Преобразование элементов массива. Урок информатики в 10-м классе

- 11:28II И III СТУПЕНИ, Информатика, Методичка

10-й урок в теме «Алгоритмы обработки массивов». Цель: организовать деятельность, направленную на преобразование элементов массива в зависимости от выполнения некоторых условий.

Инна АМБРОСЕВИЧ,
учитель информатики
ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Цель: организовать деятельность, направленную на преобразование элементов массива в зависимости от выполнения некоторых условий.

Задачи:

– создать условия для развития логического и алгоритмического мышления в ходе выполнения заданий урока;

– содействовать развитию навыков самостоятельной работы при выполнении заданий на компьютере;

– способствовать воспитанию у учащихся целеустремлённости, ответственности, толерантности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, система программирования PascalABC, раздаточный материал.

 

Ход урока

1 Организационно-мотивационный этап

Предложить учащимся назвать два ключевых слова, связанных с нахождением элементов массива. (Максимальный и минимальный элементы массива.)

Предложить учащимся лист самоконтроля (Приложение).

 

2 Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Организовать проверку домашнего задания в виде теста-соответствия на доске по основным понятиям массива. Один столбец в таблице дан, а второй разбросать на доске в виде электронных писем. Учащиеся по цепочке подходят, берут письмо и ставят в соответствующую ячейку.

 

массив

упорядоченная последовательность данных, состоящая из конечного числа элементов, имеющих один и тот же тип, и обозначаемая одним именем

array

массив

var a:array

[1..N] of integer;

размер массива

диапазон индексов, определяющий максимально возможное количество элементов в массиве

элементы массива

индексированные переменные

random(m,n)

a[i]:=random(n-m+1)+m

линейный поиск

Отдельная переменная, значение которой увеличивают на 1 каждый раз, когда найден нужный элемент

const b: array [1..5] of integer = (4, 2, 3, 5, 7);

B[4]:=5

За правильный ответ – 1 балл в лист самоконтроля.

 

3 Этап определения темы урока и постановки цели

1) Предложить учащимся привести примеры преобразований, которые приходится выполнять с множеством однотипных данных: преобразовывать единицы измерения, масштабы и координаты, температуры, градусные и радианные меры углов, валюты разных стран и т. п. Поставить перед ними проблему: как упростить решение подобных задач.

Подвести учащихся к выводу, что такие задачи можно решить путём хранения данных в массивах и изменения значений элементов массива. Объявить тему урока. Записать тему урока в тетради.

2) Обратить внимание на то, что среди преобразований элементов массива можно выделить задачи следующих типов:

– изменение элементов массива в зависимости от условий;
– обмен местами элементов массива;
– удаление элементов из массива;
– вставка элемента в массив.

Пояснить, что на уроке будут рассматриваться задания первого типа.

Записать в тетрадь типы задач по преобразованию элементов массива.

3) Совместно с учащимися сформулировать цель урока: научиться изменять элементы массива в зависимости от выполнения некоторых условий.

 

4 Изучение новой темы и проверка понимания изученного

Разбить учащихся на тройки и предложить задачу, обыграв её.

Пример. Одна техническая фирма попросила протестировать программу перевода значений температуры в градусах Цельсия в градусы Фаренгейта, так как перевод измерений необходим для правильного понимания и применения указанных параметров. Предложить учащимся программу с ошибками. Учащиеся обсуждают, исправляют ошибки, выполняют на компьютере.

Задача. Массив содержит значения температуры в градусах Цельсия (числа от 1 до 20). Составьте программу перевода этих значений в градусы Фаренгейта по формуле: ТF = 9/5 ТС + 32. Выведите исходный массив, затем – преобразованный массив с одним знаком в дробной части. Тип элементов исходного массива должен быть вещественный.

Фрагмент окна вывода:
По Цельсию:             1        2        3        4         5         6         7          8
По Фаренгейту:   33.8   35.6   37.4   39.2    41.0    42.8    44.6     46.4

Вариант задачи (правильный)

program Temperature;
var
  CA: array[1..20] of real;
  FA: array[1..20] of real;
  i: integer;
begin
  for i := 1 to 20 do
  begin
    CA[i] := i;
  end;
// Вывод исходного массива температур в градусах Цельсия
writeLn(‘По Цельсию:’);
  for i := 1 to 20 do
  begin
    write(CA[i]:6:0, ‘  ‘);
  end;
  writeLn;
// Преобразование значений в градусах Цельсия в градусы Фаренгейта и запись в соответствующий массив
  for i := 1 to 20 do
  begin
   FA[i] := 9/5 * CA[i] + 32;
  end;
// Вывод преобразованного массива температур в градусах Фаренгейта
  writeLn(‘По Фаренгейту:’);
  for i := 1 to 20 do
  begin
    write(FA[i]:4:1, ‘    ‘);
  end;
end.

Вариант задачи с ошибками. Учащиеся открывают готовую программу на компьютере, исправляют ошибки.

program;
var
  CA: array[1..20] of real;
  FA: array[1..20] of;
  i: Integer;
begin
  for i := 1 to 20 do
  begin
    CA[i] := i;
  end;
  // Вывод исходного массива температур в градусах Цельсия
writeln(‘По Цельсию:);
  for i := 1 to 20 do
  begin
    write(CA[i]:6:0, ‘  ‘);
  end;
  writeln
// Преобразование значений в градусах Цельсия в градусы Фаренгейта и запись в соответствующий массив
  for i := 1 to 20 do
  begin
    FA[i] := 9/5 * CA[i] + 32;
  end;
 // Вывод преобразованного массива температур в градусах Фаренгейта
  writeln(‘По Фаренгейту:’;
  for i := 1 to 20 do
  begin
    Write(FA[i]:4:1, ‘    ‘);
  end;
end.

За правильный вариант набора на компьютере – 2 балла в лист самоконтроля.

 

Гимнастика для глаз

 

5 Закрепление изученного

Предложить новую задачу. Задача предлагается на вычисление процентов от числа. Учащиеся осваивают задачи на проценты, которые способствуют развитию элементов финансовой грамотности.

Задача. В магазине «Маяк» решили в выходные дни сделать скидки на 20 позиций товаров (случайные числа от 10 до 30). Скидка на товары составляет 15 %. Составьте программу, которая определяет стоимость этих товаров и выводит на экран исходный и преобразованный массивы.

Вариант программы:

program Skidka;
var
  A: array[1..20] of integer;
  B: array[1..20] of real;
  i: integer;
begin
  for i := 1 to 20 do
  begin
    A[i] := Random(21) + 10;
  end;
  writeln(‘Исходные цены товаров:’);
  for i := 1 to 20 do
  begin
    write(A[i], ‘  ‘);
  end;
  writeln;
  for i := 1 to 20 do
  begin
    B[i] :=A[i] * 0.85
  end;
  writeln(‘Цены товаров со скидкой:’);
  for i := 1 to 20 do
  begin
    write(B[i]:0:2, ‘  ‘);
  end;
end.

За правильный вариант набора на компьютере – 3 балла в лист самоконтроля.

 

6 Двигательная физкультминутка

Организовать интерактивное взаимодействие «Встаньте, если…» используя высказывания:

1) Для описания массива используется служебное слово array.

2) Массив NEDELYA состоит из пяти элементов.

3) Элементы массива можно преобразовывать.

4) Количество вводимых элементов массива может быть больше размерности массива.

 

7 Обобщение и систематизация изученного. Контроль знаний и умений

Предложить учащимся перечислить типы задач на преобразование массивов.

Выполнить на компьютере задачу.

Задача. Учащиеся 8 «А» класса в составе 25 человек написали контрольную работу по математике. Значения отметок (случайные числа от 2 до 10). После работы над ошибками учащиеся переписали работу и получили отметки на балл выше (кроме тех, кто получил 10 баллов). Составьте программу, которая выводит отметки, полученные учащимися первоначально и после работы над ошибками.

Вариант программы:

program KR;
var
  A: array[1..25] of integer;
  B: array[1..25] of integer;
  i: integer;
begin
  for i := 1 to 25 do
  begin
   A[i] := random(9) + 2;
  end;
  writeln(‘Первоначальные оценки:’);
  for i := 1 to 25 do
  begin
    write(A[i], ‘ ‘);
  end;
 for i := 1 to 25 do
 begin
   if A[i] < 10 then
      B[i] := A[i] + 1
   else
      B[i] := A[i];
 end;
  writeln;
  writeln(‘Оценки после коррекции:’);
  for i := 1 to 25 do
  begin
   write(B[i], ‘  ‘);
  end;
end.

За правильный вариант набора на компьютере – 4 балла в лист самоконтроля.

 

8 Контрольно-оценочный этап

Обсудить с учащимися результаты выполнения заданий за компьютером. Предложить вернуться к цели урока, обсудить что получилось, что ещё надо доработать. Подвести итоги работы, оценить работу учащихся с учётом листа самоконтроля.

 

9 Рефлексия

Предложить учащимся назвать одно слово, с которым ассоциируется преобразование элементов массива.

 

10 Информация о домашнем задании

§ 7.1–7.2, вопрос 1, упражнение 2 (учебник).

 

 

Приложение

Лист самоконтроля

Фамилия, Имя ________________________________________

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий