Вашему вниманию предлагается занятие, на котором учащиеся знакомятся с координатной плоскостью, с возможностью управления персонажем с помощью клавиш на клавиатуре; к концу занятия познакомятся с координатной плоскостью и научатся составлять скрипты с использованием новых команд.
Ирина ШЕВКО,
учитель информатики
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Вашему вниманию предлагается занятие, на котором учащиеся знакомятся с координатной плоскостью, с возможностью управления персонажем с помощью клавиш на клавиатуре; к концу занятия познакомятся с координатной плоскостью и научатся составлять скрипты с использованием новых команд.
Для проведения занятия необходимы компьютеры с выходом в интернет, программное обеспечение: браузер, раздаточный материал «Карта занятия_1».
На этом занятии необходимо познакомить ребят с координатной плоскостью, новыми командами из блока «Движение», которые будут использованы при создании новых проектов.
Для знакомства с командой «Повернуться в направлении» из блока «Движение» предлагается рассмотреть изображение круга с обозначенными значениями. Обращаем внимание учащихся, что персонаж может поворачиваться в направлении от 0 до 360, но на данном этапе обучения нас интересуют только четыре значения: направо (90), влево (-90), вверх (0) и вниз (180). Изменять значения можно, перемещая стрелку в выпадающем блоке команды или введя данные с клавиатуры.
Движение в определённом заданном направлении очень важно для дальнейшего понимания, поэтому рекомендуется показать возможности отладки программы, используя пошаговое выполнение на данном занятии. На этом этапе изучения рекомендуется не привязывать начало программы к конкретной точке на координатной плоскости. Достаточно просто переместить исполнителя в точку начала программы и повернуть в нужном направлении.
Для закрепления материала рассматриваются этапы создания первого проекта, где спрайт перемещается на 100 шагов по траектории квадрата.
Изучение координатной плоскости является одной из тем предметной области математика, и возможно, не все учащиеся в силу их возраста знакомы с данной темой. Для знакомства с координатной плоскостью предлагается рассмотреть изображение координатной плоскости с обозначенными значениями.
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что:
– любая точка на координатной плоскости задается двумя значениями;
– центр координатной плоскости – точка пересечения осей Х и Y;
– значения Х и Y могут иметь положительные и отрицательные значения;
– если персонаж будет перемещаться по направлению осей, то изменения значений будут иметь положительные числа, если перемещение в противоположную сторону относительно направлений осей, то изменение – отрицательное число.
Предлагаем учащимся вместо команд «идти 10 шагов» применить команду «изменить Х на 10». Следовательно, изменяя координату Х любого спрайта, мы можем заставить его двигаться вправо или влево. Если Х изменяется на положительное число, спрайт двигается вправо. Если Х изменяется на отрицательное число, то спрайт перемещается влево. Аналогично можно организовать движение спрайта вверх и вниз, используя команду «изменить Y на 10». Графически это можно нарисовать в виде горизонтальной линии с числами – в виде оси Х.
Для закрепления новых команд предлагаем рассмотреть скрипт с тем же условием: Спрайт2 перемещается на 100 шагов по траектории квадрата.
Для закрепления полученной информации проводится практическая работа «Кот спускается и поднимается по ступенькам», для выполнения которой можно воспользоваться «Картой занятия_1». Учащимся предлагается создать проект, в котором персонаж Кот (Cat 2) спускается и поднимается по ступенькам, фон сцены создается учащимися самостоятельно.
Для создания проектов используются ранее изученные команды из блоков «События», «Управление», «Движение» и новые команды из блока «Движение».
Для учащихся, выполнивших основное задание, можно предложить составить проект, в котором начальное положение спрайта в левом верхнем углу сцены. При запуске проекта персонаж проходит вдоль стены сверху, затем идет вниз, влево и возвращается сходную точку.
Результат проекта «Кот спускается и поднимается по ступенькам» можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://scratch.mit.edu/projects/1085691568