Нравственный час «Шалость. Озорство. Правонарушение»

- 17:22Воспитательная работа, Сценарии

Разработка мероприятия направлена на формирование у учащихся I ступени обучения основ нравственно-правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности. Нравственный час может быть проведён в оздоровительном лагере в рамках тематических дней.

 

Ирина ОПИМАХ,
учитель начальных классов,
ГУО «Средняя школа №2 г.п. Россь» Волковысского района,
Гродненская область
opimah.ir@gmail.com


Задачи:

– объяснить воспитанникам разницу между шалостью, озорством и правонарушением, показать на конкретных примерах, когда шалость может перейти в правонарушение;
– заострить внимание воспитанников на необходимость обдумывать свои действия;
– развивать умение рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека;
– воспитывать правовую культуру воспитанников;

 

Ход занятия

Организационный момент

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно!

Ребята! Представьте, на нас льются солнечные лучики. Под ними мы становимся добрее, внимательнее, нежнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики своим родителям, своим близким и друзьям, пожелайте им добра и мира.

Создание проблемной ситуации

Дети, а вы любите играть, например, в подвижные игры, любите весёлые проделки и шутки? А почему? (Ответы детей)

Да, ребята, во время игр проявляется и выдумка, и фантазия, и сообразительность. Однако взрослые порой останавливают некоторые игры ребят и требуют: «Не балуйтесь! Не шалите!». Задумывались ли вы, почему взрослые так поступают? (Рассуждение детей)

Сообщение темы и целей

Чем опасны шалости и озорство ребятишек? Вот сегодня мы и поговорим на тему: «Шалость. Озорство. Правонарушение»

Знакомство с основными понятиями

Вначале давайте разберёмся: что такое шалость?  Какое поведение расценивают как озорство, а какое поведение называется правонарушением? Для этого обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

Шалость – шутливая проделка, проказа. Детская шалость.

Озорство – непозволительная шалость, задорное, нарушающее порядок поведение. Озорство мальчика. Озорное поведение.

Правонарушение – нарушение права, проступок, преступление.

Ещё раз прочитаем наши понятия и повторим их значения. Шалость – это поступок, совершённый ради забавы, развлечения, весёлая проделка. А вот озорство – это поведение, выходящее за рамки доброй шутки, нарушающее общепринятые нормы поведения. Правонарушение – это грубое нарушение общественного порядка, существующих правил поведения, установленных законом, т.е. правовых норм, нарушение существующих запретов, наносящие ущерб другому человеку и даже обществу.

Чтение и обсуждение рассказов

Чтобы лучше усвоить эти понятия, прослушаем рассказы и разберёмся – где шалость, а где озорство.

Виктор Голявкин. «Как я под партой сидел»

Только к доске отвернулся учитель, а я раз – и под парту. Как заметит учитель, что я исчез, ужасно, наверное, удивится.
Интересно, что он подумает? Станет спрашивать всех, куда я делся, – вот смеху-то будет! Уже пол-урока прошло, а я всё сижу. «Когда же, – думаю, – он увидит, что меня в классе нет?» А под партой трудно сидеть. Спина у меня заболела даже. Попробуй-ка так просиди! Кашлянул я – никакого внимания. Не могу больше сидеть. Да ещё Серёжка мне в спину ногой всё время тычет. Не выдержал я. Не досидел до конца урока. Вылезаю и говорю:
– Извините, Петр Петрович.
Учитель спрашивает:
– В чём дело? К доске хочешь?
– Нет, извините меня, я под партой сидел…
– Ну и как, там удобно сидеть, под партой? Ты сегодня сидел очень тихо. Вот так бы всегда на уроках.

В.А.Сухомлинский. «Мальчики развлекаются»

В маленьком домике живет рабочий. Ему нужно вставать рано-рано – в четвертом часу, идти к поезду, работать несколько часов, а потом возвращаться домой.
Одиннадцатый час вечера. На скамейке недалеко от дома, где живет рабочий, сидят три подростка. Один из них держит в руках транзисторный приемник. Приемник включен на полную громкость. Гремит музыка.
Рабочий выходит из дома. Он просит ребят:
– Выключите приемник, вы же спать не даете.
Мальчишки усмехаются. Один из них говорит:
– А мы сидим возле своего дома.
Рабочий вздохнул и сказал:
– Вы – дикари.
Люди, которые не хотят понимать, что рядом с ними живут другие, – хуже дикарей.

В.А.Сухомлинский. «Мама прислала»

Мальчики играли в мяч на лугу. Игорь похвастался:
– Я самый меткий!
Ребята смеялись:
– Игорь, ты хвастун.
А Игорю хотелось доказать, что он самый меткий. Он сказал:
– Видите, во дворе висит белая сорочка. Брошу мяч и попаду в нее.
Это был двор бабушки Ярины, она жила рядом с Игорем.
Бросил Игорь мяч, попал в сорочку, и осталось на ней черное пятно.
Увидела бабушка Ярина, кто бросил мяч. Пошла к маме Игоря, пожаловалась. Пришел мальчик домой, а мать уже знает об озорстве. Говорит мать Игорю:
– Бабушка старенькая, тяжело ей стирать белье. Постирала она сорочки, повесила сушить. А ты запачкал. Опять бабушке надо стирать…
Игорь стоит, наклонив голову.
– Пойди к бабушке, попроси прощения, – говорит мама.
Пошел Игорь к бабушке Ярине, подошел к ней, стал и молчит.
– Что ты хочешь сказать, Игорь? – спросила бабушка.
– Мама прислала, чтобы я попросил у вас прощения.
Бабушка молча смотрела на мальчика. Потом вздохнула тяжело, пошла в хату.

Вопросы для обсуждения:

1 В каких рассказах речь идет о шалости, а в каких – об озорстве?
2 В чем вы увидели вред озорства ребят? (В нарушении прав других людей: на отдых, на плоды своего труда.)
3 Что самое неприятное в поступках ребят в рассказах В.А.Сухомлинского? (Герои рассказа даже не осознают, что приносят вред другим людям, нарушают их права и ,самое страшное, они не раскаиваются, т. е. свое поведение они считают нормальным.)
4 Что бы вы сказали или посоветовали этим ребятам?

Обсуждение ситуаций из жизни

А теперь давайте возьмём конкретные примеры из повседневной жизни и разберёмся где шалость, а где озорство.

Ситуация 1. В жаркие дни дети часто поливают друг друга водой из пластиковых бутылок. (Это – шалость.)

Ситуация 2. Но вот один из мальчиков покрасил воду гуашью и, брызгая, испортил футболку товарищу. (Это уже озорство, граничащее с правонарушением – хулиганством.)

Ситуация 3. Егор по привычке бросил рюкзак около двери кабинета и сам ушёл. Одноклассники решили проучить его и спрятали. Вернувшись, Егор активно стал искать его, даже запереживал… Через некоторое время ребята показали Егору, где лежит рюкзак, и посоветовали не бросать его больше где попало. (Это шутка, шалость.)

Ситуация 4. Два мальчика решили подшутить над своим приятелем Никитой: спрятали его куртку и ушли спокойно гулять. Никита, не найдя куртки, вынужден был идти домой без нее, а на улице был сильный ветер… На следующий день из-за простуды Никита не смог прийти в лагерь. (Это озорство, злая шутка)

Ситуация 5. Ребята резвились на перемене. Они бросали с верхнего этажа на лестничную площадку рюкзак перед идущим учеником и весело хохотали, когда кто-нибудь от неожиданности пугался и громко вскрикивал. Вот снова летит рюкзак, набитый учебниками, и падает… на голову идущей первоклассницы. В результате – тяжелейшая травма головы. «Мы не хотели этого, мы просто пошутили», – оправдывались ученики. (Это хулиганство.)

Ситуация 6. Мальчик Артём бросал снежками в проходящий транспорт и попал в лобовое стекло автомобиля «Opel». Водитель от неожиданности резко затормозил, в результате идущий за ним автомобиль врезался в заднюю часть «Opel». Обе машины повреждены. А ведь могли пострадать и люди! (Это хулиганство.)

Мне бы хотелось, чтобы вы, ребята, задумывались о последствиях озорных поступков и шалостей. Давайте ещё раз с вами объясним, чем шалость отличается от озорства (шалость, как правило, безобидный поступок, а озорство может обидеть другого человека, причинить ему неудобства).

А чем отличается правонарушение, хулиганство от озорства? (Озорник не ставит целью оскорбить или унизить достоинство другого, а уж тем более – нанести вред его здоровью, причинить материальные убытки; правонарушение – это чаще всего умышленное действие, грубо нарушающее общепринятые нормы поведения).

Получается, что ребёнок может и не иметь намерения совершить правонарушение, но его необдуманные действия могут привести к нему. Ещё хочу привести один пример: «Несколько ребят каталась на лодке по глубокому озеру. Захар, желая напугать приятелей, стал раскачивать лодку, в результате чего сидящий на корме Тимур упал в воду и стал тонуть. Вовремя подоспевшие спасатели вытащили Тимура из воды и едва откачали его».

Как вы назовете поступок Захара? (По сути, это преступление, но без злого умысла.)

Мог ли Захар предвидеть опасные последствия своего поведения? (Да, так как он знал, что озеро глубокое.)

Какой вывод можно сделать? (Надо обдумывать свои действия).

Вот так порой шалость, озорство могут привести к правонарушению.

Ребята, а кто такой правонарушитель? (Ответы детей).

Чтобы не нарушать права, надо их чётко знать. Давайте вспомним некоторые из них.

Игра «Сказочный калейдоскоп»

Дети по очереди подходят к столу, берут карточку с иллюстрацией сказки (Приложение 1), вспоминают её название и называют, какие права и чьи права в этой сказке нарушались.

Сказка «Золушка» (права на отдых, на заботливое отношение в семье)

Сказка «Снежная королева» (право на свободу)

Сказка «Госпожа Метелица» (право на заботливое отношение в семье)

Сказка «Гадкий утёнок» (право на индивидуальность)

Сказка «По щучьему велению» (право на свободу)

Сказка «Цветик – семицветик» (право на защиту ребёнка-инвалида)

Сказка «Колобок» (право на жизнь)

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (право на жизнь)

Сказка «Красная Шапочка» (право на жизнь)

Сказка «Лиса и заяц» (право на жизнь)

Сказка «Три поросёнка» (право на жилище, угроза жизни)

Сказка «Доктор Айболит» (право на медицинское обслуживание)

Сказка «Гуси- лебеди» (право на свободу)

Сказка «Муха-Цокотуха» (право на жизнь)

Сказка «Бармалей» (право на свободу)

Сказка «Федорино горе» (право на защиту от неблагоприятного воздействия)

Сказка «Дикие лебеди» (право на проживание в семье)

Сказка «Кошкин дом» (право на защиту сирот)

 

Музыкальный ринг «С песнями о правах»

Дети слушают отрывок из песни и угадывают о каком праве идёт речь.

1 «Чему учат в школе» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского) – право на образование
2 «В траве сидел кузнечик» (муз. В.Шаинского, сл. Н.Носова) – право на неприкосновенность личности, право на жизнь
3 «Песенка Мамонтёнка» (муз. В.Шаинского, сл. Д.Непомнящего) – право на проживание в семье
4 «Песенка о лете» (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина) – право на отдых
5 «Песенка Чебурашки» (муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского) – право на имя
6 «Рыжий, рыжий, конопатый» (муз. Е.Ботярова, сл. Э.Успенского) – право на сохранение индивидуальности.

 

Подведение итогов

Молодцы, ребята! Хорошо знаете права. Я надеюсь, что вы постараетесь их не нарушать. Помните маленькая шалость, озорство может стать правонарушением. Давайте прочитаем хором главный вывод нашего мероприятия: «Надо обдумывать свои поступки».

 

Рефлексия

Мы сегодня вспомнили много сказок. Что в сказках обычно складывают в сундуки? (Драгоценности, сокровища)

Давайте посмотрим в первый сундучок – в нём драгоценности (бусы, кольца, браслеты, цепочки). Можно потрогать эти драгоценности? (Ответы детей)

Но есть в мире богатство, которое нельзя потрогать, его можно только ощутить – это богатство души. И сейчас таким богатством мы наполним другой сундучок. У вас у каждого есть золотые и серебряные «монеты» (вырезанные из фольги кружочки), на парте лежит таблица с названием качеств, черт характера человека (Приложение 2).

Подумайте, какие на ваш взгляд качества необходимы человеку, чтобы быть законопослушным гражданином и не совершать правонарушений. Вот, например, русский учёный И.А.Ильин писал, что настоящий гражданин должен обладать такими качествами:

– чувством собственного достоинства;
– внутренней свободой, превращённой в сознательную дисциплину;
– уважительным и доверительным отношением к другим гражданам и власти;
– воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права;

А как думаете вы? (Дети записывают, комментируют свой выбор, бросают «монетки» в сундучок)

Очень хочется верить, что после нашего мероприятия вы, ребята, будете совершать только хорошие поступки, вырастете законопослушными гражданами нашей страны!

Приложения: ОПИМАХ Приложения

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий