Цель урока: ознакомить учащихся с основными правилами правописания союзов, приёмами разграничения союзов и омонимичных им форм.
Галина ШАЛАШЕНЬ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 13 г. Орши имени И.И.Якубовского»,
Витебская область
Цель: ознакомить учащихся с основными правилами правописания союзов, приёмами разграничения союзов и омонимичных им форм.
Задачи:
– формировать у учащихся орфографические навыки, умения разграничивать союзы и предлоги, союзы и омонимичные им формы;
– развивать логическое мышление учащихся, внимание;
– создать условия для формирования у учащихся готовности к сотрудничеству, развитию познавательной культуры, интереса к русскому языку как предмету;
– воспитывать нравственные ценности.
Оборудование: учебник, задания для высокомотивированных учащихся «Готовимся к олимпиаде», «Маршрутные листы» (Приложение 1), телевизор, материалы ЕИОР (тема 28), тесты.
Ход урока
1 Оргмомент (1 мин.)
Предлагаю учащимся продолжить фразы (предложения распечатаны на листах и развешаны по классу).
Я рано утром вышел … дома и побрёл … школу.
(Не)смотря на ………, я вошел в……. и …… .
(В) течени… всего урока я буду …………. .
(Не)взирая на трудности, я ……. , что(бы) ………. .
У меня….. настроение!
2 Актуализация опорных знаний (7 мин.)
– Слова каких частей речи были использованы в этих фразах? (Предлоги и союзы)
– Давайте определим цель нашей работы на данном этапе. (Повторить сведения о предлоге и союзе, правописание предлогов)
2.1 Распределительный диктант
Один учащийся работает на отвороте доски.
Из-за дома, в связи с переездом, из-под окна, ввиду недостатка времени, вследствие ошибки, в течение недели, по-над лесом, в сравнении с этой книгой.
Слитно |
Раздельно |
Через дефис |
ввиду недостатка времени |
в связи с переездом |
из-за дома |
Взаимопроверка. (Если все правильно, ученик получает 1 балл).
2.2 Озвучьте схемы. Расскажите о союзе
– Чем союзы отличаются от предлогов? (Предлоги выражают зависимость существительных или заменяющих их местоимений от других слов в словосочетании. Союз является средством соединения однородных членов и частей сложного предложения; могут связывать предложения в тексте.)
Задание. Выпишите предложения, соответствующие схемам.
Четверо учащихся работают у доски.
Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
Ведь тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются.
Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться.
Самопроверка.
– Из какого произведения эти предложения? Кто автор?
– «Маленький принц» – это кладезь мудрости. Он поможет вам задуматься о многих важных вещах в жизни. О чём заставили вас задуматься эти цитаты? (Высказывания учащихся).
* Индивидуальное задание для высокомотивированных учащихся (карточка «Готовимся к олимпиаде». Задание 1, Приложение 2).
3 Определение темы. Целеполагание (1 мин.)
– Обратимся к фразам, которые вам были предложены в начале урока. Раскройте скобки. Какое слово вызвало затруднение? Почему? (Слово «чтобы». Потому что мы не знаем правила правописания союзов.)
– Сформулируйте тему урока. Запишите ее.
– Какие цели вы перед собой ставите? Запишите и их.
4 Новая тема (15 мин.)
Объяснение материала и первичное закрепление
Просмотр видео (материалы ЕИОР (тема 28), фрагменты).
– Чему учат предложения, подобранные автором видеоурока? (Собранности, организованности.)
– Как эти качества помогут вам в дальнейшей жизни? (Высказывания учащихся).
Физминутка (1 мин.)
* Индивидуальное задание для высокомотивированных учащихся (карточка «Готовимся к олимпиаде». Задание 2 – устно).
– На правописание каких союзов вы обратили внимание? (Тоже, также, чтобы, зато.)
5 Закрепление (10 мин.)
Работа с учебником
Упр. 423 – устно.
Упр. 426 – устное сообщение: работа в парах («Научи друга»).
– Пользуясь материалом учебника, восстановите опорный конспект.
Просмотр видео (материалы ЕИОР (тема 28), фрагменты).
Упр. 429 (записать по одному предложению).
Самопроверка по ключу. Если все правильно, выставляем 1 балл.
6 Контрольно-оценочный этап (7 мин.)
Выполнение теста https://eior.by/catalog_lecture/7-klass/rus_lan/28.php (тест из ЕИОР (тема 28)).
Взаимопроверка. Максимальное количество баллов – 8.
Дополнительно: упр. 431 (ЭОР)
7 Итоги. Рефлексия (2 мин.)
Возвращаемся к целям урока, выясняем степень их достижения.
Инструктаж по выполнению домашнего задания
8 Домашнее задание (1 мин.)
§ 54. Упр. 428. Повторить словарные слова
* Индивидуальное задание для высокомотивированных учащихся (карточка «Готовимся к олимпиаде». Задание 3).
Приложение 2
Готовимся к олимпиаде
Ф.И. учащегося___________________________________
1. Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед союзом И? Правильно расставьте знаки препинания.
Образец: Листья пожелтели и …
1. Листья пожелтели и опали. 2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1) Воздух прохладен и … ________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
2) Клубника у нас крупная и … __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
3) В садах цвели яблони и … ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
4) День солнечный и … __________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
2. Закончить пословицы, употребляя противительные союзы.
1. В гостях хорошо…______________________________________________________
2. Мягко стелют …_________________________________________________________
3. Мал золотник…_________________________________________________________
4. Книга в счастье украшает…____________________________________________
3. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
1. Я вертела шкатулочку (и)так (и)этак, но (не)смогла её открыть. 2. (И)так, сегодня мы нач..наем изучать тему «Правописание союзов». 3. Выуч..те правило о правописани.. союзов так(же) сделайте два упражнения на эту тему. 4. Мы отдохнём (за)тем холмом, а (за)тем продолжим наш поход. 5. Мы то(же) были вчера в парке. 6. Так(же), как и вчера хлестал дождь.7. Вы пришли сюда, что(бы) выбрать что-то из произведений В. Астафьева? 8. Что(бы) мне вам предложить? 9. (По)тому переулку проехать мы (не)смогли, (по)тому поехали в об..езд. 10. Мы сильно устали (по)этому легли спать, даже (не)поужинав.