Просмотр и обсуждение фильма-сказки «Морозко». Классный час в 6-м классе

- 11:45Классный час

Классный час направлен на воспитание духовно-нравственных качеств учащихся.

 

Лариса ШИРВЕЛЬ,
учитель черчения
ГУО « Средняя школа № 199 г. Минска имени Пимена Панченко»

 

Задачи:

– развивать представления о понятии «нравственные ценности;
– содействовать развитию умения анализировать свои и чужие действия и поступки;
– формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности;
– формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
– способствовать развитию умения самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умения налаживать отношения с людьми.

Оборудование и подготовка: фильм «Морозко» (реж. А.А.Роу), словарь Даля, листы А4, фломастеры.

Ход классного часа

1 Организационный этап

Учитель. Во время зимних каникул мне довелось посмотреть фильм-сказку «Морозко». Это сказка моего детства, но сейчас я с большим удовольствием ее пересмотрела. И решила, что обязательно надо обсудить ее с вами на классном часу! Ведь в этом фильме, помимо прекрасной постановки, захватывающего сюжета, великолепной игры актеров, есть столько смысла, столько примеров поведения, такие узнаваемые моменты из жизни! Прямо наглядное пособие для всех: и для детей, и для взрослых. Недаром же говорят: «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок!»

2 Основной этап

Я уже сказала вначале, что «Морозко» – фильм моего детства. Давайте же узнаем, когда и кто снял эту удивительную историю. Об этом нам расскажет (Имя ученика). (Слайды 1–5, Приложение 1)

Выступление учащегося.

Учитель. Сюжет сказки довольно узнаваем для сказок. Портреты героев этой истории вы видите на доске (Слайды 5–11, Приложение 2). Давайте их назовем. (Ответы детей)

Жили-были старик со старухой. У старухи была дочь Марфуша, у старика – Настенька. Старуха свою дочь берегла и лелеяла, а Настеньку притесняла, заставляла делать тяжелую работу. Но вот однажды у реки встретила Настенька Ивана. Эта встреча повлекла за собой много разных событий. Конечно, все закончилось хорошо. НО! Мы сейчас с вами будем разбирать события сюжета и постараемся понять, чему учит сказка!
Смотрели внимательно? Тогда начинаем.
На доске вы видите слова, которые определяют качества характера человека. Мы будем разбирать их значение на примере поведения героев сказки.
Первое слово, которое я выбираю – «воспитанность».
Лично я считаю, что все началось с того, что у Ивана были проблемы с воспитанием. Да и все события этой истории, на мой взгляд, «вертятся» вокруг Ивана.

Воспитанность это умение адекватно вести себя в обществе, уважение к другим людям, хорошие манеры. Можно сказать, что воспитанность – это присущее человеку уважение к окружающим людям.

Вот какое у Ивана было отношение к старшим…

Фрагмент фильма 8. 37 – мать напутствует сына.

Почему мать Ивана заплакала в конце? (Ответы детей)

Фрагмент фильма 17.08 – разговор со Старичком-Боровичком

Фрагмент фильма 26. 43 – слова Старичка-Боровичка: «Как ты жил? Сам себе служил…»

Фрагмент фильма 39.20 – Иван видит клюку, которую забыла бабушка.

А почему колдовство, направленное на Ивана, исчезло только в этот момент? (Ответы детей)

Учитель. Да. Потому что именно в этот момент у него было искреннее желание помочь, а не как раньше – по команде: «Пойду и сделаю доброе дело!» Дети, а вообще у Ивана были положительные качества? (Ответы детей)

Да, Иван храбрый, сильный, упорный (не путать с упрямством. Упрямым он был в начале сказки), смекалистый. Помните, как он садился на лопату у Бабы-Яги?

Давайте разберем второе слово «хвастовство». Что это за качество?

Хвастовство – это излишнее восхваление своих достоинств, успехов и прочих качеств. Хвастливый человек специально выставляет напоказ какие-то свои качества, с целью выделиться среди других.

В каких моментах сказки Иван хвастается? (Ответы детей)

А за что был превращен Иван в медведя? Потому что, хвастаясь, хотел выстрелить в семейку медведей.

Фрагмент фильма 1.23.17 – выходи за меня замуж

А давайте посмотрим отрывок, где Иван полностью осознал свои ошибки.

Фрагмент фильма 1.03.20 – прости меня, Настенька…

А кто еще хвастался в этой сказке? (Ответы детей)

Да. Марфушеньку пытались сосватать, и мать стала расхваливать, как ее дочь все умеет делать хорошо, как работает спорно, какая она красавица. А кто скажет, чем все закончилось? (Ответы детей)

Ребята, хвастовство перекликается с самолюбованием.

Скажите, что всегда носил Иван с собой? Смотрелся раз за разом в …зеркало!

