Тренинг для педагогов «Мы разные, но каждый из нас важен»

- 9:12Психологическая помощь

В ходе выполнения творческих заданий, упражнений, игры-имитации, конструктивной игры происходит самораскрытие, самопознание себя как личности, организуется эффективное общение в команде, в парах.

 

Алла ЖДАН
педагог-психолог,
ГУО «Детский сад №6 г. Новогрудка»,
Гродненская область
 

 

Методическая разработка тренинга для педагогов «Я не такой, как все!» создана на основе опыта работы педагога-психолога в учреждении дошкольного образования.

Среди прогнозируемых результатов: сплочение педагогического коллектива, обучение каждого пониманию друг друга с помощью вербальных и невербальных средств, развитие эмоционального восприятия, содействие социально-личностному росту личности.

В ходе выполнения творческих заданий, упражнений, игры-имитации, конструктивной игры происходит самораскрытие, самопознание себя как личности, организуется эффективное общение в команде, в парах.

Важным этапом является рефлексия, оценка степени удовлетворённости своей профессиональной деятельностью. 

Задачи:

способствовать эффективному общению, самораскрытию, самопознанию, социально-личностному росту;
развитию коммуникативных навыков.

Материал и оборудование: мяч, лист ватмана с изображением цветка без лепестков, пиктограммы эмоций, магниты, 5 карточек с названиями («заведующий», «заместитель заведующего», «проверяющий», «родитель», «ребёнок»), 2 одинаковых портрета человека; по количеству участников – цветные листы бумаги, карточки с указанием разных оттенков эмоций и чувств (страх, удивление, упрек, радость, дисциплинированность, неудовольствие, достоинство, ирония, безразличие и др.), с именами персонажей детских литературных произведений (Крокодил Гена – Чебурашка, Малыш – Карлсон, Красная Шапочка – Серый Волк, Медведь – Маша, Сестрица Алёнушка – Братец Иванушка, Слон – Моська, Винни-пух – Пятачок, Мачеха – Золушка, Красавица – Чудовище, 7 Гномов – Белоснежка), с изображением пиктограмм эмоций, стикеры оранжевого, жёлтого, зелёного и синего цвета; на пару участников – лист бумаги с геометрическим рисунком, клипборд с листом бумаги и маркер; для каждой команды – пачка спагетти, скотч, ножницы (1–3 шт.); аудиозаписи спокойной музыки, видеоролик «Прояви настойчивость и смекалку, тогда твой успех близок!»; магнитная доска, мультимедийная установка, магнитофон.

 

Ход мероприятия

Ведущий приветствует участников и знакомит с правилами поведения в ходе встречи:

– соблюдать конфиденциальность для создания атмосферы психологической безопасности, для самораскрытия;
– общаться по принципу «здесь и сейчас»;
– быть искренним, открытым, толерантным;
– не использовать ярлыки;
– контролировать своё поведение;
– каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить разговор, касающийся его личности (взять тайм-аут);
–  активное участие в происходящем;
– говорить по существу, не отклоняться от обсуждаемой темы.

Ведущий. Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в недоступности от других людей. Возникающее напряжение в процессе общения может быть индикатором нарушения этого пространства.

Информация: до 0,5 м – интимное расстояние, на котором общаются близкие люди; 0,5–1,2 м – межличностное расстояние для разговора друзей; 1,2–3,7 м – зона деловых отношений (руководитель – подчиненный). Помните об этом!

 

Упражнение «Необычное приветствие»

Цель: установление контакта, создание положительного микроклимата.

Участники выбирают карточку, становятся в круг. Поочерёдно каждый делает шаг вперёд и в соответствии с заданием на карточке произносит слово «Здравствуйте!» с разными оттенками эмоций и чувств.

По окончании упражнения участники отвечают на вопросы: что вы чувствовали, когда говорили приветствие, какие эмоции сложно было проявить, какие эмоции и чувства сложно было узнать.

Ведущий. Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта и зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение – это слово на языке жестов.

Ведущий раздаёт участникам карточки с пиктограммой эмоции.

Упражнение «О чём расскажет мимика лица»

Цель: содействие самораскрытию, самопознанию.

Ведущий. Посмотрите на карточку (Приложение), подумайте и назовите, какую эмоцию изображает пиктограмма.

Покажите с помощью мимики эмоции и чувства, которые вы чаще испытываете в течение дня на работе. Расскажите о возможных ситуациях, когда вам приходится без слов, с помощью невербальной коммуникации общаться.

Обсуждается значение мимики в невербальной коммуникации.

Ведущий. При общении мы обменивается энергиями. Легко или сложно передавать информацию словами или без слов, сейчас испытаем на себе.

Упражнение «Искусство общения без слов»

Цель: сплочение коллектива, обучение пониманию друг друга с помощью невербальных средств.

Все сидят в кругу с закрытыми глазами. Ведущий хлопает по плечу сидящего слева участника, тот открывает глаза. Ведущий с помощью мимики, жестов демонстрирует любое эмоциональное состояние. Соседу нужно, используя только невербальные средства, повторить переданное эмоциональное состояние также своему соседу слева. И т.д. В конце ведущий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал. При обсуждении мотивирует участников на диалог.

Ведущий. Что такое невербальное общение? Как расшифровать действия коллег и понимать других по позе, жестам, выражению лица? Что было сложно? (Ответы участников.)

Игра-имитация «Образы»

Цель: содействие самораскрытию, сплочению коллектива.

Из помещения выходят пять участников. Войдя, им нужно с помощью мимики, жестов, телодвижений изобразить заведующего, заместителя заведующего, проверяющего, родителя или ребёнка (образ указан на карточке).

Ведущий. Как менялись жесты, позы? Имелись ли различия в эмоциональном состоянии входящих? Какой образ был наиболее эмоциональным? Какую роль участникам было наиболее трудно проиграть?

Творческое задание «Я – не такой, как все!»

Цель: самопринятие.

Каждый участник получает цветной лист бумаги. Затем одновременно, по команде, все складывают листы пополам. Затем отрывают верхний правый угол, снова складывают бумагу пополам, отрывают нижний левый угол. После этого каждый разворачивает свой лист.

Ведущий. Как выглядит ваш лист теперь? Отличается ваш творческий «автопортрет» от работ других участников? Почему они разные? Какие черты характера проявились в этой работе?

Участники обмениваются мнениями.

Ведущий. Какие выводы можно сделать?

Упражнение «Узнай незнакомца»

Цель: содействие социально-личностному росту, развитие эмоционального восприятия.

Участники делятся на две команды и размещаются изолированно друг от друга. Ведущий даёт им портрет одного и того же человека. Одной команде он сообщает, что это портрет опасного рецидивиста, в другой уверяет, что это портрет великого художника.

Задача членов каждой команды – дать описание внешних (описать лицо, телосложение и др.) и внутренних (походка, взгляд, возможные проявления характера и др.) качеств человека, изображённого на портрете.

Ведущий. Что повлияло на описание характеристики человека, изображённого на портрете? В какой характеристике преобладали положительные черты? В какой характеристике преобладали отрицательные черты?

Идёт обмен мнениями.

Ведущий. Как выполнение этого задания можно применить педагогическому работнику учреждения дошкольного образования? (Ответы участников.)

Послушайте стихи:

Мне старый человек сказал,
И я навек запомню эту фразу:
Не могут быть красивыми глаза,
Которые не плакали ни разу.
Не может быть красивою душа,
Которая ни разу не страдала.
А человек красив только тогда,
Когда есть сердце, а не кусок металла. (Николай Иванян)
Красивым быть – не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою человек –
Какая внешность может с ней сравниться? (Омар Хайям)

Бывают ситуации, когда людям из-за их внешности, каких-либо недостатков навешивают ярлыки, и эти ярлыки в жизни создают трудности.

В общении с другими людьми важно быть честным и искренним, тогда можно рассчитывать на взаимность. Внешность не отражает внутренний мир и чувства человека. Нельзя в полной мере судить о человеческих качествах людей, не вступая в диалог с ними. Доброта, искренность человека при общении отражается в его речи, контакте глаз, мимике!

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие умения взаимодействовать в парах.

Участники делятся на пары и садятся спиной друг к другу. От ведущего получают лист с нарисованным геометрическим рисунком, клипборд с листом бумаги, маркер. Условие: рисунок видит только один участник, второй воспроизводит его по описанию своего коллеги, который словесно указывает размещение фигур. Если второй участник чётко выполняет продиктованные правила, то он получает аналогичный геометрический рисунок на своём листе. Побеждает та пара, у которой наиболее точно воспроизведён рисунок по образцу.

Ведущий. Сложно ли было давать инструкции? Легко ли было рисовать по инструкции? Что помогало в работе? Что мешало взаимодействию? (Ответы участников.)

На экране демонстрируется изображение Вавилонской башни.

Ведущий. Вы знаете, что такое Вавилонская башня? Почему она так называется? (Ответы участников.)

Звучит спокойная музыка. Ведущий рассказывает легенду о Вавилонской башне.

Не всегда люди говорили на разных наречиях. После Великого Потопа на земле не осталось никаких людей, кроме семьи Ноя. Потомки этого библейского героя и породили вавилонскую цивилизацию. Разрастаясь, популяция людей заполоняла сушу от Араратских гор до морей по обе стороны материка.

Вскоре народ стал организовывать в небольшие поселки, гласит библейский миф о Вавилонской башне. Люди приобрели новые знания и умения, которые изменили жизнь народа. Больше не нужно было голодать и тяжело работать с утра до ночи. Но существовало и то, что объединяло новых ученых людей и их предков тружеников-фермеров – любопытство и гордыня.

Задумали люди проверить свои возможности и построить башню, которую будет видно со всех уголков земли. Для строительства объединились практически все без исключения. Умения возводить прочный фундамент и создавать кирпич, не боящийся воды, оказались как нельзя кстати.

Радости жителей Вавилона не было предела, когда их башня стала постепенно тянуться вершиной к самому небу. Все выше и выше становилась она. Сначала ее можно было видеть с окраин города, потом и из соседних селений. Но строительство не знало конца.

Увидев, что творится на просторах земли, Бог разгневался: ничтожный человек пытается приблизиться к нему. Гордыня и тщеславие ослепила потомков Ноя.

Слабые и мелкие по отдельности люди становились сильнее, объединившись. Чтобы разбить их единство, Бог смешал диалекты и наречия. Перестали понимать друг друга жители Вавилона. Собравшись возобновить стройку, они ужаснулись, заметив, что не могут согласовать свои действия. Тогда рост башни остановился.

Недопонимания породили ссоры. Работать в таких условиях больше не было возможности. Строители принялись искать тех, кто говорит с ними на одном языке, и создавали небольшие группы, которые вскоре начали воевать друг с другом.

Бог разогнал людей по разным краям, создав из одного много народов. Вскоре они стали обзаводиться собственными обычаями, стирающими память о былом родстве. Согласно легенде о Вавилонской башне, в итоге великий город опустел, а недостроенное громадное строение осыпалось под влиянием ветров и дождей.

Конструктивная коллективная игра

«Устойчивая башня»

Цель: развитие творческих способностей, умений взаимодействовать в команде.

Участники делятся на команды, получают материал для конструирования: спагетти, скотч и ножницы. Им необходимо построить самую высокую и устойчивую башню. При этом во время конструирования участникам нельзя разговаривать, можно лишь обмениваться жестами. Все обсуждения возможны до начала игры в течение 5–7 минут. Время для конструирования – 10 минут. Ведущий следит, чтобы правила игры не нарушались. Побеждает та команда, которая достигла поставленной задачи.

Ведущий. В чём были трудности при постройке башни? Кому было сложно? Что мешало взаимодействию? Кому было легко строить в команде? Какие ситуации бывают в жизни, когда необходимо в команде создавать что-то новое? (Ответы участников.)

Очень важно помнить, что творчество и реальность в жизни находятся рядом. Если жизнь для тебя творчество, то твори! Если не умеешь строить устойчивую башню, научись строить устойчивые эмоциональные отношения с коллегами, тогда научишься всему, что умеют они!

Участникам предлагается просмотреть видеоролик «Прояви настойчивость и смекалку, тогда твой успех близок!».

Ведущий. Как вы считаете, в нашей жизни юмор необходим? Можно назвать просмотр этого видеоролика одним из способов снижения психоэмоционального напряжения и создания позитивной атмосферы? Какие положительные качества характера вы отметили у героя видеоролика? Назовите его эмоциональное состояние.

Можно ли соотнести качества характера героя, такие как оптимизм, находчивость, настойчивость, сообразительность, с качествами характера, необходимыми педагогическим работникам в их профессиональной деятельности? (Ответы участников.)

Действительно, часто можно услышать: чтобы добиться успеха, нужно учиться на чужих ошибках, а не на своих. Сопоставив ваши ответы, хочется вспомнить мнение известных педагогов. А.К.Маркова среди важных профессиональных качеств педагога отмечает «эрудицию, оптимизм, находчивость», а Л.М.Митина выделяет педагогические способности «инициативность, настойчивость, сообразительность, стремление к самосовершенствованию».

Проявляйте в трудных жизненных ситуациях настойчивость и смекалку, не унывайте, поддерживайте позитивные эмоции, тогда ваш успех будет ближе!

Упражнение «Играем в сказку»

Цель: самопознание, развитие коммуникативных навыков.

Участники получают карточки с именами персонажей детских литературных произведений. Задача: найти пару для своего сказочного персонажа, назвать произведение, из которого эти герои «пришли». Каждый выбирает способ поиска – называет вслух своего героя, читает указание героя на карточке у коллеги, изображает своего героя с помощью позы, мимики, поёт, читает стихи, выполняет танцевальные движения или др.

Ведущий. Каждый персонаж нашёл свою пару? Как быстро это получилось? Что было сложно? (Ответы участников.)

Оценивается способ общения, выбранный каждым участником. Обсуждается, какой был самым оригинальным и творческим.

Участники становятся в круг.

Ведущий. Мы все – коллектив педагогических работников. От того, какие мы по характеру, личностным качествам, зависит атмосфера коллектива. Следующая игра поможет осознать, в чём состоит наше единство, и роль каждого в коллективе.

Интерактивная игра «Мы – одно целое, а я – ваша частичка»

Цель: самопринятие, эффективное общение, самораскрытию, самопознание, сплочение коллектива.

Один участник бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что мы…, и (а) я …», при этом он указывает качества личности или поведенческую особенность большинства педагогических работников, членов коллектива, затем – свои личные качества (например, целеустремленность, тактичность, креативность, честность и так далее). Условие – не упоминать внешние черты участников: пол, возраст, цвет волос, глаз), не описывать их внешний вид.

Например: Я думаю, что мы все творческие, а я тоже креативный. Я думаю, что мы все целеустремленные, и я хочу стать профессионалом.

 

Упражнение «Миллион комплиментов друг другу»

Цель: самопринятие, создание благоприятной атмосферы, сплочение коллектива.

Участники образуют два круга: внешний и внутренний, стоят лицом друг к другу, образуя пары. Предлагается участнику из внешнего круга в течение одной минуты говорить комплименты, стоящему с ним в паре.

Внешний круг передвигается по часовой стрелке на одного человека, и задание повторяется уже с другими партнёрами. Внешний круг двигается, пока первые пары «не совпадут».

Ведущий. Какие были ваши ощущения: когда вы говорили комплимент коллеге (когда вам говорили комплименты)? Когда вы испытывали самые сильные эмоции (радость, волнение, другое)?

Звучит релаксационная музыка.

Упражнение «Ласковый цветок и сердитые тучки» (элемент сказкотерапии)

Цель: релаксация.

Ведущий. Рос цветок-лепесток. Открыл глазок, как всё интересно. Солнышко его пригревает, лучами согревает. Бабочка летит, жук жу-жжж-жжж-жит. Ручеёк журчит, бежит.

Но вот набежали сердитые тучки. И пришла темнота-темнотища.

Задрожал цветок-лепесток. Упала на его глазок росинка-слезинка. Прошептал он: «Солнышко, покажись! Яркое, появись!»

Услыхал ветер-ветрище: «УУУУУУ – задул». Испугались тучки и разбежались! Солнышко появилось, сияет, снова цветок согревает!

Какие эмоции у вас возникали? Назовите чувства и эмоции, которые вы испытывали, слушая текст? Что влияло на ваше личное восприятие текста? Сравните, чем отличаются ваши ответы от ответов коллег. Как выдумаете, почему? Как менялся голос у автора, когда он произносил текст, важно ли было это? Где можно использовать такой элемент сказкотерапии?

Задание «Сделать свой выбор»

Цель: самопознание.

Ведущий. У вас на столах лежат карточки с изображением пиктограмм эмоций. Предлагаю вам послушать притчу «Всё в твоих руках», при этом выбрать пиктограммы тех эмоций, которые у вас возникли, слушая текст.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «Есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Ученик пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?»
Ученик крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках».

Ведущий. Какие эмоции у вас возникали, когда вы слушали притчу? Сравните, какие пиктограммы эмоций повторялись у каждого из вас? Чей выбор был индивидуален, отличался от коллег? Почему?

Каждый человек совершает поступки, за которые испытывает гордость, сожаление или радость. Вы сами создаёте обстоятельства и окружение через свои мысли, слова, действия. От того, какой будет ваш жизненный путь, зависит только от вас, каждый делает свой выбор! Помните: всё в ваших руках!

Звучит спокойная музыка.

Ведущий. Сегодняшняя встреча подошла к концу. Предлагаю подвести итоги, используя цветные стикеры. На ватмане изображён цветок без лепестков. Предлагаю сделать его красочным, выполняя задание.

Упражнение «Моё мнение»

Цель: оценка степени удовлетворённости от мероприятия.

Ведущий предлагает участникам выбрать стикер: каждый цвет означает определённое мнение.

Оранжевый – «я сегодня узнала новое».
Жёлтый – «мне сегодня было интересно».
Зелёный – «я могу поделиться своими знаниями в этом направлении».
Синий – «мне неинтересна полученная информация».

Участники прикрепляют выбранные стикеры на ватмане – «добавляют лепестки» цветку.

Обсуждение результатов

Ведущий. Спасибо за участие!

 

Приложение

 Карточка для выполнения упражнение «О чём расскажет мимика лица»

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий