В игры играем – звуки закрепляем. Индивидуальное коррекционное занятие по автоматизации звука [р] детей старшей группы (5–6 лет)

- 16:43КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Автоматизировать звук [р] в начале слова посредством использования кинезиологических игр и упражнений.

 

Елена РОМАНЕНКОВА,
учитель-дефектолог
детский сад № 6 г. Волковыска,
Гродненская область

 

 

Задачи:

– автоматизировать звук [р] в начале слова посредством использования кинезиологических игр и упражнений;
– развивать умение определять место звука [р] в слове, ориентироваться в пространстве.

Материал и оборудование: карточки с артикуляционными упражнениями, нейротренажер «Хитрые ладошки»; развивающий набор «Веселые ритмы»; игра «Разноцветные колпачки»; мяч; магнитная доска, карточки с буквами М, К, П, З, А, О, магниты; игра «Поставь посуду в нужный шкаф», фломастер; карточки-схемы для выполнения физминутки, аудиозапись подвижной музыки для проведения физминутки; 2 листа бумаги для выполнения пальчиковой разминки, игра «Построй дом».

 

Ход занятия

Педагог. Доброе утро! Рада видеть тебя здоровой, красивой, в хорошем настроении! Сегодня нас с тобой ждут интересные игры и задания, с которыми, я уверена, ты обязательно справишься!

Давай поможем твоему язычку проснуться, выполнив зарядку.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику с одновременным выполнением кинезиоупражнений в нейротренажере «Хитрые ладошки» (указательным пальцем правой руки ребенок по порядку проходит дорожку из разноцветных кругов, одновременно с этим левой рукой закрывает ладошку соответствующего цвета). Одно прохождение дорожки – одно выполненное артикуляционное упражнение.

А теперь давай поможем и твоим ушам проснуться. Перед тобой лежит три карточки со схемами. Сейчас ты закроешь глаза, я проиграю одну из мелодий на схеме, а ты должна будешь угадать, по какой именно карточке я играла мелодию.

Игра с мячом «Послушай и скажи по-другому»

Цель: развитие фонематического восприятия через прослушивание обратных слогов и замены их на прямые (АР – РА, ОР – РО и т.д.); развитие общей моторики.

Оборудование: мяч.

А теперь давай немного поиграем. Я буду бросать тебе мяч и говорить слог, а ты поменяешь в нём звуки местами и бросиь мне мяч обратно.

Кинезиоигра «Угадай букву, составь слово»

Цель: развитие тактильной чувствительности и восприятия через прикосновение; закрепление графических образов букв; развитие умения составлять новые слова путем замены первого звука в получившихся словах на звук [р].

Оборудование: магнитная доска, карточки с буквами, магниты.

На доске карточки с буквами. Я на твоей «спине» буду выводить контур буквы – ты должна догадаться, что это за буква. Из нескольких букв ты составишь слово. А затем в нем поменяешь первый звук на звук [р].

Ребенку на магнитной доске вразброс предлагаются буквы М, К, П, З, А, О. Учитель-дефектолог на спине ребенка пальцем выводит контур буквы, ребенок должен ее узнать и из предложенных букв составить слово. Затем в получившемся слове заменить первый звук на звук [р]: (МАК – РАК, ПОЗА – РОЗА, МУКА – РУКА).

Пальчиковая гимнастика

Давай разомнем твои пальцы перед работой.

Одновременно двумя руками сначала смять, трижды переложить, а затем расправить листы бумаги.

Игровое упражнение «Поставь посуду в нужный шкаф»

Перед тобой картинка с посудой. Тебе необходимо найти ту, которую нужно поставить в первый шкаф, т.е. туда, где звук [р] находится в начале слова.

Ребенок находит нужные картинки и соединяет по заданной схеме слова.

 

Игра «Разноцветные колпачки»

Цель: автоматизация звука [р] в начале слова; развитие умения ориентироваться в пространстве; закрепление предлогов перед, за, слева, справа, на, под, между.

Оборудование: карточки с картинками, разноцветные колпачки.

Давай с тобой поиграем в игру «Разноцветные колпачки». Перед тобой лежат картинки. Ты по порядку называешь, что изображено на карточке и кладешь колпачок соответствующего цвета, а затем ответишь на мои вопросы.

Ребенок называет слова на карточке, соотнося цвета картинок с цветом колпачков. Затем по памяти отвечает на вопросы дефектолога, опираясь только на цвет колпачков: «Что справа от рации?», «Что над ракетой?», «Кто между ракушкой и рыбой?» и т.д. На второй карточке найти лишний предмет, объяснить свой выбор (корона – звук [р] не в начале слова).

 

Физкультминутка «Попробуй повтори»

На стульчиках по кругу приклеены карточки-схемы с изображением поз тела. Под музыку ребенок ходит вокруг стульчиков, когда музыка останавливается, принимает позу, изображенную на схеме, с началом музыки возобновляет движение.

 

Игра «Построй дом»

Цель: развитие фонематического восприятия путем прослушивания и отбора слов со звуком [р] в заданной позиции; автоматизация звука [р] в начале слова.

Оборудование: крыша дома – символическое изображение позиции звука в слове, блоки – слова со звукам [р].

А сейчас мы с тобой будем строить дом. Но не простой! На каждом блоке нашего дома изображено слово, в котором есть звук [р]. Ты должна внимательно слушать и отобрать для строительства дома только те, в которых звук [р] находится в начале слова.

Ребенок на слух воспринимает слова, произносимые учителем-дефектологом, отбирает и «строит дом» только из тех, в которых звук [р] находится в начале слова.

Вот и подошло к концу наше занятие. Какое задание тебе понравилось больше всего? Были ли задания, которые были для тебя трудными или неинтересными? Молодец! Ты прекрасно справилась со всеми заданиями!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий