Способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, духовности и чувства любви к своей Родине.
Елизавета ПУХОВА,
учитель английского языка,
ГУО «Средняя школа №41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно»
lizaveta.pukhova.1999@mail.ru
Целевая аудитория: 4–6-й класс
Цели: способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, духовности и чувства любви к своей Родине.
Задачи:
– углубить знания по государственной символике Беларуси;
– способствовать формированию у детей чувства принадлежности, любви и преданности родному краю;
– создать условия для интеллектуального развития учащихся;
– привить уважение к историческому прошлому своего края, бережное отношение к нему, обычаям и традициям.
Оборудование: презентация, пазл «Контур Республики Беларусь», билет, свиток с заданием «Исторический дешифратор», карточки «Государственный флаг», карточки «Герб Республики Беларусь», карточки с гербами и названиями городов Республики Беларусь на липучках, платформа WordWall – игры «Лесные животные Беларуси», «Традиции Беларуси», карточки со словом «Патриот», сердечки
Ход мероприятия
1 Организационный этап (5 мин)
Оборудование: презентация, пазл, билет
Добрый день, ребята. Я вас всех очень рада видеть!
Сегодня у нас необычный классный час. Мы с вами совершим небольшое заочное путешествие.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
Возможно, вы уже догадались, куда мы сегодня отправимся, но давайте убедимся. Посмотрите на доску. Вам нужно собрать этот пазл.
И куда же мы отправимся? Верно! Сегодня мы с вами отправимся по просторам нашей Беларуси.
У каждого человека есть своё имя, с которым он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной – местом, где родился и вырос.
Республика Беларусь не такое уж и большое государство, но по богатству природы и по красоте наших пейзажей она может поспорить со многими государствами. Чего только нет в нашем краю: зелёные леса, светлые березовые рощи, прохладные сосновые леса, глубокие разливы рек, озёра, подобные морям, бескрайние поля и таинственные лесные массивы!
Посмотрите на наш маршрут. Мы посетим несколько станций: «Историческая», «Симоволическая», «Областная», «Физкультурная», «Краеведческая», «Культурная» и «Любимая». Мы не только посетим эти станции, но и выполним соответствующие задания.
Нам нужно поспешить на поезд, чтобы успеть всё посетить. Но как законопослушные граждане мы должны получить билет! Чтобы заработать на свой билет, вам нужно ответить на несколько географических вопросов. Готовы? (Слайды 2–11).
1) Как правильно называется государство, в котором мы живем? (Республика Беларусь)
2) На сколько областей делиться Беларусь? Назовите их. (На шесть. Минская, Гомельская, Брестская, Гродненская, Могилевская, Витебская)
3) Столица Беларуси? (Минск)
4) Этот город второй по величине в Беларуси? (Гомель)
5) Это город носит женское имя. (Лида)
6) Сама длинная река в Беларуси. (Днепр)
7) Какая река протекает в Гродно? (Неман)
8) В этом городе ткали знаменитые пояса. (Слуцк)
9) Самое большое озеро. (Нарочь)
10) С какими государствами граничит Беларусь? (Россия, Украина, Польша, Литва, Латвия)
Умнички! Вы заработали свои билеты. Получите их.
Теперь мы можем отправиться в наше путешествие.
2 Основной этап
2.1 Станция «Историческая» (7 мин)
Оборудование: свитки с заданием.
Наша первая станция «Историческая». У Республики Беларусь богатая и интересная история. Когда мы говорим о прошлом Беларуси, невозможно не упомянуть город, который и сегодня стоит на Западной Двине. Впервые этот город упомянут в летописях в 862 году. Это один из древнейших городов в нашей стране. Он знаменит своими каменными сооружениями, историко-культурный наследием и, конечно же, выдающимися личностями, которые внесли значительный вклад в развитие Беларуси. Вы уже догадались, про какой город идёт речь?
Конечно. Это Полоцк. А какие известные исторические личности были уроженцами этого города? (Ефросинья Полоцкая, Франциск Скорина, Всеслав Чародей).
Ефросинья Полоцкая – одно их первых имён, которое приходит на ум, когда говорим про историю. Что вы знаете про неё? Просветительница, первая женщина Беларуси, которая признана святой. Благодаря её стараниям пополнялась библиотека Софийского собора.
На вашей парте вы можете найти свиток. Попробуйте расшифровать послание, которое оставила для нас Ефросинья. Воспользуйтесь дешифратором.
(Берегите и приумножайте наследие Беларуси.)
Всё верно! Вы, молодежь – наше настоящее и будущее, и ваша задача – сберечь Беларусь и заложить фундамент для ее дальнейшего развития.
Мы справились, отправляется дальше!
2.2 Станция «Символическая» (10 мин)
Оборудование: карточки «Государственный флаг», карточки «Герб Республики Беларусь»
Независимое государство обладает своими символами. Какие государственные символы Республики Беларусь Вы знаете? (флаг, герб, гимн)
Герб и флаг считались и считаются во всех странах высшими символами народа и почитаются также как родное слово, родная культура, обычаи и символизируют для каждого гражданина Родину.
Мы все прекрасно знаем, какие у нашего государства символы и как они выглядят. Они окружают нас. И в любом учебном кабинете можно увидеть государственную символику. Но что они означают? Ведь каждый элемент был выбран не случайно.
Вам предстоит соотнести цвет Государственного флага с тем, что он символизирует (Слайды 12–15).
Давайте внимательно рассмотрим наш Герб. Какие элементы вы видите? Соотнесите (Слайды 16–21)
Ответ:
Молодцы! Мы справились! Согласитесь, что все цвета и символы имеют значение для нашего государства.
2.3 Станция «Областная» (4 мин)
Оборудование: карточки с гербами и названиями городов Республики Беларусь на липучках
Мы с вами ещё в начале урока вспомнили, что в Беларуси есть 6 городов –областных центров. Известно, что каждый областной центр Республики Беларусь имеет свой герб.
Вам предстоит соотнести областные города с соответствующим гербом. (Слайды 22–27)
Давайте проверим, как вы справились.
Отлично! Отправляемся дальше!
2.4 Станция «Физкультурная» (1 мин)
В послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил: «Спорт – это наша идеология». Глава государства подчеркнул: «Здоровье нации – это забота не только медиков, но и каждого из нас. Без физической активности, занятий спортом не будет здоровых детей, людей, здоровой нации в целом. Внимание государства к этой теме всегда самое пристальное. И прежде всего мы сами должны показывать пример здорового образа жизни, находить в своем графике время для занятий спортом».
Давайте уделим минутку и немного разомнёмся. Встаньте, пожалуйста.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
2.5 Станция «Краеведческая» (7 мин)
Оборудование: платформа WordWall – игра «Лесные животные Беларуси».
Животный мир нашей страны удивительно богат. И это не случайно. На территории Беларуси находятся многочисленные водоемы, а также произрастает много видов растений. Защита фауны и флоры Беларуси осуществляется на государственном уровне. Многие белорусские территории являются заповедными, и в Красную книгу Беларуси занесено порядка 189 видов животных и 274 вида растений.
Давайте проверим, как хорошо вы знаете животный мир Беларуси.
https://wordwall.net/ru/resource/70039681
Здорово! Двигаемся дальше!
2.6 Станция «Культурная» (6 мин)
Оборудование: платформа WordWall – игра «Традиции Беларуси».
Наша белорусская национальная история, события, факты, культура Беларуси напрямую связаны со становлением белорусского народа. Белорусские деятели прославили нашу страну далеко за пределами Республики. Беларусь славится своими достопримечательностями: многие города и деревни хранят бесчисленное множество прекрасно сохранившихся архитектурных и культурных памятников, полных неразгаданных тайн белорусской истории! Богата и наша культурная жизнь, которая наполнена интересными традициями, празднованиями, обычаями и ритуалами.
А теперь проверим, как хорошо вы знаете традиции Беларуси.
https://wordwall.net/ru/resource/70052267
3 Подведение итогов. Станция «Любимая» (5 мин)
Оборудование: карточки со словом «Патриот», сердечки.
Белорусы всегда были истинными патриотами своей Родины. Какие же качества отличают белорусского человека? Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно белорусу. На карточке вертикально написано слово «патриот». Вы должны к каждой букве написать качество белорусского жителя.
П – порядочность, приветливость, преданность.
А – авторитет, активность.
Т – терпение, толерантность.
Р – радушие, рассудительность.
И – искренность, исполнительность.
О – отвага, оптимизм.
Т – трудолюбие, тактичность.
К сожалению, наше путешествие подходит к концу. Вы доказали, что знаете нашу страну с разных сторон. Для каждого из нас родная земля – самая приветливая и неповторимая. И где бы мы ни очутились позже, в каких бы прекрасных странах ни побывали, мы всегда будем ждать встречи со своим родимым краем.
Напишите на сердечке, какой бы вы хотели видеть нашу Родину, какая она для вас и прикрепите к доске.