Работа с негативными предписаниями. Психологическая гостиная «Шаг навстречу» для родителей, дети которых признаны находящимися в социально опасном положении

- 9:37Психологическая помощь

Занятие направлено на организованное активное социально-психологическое обучение родителей психологическим навыкам. Родители в процессе занятия учатся понимать своих детей, приобретать навыки общения с ними. Использование речевых техник предоставляет возможность родителям обучиться эффективному способу общения с ребенком в напряженных для них ситуациях.

 

Наталья КУЗНЕЦОВА,
педагог-психолог,
ГУО «Детский сад № 80 г. Гродно»
udo80@oktobrgrodno.gov.by

 

 

 

Цель: расширить психологическую компетентность родителей в области влияния негативных родительских предписаний на развитие детей.

Задачи:

– познакомить родителей с понятием «негативные родительские предписания»;
– помочь в осознании того, как негативные родительские установки влияют на поведение и развитие детей;
– научить родителей позитивно формулировать свои наставления детям;
– закрепить навыки общения с детьми без использования негативных установок с помощью анализа и перефразирования негативных внушений.

Материал и оборудование: бейджи и ручки по количеству родителей, колокольчик, листы бумаги, коробка, карточка-ситуация «Хотелки», карточка «Стереотипы», карточка «Отвлечение», карточка «Стратегия», музыкальный центр, аудиозапись релаксационной музыки, чай, печенье, конфеты (для чаепития).

 

Ход занятия

Звучит тихая, легкая музыка.

Педагог-психолог. Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас в психологической гостиной «Шаг навстречу». Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном семейном кругу, ведь детский сад – это одна большая и дружная семья. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам подписать и прикрепить визитки-бейджи, чтобы все знали, как к вам обращаться.

Игра-приветствие «Европейский город»

Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе, настроить родителей на диалог, разнообразить репертуар телесных ощущений, создать непринужденную психологическую атмосферу.

Для проведения игры педагог-психолог и родители встают в круг.

– Мы, все участники, – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокольчика. Один удар колокольчика – здороваемся ладонями, два удара – здороваемся спинами, три удара – берем друг друга за плечи и легонько потряхиваем.

– Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о негативных, деструктивных предписаниях. Что же это такое? Это необдуманные фразы, с помощью которых родители чрезмерно стараются научить всему своего ребенка. Значение этих слов оседает в подсознании ребенка и становится жизненным сценарием.

Все семьи разные, и воспитание в каждой семье также отличается. Оглянувшись по сторонам, можно заметить, как с детьми разговаривают их родители; и это не всегда трепетное и бережное отношение.

Предлагаю вам, уважаемые родители, поработать именно с родительскими предписаниями. 12 классических деструктивных родительских предписаний, которые могут напрямую передаваться ребенку через слова:

1 Не живи (умри)!
Фразы: «Я сейчас тебя прибью!», «Да глаза мои тебя б не видели!»
2 Не будь собой!
Фразы: «Как жаль, что ты не мальчик… Мы б на рыбалку ходили…», «И в кого ты такая бестолковая? Вон Маша, твоя подружка, давно шнурки сама завязывает».
3 Не будь ребенком!
Фразы: «И когда ты вырастешь, наконец?», «Ты еще мал, вот твоя сестра большая…»
4 Не расти – оставайся маленьким!
Фразы: «Иди ко мне, моя маленькая, я тебя пожалею…», «Ты такая славная, маленькая…»
5 Не будь успешным!
Фразы: «Подумаешь, достижение – кровать застелил…», «Что ты делаешь какую-то ерунду…»
6 Не делай!
Фразы: «Не лезь!», «Не беги, не прыгай!», «Упадешь!», «Ударишься, разобьешься!»
7 Не будь первым!
Фразы: «Куда лезешь?», «Не высовывайся!»
8 Не принадлежи!
Фразы: «Да что ты с этими дрянными мальчишками связался!», «Какой-то ты не наш ребенок!»
9 Не думай!
Фразы: «Ишь ты, удумала…», «Делай, как я сказала!», «Я лучше знаю!»
10 Не будь здоровым!
Фраза: «И что ж ты такой болезненный…Держи вкусняшку!»
11 Не чувствуй!
Фразы: «Ты копаешься, как девчонка!», «Не плачь, ты же мужчина!»
12 Не будь близким!
Фразы: «Не висни на мне, костюм помнешь!», «Ну что, и минуту сам побыть не можешь?»

 

– Уважаемые родители, употребляете ли вы в общении со своими детьми такие фразы? Используете ли вы в общении с ребенком негативные установки? (Ответы родителей). А как реагировать на появление негативных жизненных установок?

Предлагаю 5 шагов к избавлению от стереотипов в речи родителя:

1 Я слышу, как кто-то так говорит/ эмоционально выражается.
2 Я начинаю слышать себя, что тоже иногда так эмоционально реагирую.
3 Я могу себя остановить.
4 Я могу выбрать, как реагировать по-другому на такую ситуацию.
5 Я выбираю, как реагировать по-другому на такую ситуацию.

– Мы озвучили все 12 деструктивных родительских предписаний. Я показала вам ошибки, но не показала образец, как надо, – результата не будет. Чтобы был результат, нужна эффективная и понятная система работы – многократное повторение до навыка.

Воспитание – это набор повторяемых действий. Это навык, и его можно получить путем повторений.

Обучение и повторение. Как встраивать навык? Через каждодневное общение. Только встроив новые речевые сценарии, возможно новое поведение родителя. И, как результат, новое поведение ребенка.

Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать родителю в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

Интерактивная игра «Стратегия»

Цель: закрепить навыки общения с детьми с помощью речевых техник «Отвлечение», «Стратегия».

В игре участвуют двое родителей. Один играет роль родителя, другой – ребенка.

Карточка-ситуация – «Хотелки»: ребенок хочет поиграть на телефоне, кричит. Карточка «Стереотипы» (то, что не помогает, но родители так говорят). Стереотипы: «Сейчас же перестань», «Убери», «Быстро в кровать», «Замолчи». Разыгрывается такая ситуация.

Вопрос родителю, который играет роль родителя: «Что вы чувствуете?» (Примерный ответ: возникает чувство раздражения к ребенку). Вопрос родителю, который играет роль ребенка: «Чтобы вы почувствовали, когда услышали эти слова?», «Что вам захотелось сделать?» Примерный ответ: злюсь на маму, еще больше буду требовать телефон.

Уважаемые родители, стереотипы не работают. Вам необходимы инструменты – фразы-подсказки.

Инструменты:

– техника «Отвлечение». Использовать правило трех П: послушай, потрогай, посмотри. Фраза: «Что ты видишь в окошке?»;
– техника «Стратегия». Проговорить ребенку правила семьи. «Хочешь, я тебе расскажу, как получить телефон?».

Карточка «Техника «Стратегия»

1) Привлечь внимание ребенка. Визуальный, тактильный контакт. Садимся на уровень ребенка. Берем ребенка на руки или можно взять за плечи.
2) Уточнить, чего хочет ребенок. Фраза: «Я правильно тебя поняла, ты хочешь поиграть в телефон».
3) Проговорить, что ребенок делает и для чего. Фраза: «Когда ты захочешь поиграть на телефоне, то маму надо попросить об этом, а не кричать».
4) Проговорить правила с ребенком. Показать, какое поведение поощряется и как. Фразы: «Мама и папа за крик ничего не дают», «Попроси меня правильно, без истерики».
5) Договориться с ребенком. Фраза: «Давай мы с тобой договоримся, когда можно играть на телефоне, например, после ужина».

Схема диалога родителей с детьми (Приложение).

 

– Мы проиграли одну из сложных ситуаций, которая может возникнуть в жизни родителей, обсудили ее и попытались понять, что испытывает ребенок в этой ситуации.

Как же бороться с появление негативных жизненных установок в вашей жизни? В этом может помочь следующая техника.

Техника «Внутренний СТОП»

Цель: освоить «мысленный стоп» в качестве метода контроля за негативными эмоциями.

1) Придумайте поощрение и наказание за негативные эмоции. Закричала – сделала три приседания. Получилось поменять эмоцию – вкусный чай. Поощрения и наказание выбирает родитель сам.
2) Следим за своей речью – применяем поощрение и наказание. Если получилось не использовать стереотипы – награда. Если не получилось – наказание.
3) Срок проведения упражнения – неделя. Обычно этого достаточно, чтобы услышать стереотипы и начать их снижать.

Рефлексия

– Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие. Уважаемые родители, поделитесь впечатлениями. Была ли эта встреча полезной? Что нового вы сегодня узнали? Что хотелось бы узнать еще? (Ответы родителей).

Упражнение «Коробочка пожеланий»

Цель: развитие эмпатии, поддержание атмосферы доверия.

Звучит тихая, легкая музыка.

– Наша встреча завершается. Предлагаю вам, уважаемые родители, написать то, чего вам бы хотелось пожелать присутствующим, при этом ни к кому конкретно не обращаясь, и опустить листок в «коробочку пожеланий».

Затем педагог-психолог перемешивает в коробке все пожелания, и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.

По окончании занятия родители с педагогом-психологом пьют чай!

– До следующей встречи!

 

Приложение 

Диалог родителей с детьми в ситуации непослушания (инструмент – отвлечение). Схема

 

Алгоритм

Фразы

Привлечь внимание. Визуальный, тактильный контакт

«Кошка говорит: «Гав?».
«Принеси мне машинку».
«Покажи, где твой носик».
«Что ты видишь в окошке?»

Уточнить, чего хочет ребенок.

«Я правильно тебя поняла, ты хочешь …».

Предложить выполнить действия в игровой форме

«А давай у нас сейчас будет игра/ приключение».

Проговорить правила, соответствующие конкретной ситуации

«После игры всегда наводишь порядок».
«Приходим домой и переодеваемся в домашнюю одежду».
«Я рада, что мы с тобой договорились».
«Я рада, что ты принял эти правила».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий