь учащимся осознать себя частью своей страны, воспитывать гордость за свою страну и её достижения;
– формировать гражданские ценности, позитивное отношение к своей стране, желание сделать её лучше;
– акцентировать внимание учеников на страницах нашей истории;
– развивать креативную активность.
Оборудование: государственная символика – герб и флаг Республики Беларусь; иллюстрации (картинки с видами спорта – теннис, биатлон, фристайл, хоккей, прыжки на батуте, гребля, фотографии спортсменов Беларуси); презентация, запись «Полонеза», иллюстрации с достопримечательностями Беларуси; цветные карандаши, ноутбук.
Предполагаемый результат: формирование активной жизненной позиции, гордости за свою Родину.
Ход урока
Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь.
А.Г.Лукашенко
Учитель (под «Полонез» Огинского). Добрый день, мои дорогие шестиклассники. Вот вы и стали на класс старше, а, соответственно, вы повзрослели, поумнели и стали более осознанно воспринимать многое. Так заведено, первый урок во всех белорусских школах един. В этом году он называется «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!» (написано на доске, а вокруг надписи прикреплены либо нарисованы изображения аистов). У меня сразу вопрос: о чём мы будем с вами сегодня говорить? (Предположительные ответы учащихся: о Беларуси, её достижениях, о науке, спорте, экономике, географическом положении, об управлении…)
Каждый из вас по-своему прав, потому что мы действительно будем говорить о нашей любимой Родине, о Беларуси, о её достижениях. Так как наш класс творческий, то я просила вас, ребята, написать небольшие стихи о нашей Родине, о жизни на её территории, о ландшафтах, культуре – обо всём, о чём вам хотелось. Сейчас продекламируйте, пожалуйста, что у вас получилось.
Ученик 1.
Идеальная для жизни,
Для работы и туризма.
Беларусь, цвети садами!
Ты – источник оптимизма!
Ученик 2.
Страна для жизни Беларусь,
Стоит среди лесов.
В её озёра окунусь
И покормлю зубров.
Ученик 3.
Беларусь – страна для жизни,
Достатка, радости, побед.
Все благодарны мы Отчизне!
Живём мы здесь, не зная бед!
Ученик 4.
Страна для жизни – Беларусь,
И этим очень я горжусь.
Леса, река, поля, озёра,
Всё здесь имеется для взора!
Ученик 5.
Изучи Беларусь!
Прикоснись к ней душой!
Ощути аромат!
Возгордись ты страной!
Ученик 6.
Имеется страна для жизни,
Красивая, богатая дарами.
Все силы отдаём Отчизне,
Пусть процветает Беларусь с годами!
Учитель. Какие же вы молодцы, ребята, каждое четверостишие – шедевр! Все ваши строки пропитаны огромной любовью к Родине. Я рада, что вы растёте настоящими патриотами своей страны, вы видите её красоту, чувствуете душой свою Батьковщину и отмечаете её развитие за последние годы.
Но любить свою Родину и знать её – это не одно и то же. Насколько хорошо вы знаете Беларусь, сейчас мы проверим. Вы видите, что на партах и учительском столе расположены различные «станции». Их шесть. Мы должны поработать на каждой станции и выполнить все задания.
В конце учитель подводит итог общей работы.
Станция 1. «Символы государства»
Понимание глубокого исторического и политического значения герба и флага Беларуси, умение исполнять наш гимн, знание Конституции – Основного Закона страны – должны стать неотъемлемой частью общей культуры каждого белоруса. Необходимо, чтобы в Беларуси сформировался настоящий культ государственных символов. Чтобы они почитались в каждом белорусском доме, являя собой предмет гордости и источник патриотизма.
А.Г.Лукашенко
Задание 1. Блиц-опрос
1 Что является символами страны? Когда в Беларуси отмечается День герба, флага и гимна?
2 Учащимся предлагается распечатка со словами гимна Беларуси (первый куплет и припев), но в ней имеются пропуски. Учащиеся должны заполнить все пропуски.
(Во время проверки с помощью мультимедийного проектора на доске появляются слова гимна Республики Беларусь, дети не только проверяют правильность выполненного задания, но ещё и подпевают).
Мы, беларусы – … людзі,
Сэрцам … роднай зямлі,
Шчыра сябруем, … гартуем
Мы ў …, вольнай сям’і.
Слаўся, зямлі нашай … імя,
Слаўся, народаў братэрскі …!
Наша … маці-Радзіма,
Вечна жыві і …, Беларусь!
Задание 2. Флаг Республики Беларусь
Из предложенных флагов выберите, пожалуйста, флаг Беларуси
Задание 3. Герб Беларуси
Разрисуйте, пожалуйста, герб Беларуси и объясните, что обозначает каждый элемент.
Учащимся раздаётся нераскрашенная картинка, затем слушаются их объяснения. Потом вывешивается оригинал, и рисунки сравниваются с ним. Аудиозапись о гербе: https://www.youtube.com/watch?v=C3FWZXC8OSo
Станция 2. «Беларусь культурная»
Культура – вот что делает белоруса белорусом.
А.Г.Лукашенко
Учитель. Республика Беларусь имеет богатое духовное наследие. Оно формировалось на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение. Несмотря на разрушительные войны, стихийные бедствия, общество приумножало достижения предков, развивало науку, литературу, искусство, повышало свой культурно-образовательный уровень. Совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом, и есть национальное богатство.
Национальное богатство создаётся всеми национальными общностями, проживающими в стране. В Республике Беларусь сформировались гармоничные отношения между национальными общностями. Свободное развитие культур, традиций всех национальных общностей, проживающих в нашей республике, базируется на государственной политике, учитывающей интересы всех этнических групп.
Сегодня государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь насчитывает более 5,6 тыс. историко-культурных ценностей, среди которых: памятников археологии – 2248, памятников архитектуры – 1804, памятников истории – 1215, нематериальных проявлений творчества человека – 152, движимых материальных историко-культурных ценностей – 104, памятников искусства – 66, памятников градостроительства – 11, заповедных мест – 4.
Наиболее выдающиеся для отечественной и мировой культуры объекты включены в списки всемирного наследия ЮНЕСКО.
В частности, в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены:
в 1992 г. – Беловежская пуща (памятник природы);
в 2000 г. – замковый комплекс «Мир» (г.п. Мир Кореличского района Гродненской области);
в 2005 г. – архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиже (Минская область)
В Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО включены:
– праздничный рождественский обряд «Колядные цари» в деревне Семежево Копыльского района;
– «Торжество в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской» (Будславский фест)» в аг. Будслав Мядельского района;
– весенний обряд «Юрьевский хоровод» в д. Погост Житковичского района, «Культура бортничества Беларуси и Польши».
В целях популяризации историко-культурного наследия Министерством культуры в 2020 году создан поисковый сайт «Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь» (gosspisok.gov.by), который является информационным ресурсом, позволяющим любому пользователю быстро находить информацию об историко-культурных ценностях, в том числе через мобильные приложения.
Я вам, ребята, очень рекомендую зайти на этот сайт, ознакомиться с этим ресурсом и ваша гордость за страну, в которой вы родились и живёте, будет ещё больше.
Мы с вами часто совершали экскурсии в разные уголки нашей страны, виртуальные в том числе. Давайте попробуем вспомнить увиденное и попытаемся соотнести название замка, дворца с картинками.
Задание. Соотнесите картинки с подписями (Детям раздаются картинки и названия замков и дворцов, а они должны их соотнести друг с другом)
Мирский замок Старый и Новый замки в г. Гродно
Несвижский замок Гольшанский замок
Лидский замок Новогрудский замок
Ружанский дворцовый комплекс Коссовский замок
Станция 3. «Промышленность Беларуси»
Главное – стратегически мы должны делать свою экономику так, чтобы она была по максимуму привязана к местному сырью.
А.Г.Лукашенко
О промышленности Беларуси можно говорить часами, и на протяжении года мы ещё не раз будем возвращаться к этой теме. Нам здесь действительно есть чем гордиться и что беречь! Товары из Беларуси известны далеко за пределами Беларуси. И их всегда характеризуют одним словом: высококачественные!
Давайте, ребята, мы посмотрим презентацию о промышленности Беларуси и ответим на вопросы, имеющиеся на слайдах.
Молодцы, вы хорошо поработали, а сейчас закрепим то, что вы узнали.
https://learningapps.org/watch?v=pgcvj4m1522 (Учащиеся по ссылке выполняют на компьютере задание, где они должны соотнести продукт с производителем).
Станция 4. «Спортивная»
Хочу, чтобы дети в Беларуси умели держать клюшку, бегать на коньках и
хотя бы с маленькой горки кататься на лыжах.
А.Г.Лукашенко
Республика Беларусь занимает достойное место в мировой спортивной семье. Страна стабильно входит в двадцатку сильнейших держав мира, принимающих участие в Олимпийских играх.
Всестороннее развитие физической культуры и спорта – один из приоритетов социальной политики государства. В Беларуси обеспечены все необходимые условия для занятий спортом – как на профессиональном, так и любительском уровне. Ведется большая работа по созданию современной общедоступной спортивной инфраструктуры, приобщению молодого поколения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, подготовке олимпийского резерва, улучшению условий тренировок атлетов мирового уровня. Во всех регионах работают тысячи спортивных сооружений, их число с каждым годом увеличивается. Проводится множество спортивных мероприятий, растет количество их участников.
Только в последние годы Беларусь провела следующие международные соревнования: II Европейские игры, II Игры стран СНГ , чемпионат мира по хоккею в 2014 году, чемпионат Европы по фигурному катанию, легкоатлетический матч Европа – США.
А также в каждой области проходят свои массовые мероприятия. Например, в аг. Жировичи Слонимского района 3-й год уже проводился «Монастырский забег». А в 2023 году Слонимщина принимала у себя спортивно-культурный фестиваль «Вытокі».
Задание. У нас в Беларуси много известных спортсменов. Знаете ли вы их? Напишите, пожалуйста, каким видом спорта занимается каждый спортсмен:
Дарья Домрачева, Иван Литвинович, Владимир Самсонов,
Мелитина Станюта, Иван Тихон, Максим Мирный,
Екатерина Карстен, Алла Цупер, Юлия Нестеркова.
Молодцы! В спорте у нас тоже есть чем гордиться и что приумножать!
Станция 5. «Духовная»
В нашей национальной культуре заключены колоссальные духовные богатства. Это наш нравственный стержень, он помогает сохранить самобытность.
Сегодня, когда извне нам навязываются некие усредненные ценности,
порождающие безвкусицу, бездуховность, это для нас очень важно:
показать это богатство, сохранить свои идеалы, чувство собственного достоинства.
А.Г.Лукашенко
Республика Беларусь – многоконфессиональное государство, в котором отсутствуют религиозные конфликты.
Государственные органы в Беларуси на всех уровнях поддерживают инициативы религиозных организаций, направленные на обеспечение диалога между конфессиями на основе уважения к правам человека и религиозной терпимости.
Свобода вероисповедания в Беларуси гарантирована Конституцией. Права и свободы верующих закреплены также в Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».
В Республике Беларусь зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений.
Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1737 православных приходов, 15 епархий, 6 духовных учебных заведений, 36 монастырей, 15 братств, 9 сестричеств, 1 миссию.
Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко уделяет пристальное внимание вопросам деятельности религиозных организаций. Традиционно проводятся встречи Главы государства с членами Синода Белорусской православной церкви и руководством Римско-католической церкви в Беларуси.
В духовном плане значимым событием для нашей страны стало 550-летие обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери и 500-летие со дня основания Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря – духовной святыни нашего народа.
Нам с вами повезло: мы живём недалеко от Жировичской святыни и часто можем там бывать. Не менее красив и наш храм в аг. Большие Шиловичи Казанской Божией Матери. Давайте немного о нём поговорим. (Дети рассказывают о своём храме: кто настоятель, что они знают об истории возникновения храма и т.д.)
А сейчас давайте посмотрим небольшое видео о святынях Беларуси. https://www.youtube.com/watch?v=_p29MRAeHOE
Станция 6. «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Нет благороднее миссии, чем сохранение исторической памяти
во имя светлого будущего.
А.Г.Лукашенко
Дорогие учащиеся, в этом году у нас было много печальных дат: 80 лет назад фашисты сожгли деревню Ола, 81 год со дня Хатынской трагедии и других деревень-сестёр Хатыни. Мы много с вами говорили о геноциде белорусского народа. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся).
Как вы понимаете слова: «Перед памятью время бессильно»?
С каждым годом война от нас все дальше, а ветеранов и свидетелей трагических событий все меньше. Что можете сделать вы, чтобы память о трагических событиях и героях войны оставалась в веках?
На протяжении учебного года 2024/2025 мы будем много говорить о геноциде белорусского народа, а сейчас послушаем стихотворение Міколы Чарняўскага «За ўсё мы ўдзячны ім».
І кожны год,
Нібыта ўпершыню,
Прыходзім мы
Да Вечнага агню,
Нясём паклон,
Душы ўспамін –
Нам не забыць
Такіх хвілін.
На плошчах кветкі,
Бы ў лугах, цвітуць.
Нашчадкі
Клятву вернасці даюць
Сваім героям,
Мёртвым і жывым.
Мы помнім іх,
За ўсё мы ўдзячны ім!
Дети с зажжёнными свечами встают на минуту молчания.
Учитель. Вот наше первое путешествие в этом учебном году подходит к концу, все 6 станций позади, а впереди нас ждёт много интересных событий. Ребята, я рада, что у нас с вами состоялся сегодня диалог. Я услышала ваши мнения и суждения по различным вопросам и могу с уверенностью сказать, что в Беларуси подрастает достойное поколение патриотов. Я вам желаю мои юные патриоты…
– Шагать смело по жизни!
– Смотреть на мир с широко распахнутыми глазами!
– Объять необъятное!
Помните, вы – часть Родины, которой вы должны гордиться и которую вы должны беречь! Наше занятие хочу закончить словами Президента Республики Беларусь: «Мы прошли через испытания, которые сломали не один народ, но мы взяли судьбу в свои руки. Мы проснулись, и это лучшее, что могло с нами, белорусами, произойти. Согласитесь, Беларусь заслуживает, чтобы мы берегли ее и дорожили своим национальным статусом. Статусом гражданина сильной и независимой страны».