Правописание союзов. Урок русского языка в 7-м классе

- 9:27II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Цель урока: ознакомить учащихся с основными правилами правописания союзов, приёмами разграничения союзов и омонимичных им форм.

Галина ШАЛАШЕНЬ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 13 г. Орши имени И.И.Якубовского»,
Витебская область

 

 

 

 

Цель: ознакомить учащихся с основными правилами правописания союзов, приёмами разграничения союзов и омонимичных им форм.

Задачи:

– формировать у учащихся орфографические навыки, умения разграничивать союзы и предлоги, союзы и омонимичные им формы;

– развивать логическое мышление учащихся, внимание;

– создать условия для формирования у учащихся готовности к сотрудничеству, развитию познавательной культуры, интереса к русскому языку как предмету;

– воспитывать нравственные ценности.

Оборудование: учебник, задания для высокомотивированных учащихся «Готовимся к олимпиаде», «Маршрутные листы» (Приложение 1), телевизор, материалы ЕИОР (тема 28), тесты.

 

Ход урока

1 Оргмомент (1 мин.)

Предлагаю учащимся продолжить фразы (предложения распечатаны на листах и развешаны по классу).

Я рано утром вышел … дома и побрёл … школу.
(Не)смотря на ………, я вошел в……. и ……  .
(В) течени… всего урока я буду …………. .
(Не)взирая на трудности, я ……. , что(бы) ………. .
У меня….. настроение!

 

 2 Актуализация опорных знаний (7 мин.)

– Слова каких частей речи были использованы в этих фразах? (Предлоги и союзы)

– Давайте определим цель нашей работы на данном этапе. (Повторить сведения о предлоге и союзе, правописание предлогов)

 

2.1 Распределительный диктант

Один учащийся работает на отвороте доски.

Из-за дома, в связи с переездом, из-под окна, ввиду недостатка времени, вследствие ошибки, в течение недели, по-над лесом, в сравнении с этой книгой.

Слитно

Раздельно

Через дефис

ввиду недостатка времени
вследствие ошибки

в связи с переездом
в течение недели
в сравнении с этой книгой

из-за дома
из-под окна
по-над лесом

Взаимопроверка. (Если все правильно, ученик получает 1 балл).

 

2.2 Озвучьте схемы. Расскажите о союзе

– Чем союзы отличаются от предлогов? (Предлоги выражают зависимость существительных или заменяющих их местоимений от других слов в словосочетании. Союз является средством соединения однородных членов и частей сложного предложения; могут связывать предложения в тексте.)

Задание. Выпишите предложения, соответствующие схемам.

Четверо учащихся работают у доски.

Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

Ведь тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются.

Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться.

Самопроверка.

– Из какого произведения эти предложения? Кто автор?

 – «Маленький принц» – это кладезь мудрости. Он поможет вам задуматься о многих важных вещах в жизни. О чём заставили вас задуматься эти цитаты? (Высказывания учащихся).

* Индивидуальное задание для высокомотивированных учащихся (карточка «Готовимся к олимпиаде». Задание 1, Приложение 2).

 

3 Определение темы. Целеполагание (1 мин.)

– Обратимся к фразам, которые вам были предложены в начале урока. Раскройте скобки. Какое слово вызвало затруднение? Почему? (Слово «чтобы». Потому что мы не знаем правила правописания союзов.)

– Сформулируйте тему урока. Запишите ее.

– Какие цели вы перед собой ставите? Запишите и их.

 

4 Новая тема (15 мин.)

Объяснение материала и первичное закрепление

Просмотр видео (материалы ЕИОР (тема 28), фрагменты).

– Чему учат предложения, подобранные автором видеоурока? (Собранности, организованности.)

– Как эти качества помогут вам в дальнейшей жизни? (Высказывания учащихся).

 

Физминутка (1 мин.)

 

* Индивидуальное задание для высокомотивированных учащихся (карточка «Готовимся к олимпиаде». Задание 2 – устно).

– На правописание каких союзов вы обратили внимание? (Тоже, также, чтобы, зато.)

 

5 Закрепление (10 мин.)

Работа с учебником

Упр. 423 – устно.
Упр. 426 – устное сообщение: работа в парах («Научи друга»).

– Пользуясь материалом учебника, восстановите опорный конспект.

Просмотр видео (материалы ЕИОР (тема 28), фрагменты).

Упр. 429 (записать по одному предложению).

Самопроверка по ключу. Если все правильно, выставляем 1 балл.

 

6 Контрольно-оценочный этап (7 мин.)

Выполнение теста https://eior.by/catalog_lecture/7-klass/rus_lan/28.php (тест из ЕИОР (тема 28)).

Взаимопроверка. Максимальное количество баллов – 8.

Дополнительно: упр. 431 (ЭОР)

 

7 Итоги. Рефлексия (2 мин.)

Возвращаемся к целям урока, выясняем степень их достижения.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

8 Домашнее задание (1 мин.)

§ 54. Упр. 428. Повторить словарные слова

* Индивидуальное задание для высокомотивированных учащихся (карточка «Готовимся к олимпиаде». Задание 3).

 

Приложение 2

Готовимся к олимпиаде

Ф.И. учащегося___________________________________

 

1. Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед союзом И? Правильно расставьте знаки препинания.

ОбразецЛистья пожелтели и …

1. Листья пожелтели и опали. 2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.

1) Воздух прохладен и … ________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________

2) Клубника у нас крупная и … __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________

3) В садах цвели яблони и … ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________

4) День солнечный и … __________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________

 

2. Закончить пословицы, употребляя противительные союзы.

1. В гостях хорошо…______________________________________________________

2. Мягко стелют …_________________________________________________________

3. Мал золотник…_________________________________________________________

4. Книга в счастье украшает…____________________________________________


3. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

1. Я вертела шкатулочку (и)так (и)этак, но (не)смогла её открыть. 2. (И)так, сегодня мы нач..наем изучать тему “Правописание союзов”. 3. Выуч..те правило о правописани.. союзов так(же) сделайте два упражнения на эту тему. 4. Мы отдохнём (за)тем холмом, а (за)тем продолжим наш поход. 5. Мы то(же) были вчера в парке. 6. Так(же), как и вчера хлестал дождь.7. Вы пришли сюда, что(бы) выбрать что-то из произведений В. Астафьева? 8. Что(бы) мне вам предложить? 9. (По)тому переулку проехать мы (не)смогли, (по)тому поехали в об..езд. 10. Мы сильно устали (по)этому легли спать, даже (не)поужинав.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий