Гуканне вясны. Методическая разработка занятия по изобразительному искусству объединения по интересам «Палитра»

- 9:07Дополнительное образование

Разработка занятия по изобразительному искусству построена по теме народного праздника Гуканне вясны и связанных с ним традициями и обрядами. Предназначена для проведения с учащимися младших классов. Дети знакомятся с основными символами праздника – птицами, учатся изображать их в традициях белорусской народной росписи – «штамповка» и «маляванка». На занятии применяется много наглядного материала (презентации, видеоролики, выставка), игры, песни по теме.

 

Ольга ЮНЕВИЧ,
педагог дополнительного образования
ГУО «Лидский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гродненская область

 

 

Возрастная категория учащихся: 7–10 лет

Тема: «Весенний праздник Гуканне вясны»

Цель: формирование и развитие познавательного интереса учащихся к изучению традиций народного праздника Гуканне вясны; знакомство с художественными стилистическими особенностями народной росписи «маляванка», «штамповка».

Задачи

Обучающие:

– познакомить с особенностями народного праздника Гуканне вясны; 
– познакомить с видами народной росписи «маляванка», «штамповка»;
– научить учащихся применять полученные ранее знания при выполнении творческой работы, решении технологических задач.

Развивающие:

– развивать коммуникативные умения через совместную деятельность, игру;
– развивать умение планировать работу над творческой композицией;
– развивать умение анализировать, давать оценку конечному результату товарища, собственной работе.

Воспитательные:

– воспитывать самостоятельность и творческий подход к работе;
– способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
– развивать интерес и уважительное отношение к народным традициям и праздникам;

 

Формы работы учащихся на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, демонстрационный, частично-поисковый.

Зрительный ряд: декорации в виде цветных птиц из бумаги, импровизированное дерево с птицами из теста, «гирлянда комплиментов», технологическая карта выполнения росписи, видеоролик «Обряд гукання вясны в д. Ходоровцы Лидского р-на».

Музыкальный ряд: музыкальные произведения (Алеся, «Жаўраначкi»; «Крынiчка», «Гуканне вясны», «Ластаўка»), попурри из народных песен.

 

Оборудование:

для педагога – презентация, технологические карты, образцы изделий, корзинка с атрибутами праздника, стилизованные солнышки из бумаги, кольцо с лентами, карточки с заданиями для физкультминутки;
для учащихся – шаблоны птиц, штампы, карандаш, гуашь, влажные салфетки.

Материально-техническое оснащение занятия: магнитная доска, мультимедийная установка.

Материалы для занятия: https://drive.google.com/drive/folders/1pYLuwEdf-1qiN8HKRkzx2LQSzID1Bakk?usp=sharing

 

Ход занятия

1 Организационный этап (мотивационный)

Все дети становятся возле педагога.

– Я рада вас всех видеть. Наступила весна, хочется тепла и солнышка. А что вы ждете от весны? (Ответы детей). Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и интересной работы. Я дарю каждому «солнышко» (изображение солнышка на шпажке), чтобы вам было сегодня тепло и радостно (дети садятся на свои места).

 

2 Основной этап

2.1 Введение в тему занятия

Посмотрите, что есть у меня в корзинке. (Дети достают по одному предмету и называют: рогалик, птичка, свистулька, платок, цветные ленты, цветы)

Как вы думаете, почему здесь оказались эти предметы? Что их объединяет?

(Ответы детей).

Давайте посмотрим презентацию и определим, что объединяет эти изображения.

   

2.2 Сообщение темы и цели занятия

Мы посмотрели презентацию. Как вы думаете, о чем сегодня наше занятие?

Что сегодня мы будем рисовать? (Ответы детей)

Итак, тема занятия «Весенний праздник Гуканне вясны. И будем мы сегодня рисовать с вами весеннюю птицу, как символ этого праздника.

2.3 Изучение нового материала

Словарная работа (на доске закреплено слово ГУКАННЕ).

Что обозначает это красивое слово «гуканне»? (Зазывание, заклик, зов)

Кого «гукалi», звали наши предки? (Весну)

 

Рассказ педагога «Гуканне вясны» в сопровождении мультимедийной презентации

Этот белорусский обычай – один из самых жизнерадостных и оптимистичных. Заканчивается долгая зима, а на смену ей идет красавица-весна. Чтоб ускорить ее приход, и устраивается народный праздник, который носит название «Гуканне вясны». Гуканне – зазывание, заклик, зов.

Эта традиция имеет глубокие корни: звать весну начали еще в древние времена, когда наши предки были язычниками. Кличут весну обычно в конце марта – начале апреля. Чаще всего народный праздник совпадает с праздником церковным – Благовещеньем, а на Благовещенье аист прилетает. Аист (бусел) – ключевая фигура этого праздника. Место, где проходит «гуканне» всегда видно издалека. Все вокруг украшают разноцветными лентами, яркими птицами, вырезанными из картона, сделанными из цветных ниток, тканей и любого другого подручного материала. Разноцветными самодельными птицами наши предки украшали деревья в саду, дома, хозяйственные постройки. Кроме того, яркие ленты на деревьях обозначали цветение. Наши предки думали, что деревья заразятся весельем и яркостью ленты и скорее раскроют почки.

Особым вниманием пользуются птицы, испеченные из теста. В некоторых регионах их называют «буськи» или «буськавы лапы». Для приготовления таких птичек тесто делают самое простое – только мука, вода и соль. Пернатых, сделанных из хлеба, раскладывают в округе, чтобы они привлекали птиц, которые на своих крыльях несут весну.

 

 «Гуканне вясны» – праздник не только яркий, но и очень музыкальный. Кликать весну начинают девушки, они поют песни-веснянки. Особенностью таких песен является то, что каждый куплет заканчивается громких криком «Гу-у-у-у!». Отсюда и название – «гуканне». Предлагаю посмотреть и послушать как в нашем Лидском районе «гукаюць» весну (просмотр видеоролика).

В обряде обычно участвовали всей деревней: водили хороводы, играли и смеялись, чтобы показать, как весне будет здесь хорошо. В некоторых районах Беларуси было принято залезать на крыши и деревья, чтобы птицы скорее увидели людей. В некоторых районах для праздника выбиралось место на высоком холме или берегу.

Особенностью этот яркого народного праздника всегда была и остается необыкновенная естественность и живость. У этого обряда нет четкого плана действия, главное – веселиться, петь и радоваться жизни. 

Символами праздника являются птицы – жаворонки, буслы (аисты).

 

Сегодня мы попробуем разукрасить наших бесцветных птичек в белорусских традициях. Будем использовать такие виды росписи как «маляванка» и «штамповка» (Презентация).

Рассказ педагога «Виды росписи»(с мультимедийной презентацией)

Маляванка – уникальный вид белорусского народного творчества – расписные настенные ковры, «маляваныя дываны» или «маляванки», как их называют белорусы. Маляванки написаны на холсте или мешковине черного либо темно-коричневого цвета масляными или самодельными клеевыми красками. Для нанесения изображения использовалась грубая кисть из щетины и трафареты, вырезанные из картона, резины. Изображались на коврах в основном цветы, солнце, птицы и т.п.

       

Штамповка – рисунок на поверхность наносится при помощи штампа, оттиска. Рисунок может быть самый разный. Для штампа бы будем использовать овощи, на которых вырезаны разные фигуры.   

2.4 Этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков

(В презентации – технологическая карта поэтапного выполнения работы).

Давайте еще раз посмотрим на этапы выполнения работы.

В маляванке какие отличительные особенности? (Черный фон и яркие краски)     

В штамповке что мы используем? (Штампы)   

3 Практический этап

Критерии оценки работ

Обращаю ваше внимание на критерии оценки работ (закреплены на магнитной доске):

– оригинальность идеи;
– аккуратность;
– проявление творческой фантазии;
– самостоятельность.

 

Сейчас делимся на две мастерские (жеребьевка).

1-я мастерская – рисует весенних птиц в технике «маляванка»;
2-я мастерская – рисует весенних птиц в технике «штамповка».

 

На доске закреплена «гирлянда комплиментов». В процессе выполнения задания педагог снимает комплименты («ты самый лучший», «старайся», «молодец» и т.д.) и вручает детям по ходу выполнения работы. Педагог корректирует, помогает учащимся в процессе выполнения задания.

 

4 Физкультминутка

Под музыку дети передают кольцо с лентами, музыка останавливается. У кого осталось кольцо, тот выполняет задание (станцевать танец с платком, спеть частушку, показать, как стоит аист и т.д.)

5 Подведение итогов занятия

5.1 Выставка, анализ работ

Бумажные птицы вывешиваются на импровизированное дерево.

Обращаю ваше внимание на критерии оценки работ:

– оригинальность идеи;
– аккуратность;
– проявление творческой фантазии;
– самостоятельность.

(Учащиеся сами анализируют работы, что получилось, какие ошибки допущены)

– Какие работы вы считаете самыми удачными?
– Что бы вы изменили или добавили?
– Что бы посоветовали автору работы?

5.2 Рефлексия

– Я ранее не знал, но сегодня узнал, что…..(дети по очереди высказываются)

– За что бы ты похвалил себя на занятии?

Предлагаю угоститься печеньем «буська», и спасибо всем за хорошую работу!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий