Учащиеся углубляют знания о культуре речи, коммуникативных качествах речи; совершенствуют навык работы с текстами научного стиля, формируют навык редактировать собственные тексты в соответствии с целями и задачами общения, что поможет им лучше понять новую тему.
Надежда КОЗЛОВСКАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» г. Мозыря,
Гомельская область
Класс: 10-й (повышенный уровень).
Урок 10. Типы языковых норм. Речевые ошибки.
Место урока в изучаемой теме: в разделе «Культура речи (5 часов, из них 1 – на обучающую тестовую работу)», 2-й урок.
Связь со знаниями, полученными ранее: учащиеся углубляют знания о культуре речи, коммуникативных качествах речи; совершенствуют навык работы с текстами научного стиля, формируют навык редактировать собственные тексты в соответствии с целями и задачами общения, что поможет им лучше понять новую тему.
Цель: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут
– знать приемы создания точной, уместной, логичной речи, ознакомятся с разновидностями речевых недочетов;
– уметь распознавать условия выбора и исправления грамматических ошибок в различных текстах, редактировать тексты разных стилей.
Задачи личностного развития
Образовательные:
– создать условия для проверки и систематизации знаний учащихся о типах языковых норм, для усвоения умений самостоятельно решать стилистические задачи;
– способствовать формированию умений распознать условия выбора речевых недочетов.
Развивающие: развивать умения анализировать языковой материал, сопоставлять и группировать речевые недочеты, делать самостоятельные выводы, развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля;
Воспитательные: содействовать повышению учебной мотивации на основе приобщения учащихся к собственному самоопределению (направленность на собственный результат занятия), оказывать влияние на формирование уважения к результатам труда одноклассников, адекватной самооценке.
Методы: объяснительно-иллюстративный (практическая работа на применение знаний о типах языковых норм); проблемный (проблемное изложение, доказательства путем сравнения подобий в языковых явлениях); частично-поисковый (выбор приемов, фактов, подтверждений с опорой на наглядность).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Учебно—методическое обеспечение: раздаточный материал, оценочный лист, рефлексивная карточка на каждого ученика, интерактивная доска для демонстрации слайдов презентации.
Тип урока: комбинированный.
Список источников
1 Леонович, В.Л. Русский язык: учебник для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорусским и русским языком обучения (с электронным приложением для повышенного уровня на ресурсе profil.adu.by) / В.Л.Леонович, Т.Н.Волынец, Е.Е.Долбик [и др.]. – Минск : Национальный институт образования, 2020. – С. 33–37.
2 Леонович, В.Л. Русский язык в 10 классе. Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорусским и русским языком обучения / В.Л.Леонович, В.А.Саникович, Ф.М.Литвиненко [и др.]. – Минск : Национальный институт образования, 2022. – С. 31–34.
3 Татарова, В.М. Планы-конспекты уроков. Русский язык. 8 класс (1 полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.М.Татарова. – Мозырь : Выснова, 2019. – С.42.
4 Дополнительный видеоматериал о языковых нормах:
https://www.youtube.com/watch?v=yfw9IOEnoHY
https://mel.fm/gramotnost/kak-govorit/2185476-logicheskiye-zadachki-dlya-detey-vsekh-vozrastov-ili-vse-taki-vozrastov-kak-govorit-pravilno
https://mel.fm/gramotnost/kak-pisat/3052847-10-zimnikh-slov-na-kotorykh-ochen-prosto-poskolznutsya-ili-vse-taki-podskolznutsya
https://adukar.com/news/tipichnye-rechevye-oshibki
Ход урока
Типы языковых норм. Речевые ошибки. Урок русского языка в 10-м классе (повышенный уровень). PDF
Оценочный лист
Ф.И.___________________________________
Самооценка |
Взаимооценка |
Оценка учителя |
Общая оценка |
|
|
|
|
Рефлексивный лист
1. Результатом свой работы считаю, что я…
А) понял смысл изучаемой темы;
Б) научился применять изучаемое правило;
В) повторил изученный материал.
2. Чего вам не хватило на уроке при решении заданий?
А) Знаний.
Б) Желания.
3. Если возникали трудности при выполнении заданий, кто оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А) Учитель.
В) Одноклассник.
Б) Учебник.
Г) Никто.
4. Закончи предложение: «Материал этого урока дал мне следующие полезные сведения…»