Планируется, что к окончанию учебного занятия учащиеся актуализируют свои знания по теме «Корень слова. Однокоренные слова», будут определять корень в словах, в том числе и с чередующимися согласными.
Татьяна КРАВЦОВА,
учитель начальных классов
ГУО «Заболотская средняя школа Оршанского района»,
Витебская область
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».
Задачи: создать условия для актуализации знаний о корне и однокоренных (родственных) словах; формирования умения находить в тексте и подбирать однокоренные слова, совершенствования умения определять корень в словах, в том числе и с чередующимися согласными; развития внимания, орфографической зоркости, связной речи, мелкой моторики руки; воспитания дисциплинированности.
Оборудование: учебник «Русский язык» (М.Б.Антипова, А.В.Верниковская, Е.С.Грабчикова, 3-й класс, Ч. I); наглядный материал «Зажги огонек» для проведения орфографической разминки, контур дерева с карточками (мёд, медведь, медок, медаль, медовый, медовик); карточки для парной и самостоятельной работы; наглядное пособие для проведения словарной работы «Сорви яблочко», презентация «Корень слова. Однокоренные слова».
Ход урока
I Организационный момент
Психологический настрой
– Давайте в начале урока создадим дружелюбный настрой.
Учащиеся подходят к доске, берутся за руки и произносят:
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Скажем вместе: раз и два,
Мы – друзья!
Учащиеся становятся около парт, учитель спрашивает:
– Начинать урок готовы? (Да.)
– Настроение? (Отличное.)
– Поведение (Приличное.)
– Ваш прогноз? (Мы все поймём.)
– Класс готов? (Готов всегда.)
– За работу все друзья! (Дети садятся за парты.)
– Проверим посадку:
Руки – на месте,
Ноги – на месте,
Локти – у края,
Спинка – прямая.
– Итак, начинаем наш урок русского языка. Девиз нашего урока записан на доске: «Старательность – мать успеха». Как вы понимаете значение этого выражения? (Ответы учащихся.)
II Орфографическая разминка
Игра «Найди орфограмму. Зажги огонёк»
(Учащиеся прикрепляют «огонек» на месте нахождения орфограммы в словах).
чай туча
дуб чулки
глазок молодой
речка щука
щавель сказка
зубки печной
– Оцените свою работу на данном этапе (приём «Зарядка»).
III Актуализация знаний (корень слова, однокоренные слова)
Игра «Карусель» (работа в парах изменённого состава, первый вариант рассказывает второму варианту домашнее правило о корне слова).
IV Работа над новой темой
1 Сообщение целей и задач урока
– Отгадав загадку, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока:
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов, я у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, я вниз расту.
Постановка целей и задач урока совместно с учениками.
2 Чистописание
– Как вы думаете, написание какой буквы мы сегодня повторим?
– Как вы считаете, все ли записанные слова являются однокоренными? Почему?
К к
ко кр кор ккк
корм кормовой кормить кормушка
3 Игра «Ты мне, я тебе»
Учащиеся у доски в парах рассказывают друг другу правило о том, как найти в слове корень.
4 Просмотр презентации «Корень слова. Однокоренные слова».
Зарядка для глаз «Тишина»
Мы устали все чуть-чуть.
Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте, наши уши,
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представим море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
Наши глазки так устали,
Мы писали, рисовали,
Встанем дружно по порядку,
Сделаем для глаз зарядку.
Ночь. Темно на улице.
Надо нам зажмуриться.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно.
Вправо-влево посмотрите,
Вниз и вверх все поглядите.
Отдохнули? Хорошо.
Повторяем все еще.
5 Самостоятельная работа
На доске контур дерева с карточками (мёд, медведь, медок, медаль, медовый, медовик). Необходимо записать в тетрадь только однокоренные слова, выделить корень. Взаимопроверка.
6 Словарная работа
Игра «Сорви яблочко».
«Яблочко» на «яблоню» прикрепляет тот ученик, который правильно называет правописание словарного слова.
Болото, ветер, жаворонок, календарь, картина, корзина, крапива, огурец, посуда, собака, телевизор, яблоня.
7 Физкультминутка («Мы на плечи руки ставим»)
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим,
Раз-два-три-четыре-пять!
(Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Дружно двигаем руками.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, резким движением одна рука опускается, а другая одновременно поднимается)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем.
(Наклоны вперёд-назад)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине.
(Повороты корпуса вправо и влево)
Приседаем, раз-два-три,
Не бездельничай, смотри.
Продолжаем приседать,
Раз-два-три-четыре-пять.
(Приседания)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
(Ходьба на месте)
Хоть приятно разминаться,
Продолжаем заниматься.
8 Фронтальная работа
Учебник: стр. 90, упр. 134. Найти и выписать семь однокоренных слов, выделить корень.
9 Работа в парах по карточкам
Подчеркни лишнее слово.
Желток, железо, жёлтый.
Печурка, печать, печка.
Горе, нагорный, горевать.
Часовщик, часть, часы.
Самооценка.
10 Самостоятельная работа (по вариантам)
Подбор к словам однокоренных слов, выделение корня в словах.
1-й вариант – слово школа.
2-й вариант – слово лес.
11 Работа в группах
Составить и записать предложения. Выписать родственные слова. Выделить корень.
бегом нравится Саше заниматься
бежит по он дорожке беговой
12 Домашнее задание
С. 93, упр. 138
V Подведение итогов. Выставление отметок. Рефлексия
– Какие цели и задачи мы поставили с вами в самом начале урока?
– Цели и задачи урока достигнуты?
– Что такое корень слова, однокоренные слова?
– Как найти корень в слове?
– Как вы считаете, для чего мы изучали эту тему?
– Пригодится ли вам изучение этой темы в жизни?
– Кто стал больше знать, похлопайте в ладоши.
– Кому хорошо работалось, улыбнитесь.
– Кто будет ждать следующий урок, встаньте.
– Наш урок окончен. Спасибо за работу!