Самолюбование – это любование собой, своими действительными или мнимыми достоинствами, способностями, внешностью или иными проявлениями.

Фрагмент фильма 10.40 – песня Ивана

Фрагмент фильма 37.06 – Иван бросает зеркало.

Почему бабушка, которой он помог, назвала его красавцем? Да. Она плохо видела, но не в этом причина того, что Иван ей видится красавцем! А в чем?

(Ответы детей)

Правильно! Его внимание к ней сразу превратило Ивана в красавца. Потому что красиво не только внешнее, но, в первую очередь, внутреннее.

А какой момент еще показывается самолюбование человека? Этот отрывок, пожалуй, самый известный в интернете. Кто внимательно смотрел сказку? Кто помнит и узнает этот известный момент? (Ответы детей)

Да. Фрагмент с Марфушей и ее мамой.

Фрагмент фильма 32.10 – Старуха и Марфуша у зеркала.

Еще одно качество, которое я бы хотела выделить – лень.

Лень – это отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времяпровождения, а не трудовой деятельности. Традиционно расценивается как порок, поскольку считается, что ленивый человек является нахлебником общества

Вспоминаем, кто олицетворяет это качество? Конечно, Марфуша! Что она делала дни напролет? Вспомним!

Фрагмент фильма 1.05.36 – Марфуша ест орехи

Фрагмент фильма 2.35 – Марфуша спит, а ее качают.

А когда ее лень рассекретилась? (Ответы детей)

Да, совершенно верно, в момент сватовства.

Сейчас мой взгляд остановился на слове «хамство»

Как определяют это понятие?

Хамство – поведение, отличающееся грубым, наглым и резким способом общения.

Давайте вспомним момент с таким поведением! (Ответы детей)

А помните надпись на камне? «Не был бы ты невежей, не ходил бы с мордой медвежьей ». Кто такой невежа?

Невежа – грубый, невоспитанный человек, который не знаком с самыми простыми правилами поведения.

Таким и был Иван в начале истории. А вот еще один пример хамского поведения!

Фрагмент фильма 1.08. 18 – Марфуша ест лук у елки.

А что получила она за такое отношение, мы скоро посмотрим.

Но сначала ответьте, ребята, на вопрос, а что заставило Марфушу ехать в лес? Правильно! Зависть!

Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

Фрагмент фильма 1.06.45 – Хочу, хочу, хочу

Чем же наградил Дед Мороз эту героиню за хамство и зависть? (Ответы детей). Давайте посмотрим этот момент!

Фрагмент фильма 1.16.57 – едет на санях, запряженных свиньями.

Учитель. А сейчас я хочу показать свой любимый момент.

Фрагмент фильма 44.15 – Баба-Яга разговаривает с Иваном

Как думаете, дети, кто играет Бабу-Ягу – мужчина или женщина? (Ответы детей)

Этого актера называли «заслуженным Кащеем Советского Союза». Играл он и Бабу-Ягу во всех сказках того времени. Его звали Георгий Милляр. И (Имя ученика) расскажет нам об этом удивительном артисте. (Приложение 3)

Посмотрите на доску, ребята. Мы увидели в поступках и характерах героев сказки качества, которые относятся к понятию «нравственность»

Что же такое нравственность?

Нравственность – это качества, которые воспитываются в человеке с детства, ими он руководствуется в своем поведении. Эти качества определяют отношение к окружающему миру.

Причем, качества эти могут быть как положительными, так и отрицательными. И мы с вами уже это отметили.

Задание

Ребята, вспомните сюжет фильма и напишите, какие положительные качества героев украсили фильм. Вспомните эпизоды и напишите.

(Дети пишут, а потом называют качества и эпизоды, в которых эти качества проявились. Например, отзывчивость, воспитанность, уважение, доброта, скромность, любовь, сострадание, находчивость, смелость, упорство, скромность. Приложение 4).

3 Этап подведения итогов

Учитель. Молодцы! Вы очень внимательно смотрели сказку, ребята. Поэтому смогли запомнить столько положительных качеств героев этой волшебной истории.

Поступки героев определялись их личным пониманием, как можно вести себя в тех или иных обстоятельствах, как вести себя с окружающими людьми. И в реальной жизни в своих поступках любой человек тоже опирается на эти нравственные качества.

Философ Иммануил Кант говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Каждый сам выбирает, чему следовать по жизни. Но и сказка, и жизнь учат нас, что воспитывать в себе надо положительные качества. Ведь все поступки имеют последствия: хорошие возвращаются добром. А плохие наказываются! И в нашей истории все получили по своим заслугам. Все закончилось хорошо, как и полагается в сказке (Слайд 12).

Смотрите, дети, ведь: «В сказке ложь да в ней намек, (дети хором добавляют) добрым молодцам урок!»

Приложения: ШИРВЕЛЬ Приложения

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий